Тема 19. Основные черты конституционного строя Китая
Конституция КНР 1982г. – 4-я по счёту социалистическая конституция в стране, её реальное значение определяется особенностями социалистического государственного права КНР и социально-психологическими факторами. Изменения в Конституцию вносятся по предложению Постоянного комитета ВСНП или 1/5 депутатов ВСНП, принимаются 2/3 депутатов ВСНП.
В Конституции отсутствует ряд важнейших прав и свобод (свободы слова, мысли, право на жизнь), политические права сформулированы кратко, в отличие от социально-экономических. Гражданство приобретается по рождению, иностранцы могут приобрести гражданство. Предусмотрена возможность восстановления гражданства. Граждане обязаны защищать единство государства, хранить государственную тайну, интересы Родины и др.
Государство поддерживает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует при сосуществовании с другими формами распределения. Запрещается дискриминация по национальному признаку, государство гарантирует законные права малочисленных народов. Государство регулирует различные аспекты духовно-культурной жизни. Элементы политической системы: КПК, другие партии и формально неполитические институты, государство и Народный фронт. Помимо КПК действует 8 партий. Государство - социалистическое, демократической диктатуры народа, руководимое рабочими массами и основанное на союзе рабочих и крестьян. Особая роль отводится НОАК.
Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) осуществляет законотворчество, вносит изменения в Конституцию, избирает и утверждает высших должностных лиц, утверждает планы экономического и социального развития, бюджет, решает вопросы административно-территориального устройства, войны и мира. Срок полномочий депутатов – 5 лет, образуется из делегатов собраний народных представителей провинций, автономных областей, городов центрального подчинения, Вооружённых сил, малочисленных национальностей. Предельная численность депутатов – 3000 человек, они не являются профессиональными парламентариями. Сессии проводятся 1 раз в год (2 недели). Законодательная инициатива есть у Президиума сессии ВСНП, Постоянного комитета ВСНП, специальных комиссий ВСНП, Госсовета, Центрального военного совета, Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры, делегаций, насчитывающих не мене 30 депутатов. Законопроекты направляются в делегации, затем они выносятся на голосование.
ПК ВСНП – президиальный орган, избираемый ВСНП на 5 лет, полномочия:
толкование Конституции;
принятие и изменение некоторых законов, толкование их;
контролирует работу Госсовета, ЦВС, ВНС и ВНП;
отменяет акты органов государственной власти провинциального уровня, противоречащие Конституции, законам и др. актам;
принимает решения о всеобщей или частичной мобилизации;
ратифицирует и денонсирует международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей;
присвоение государственных наград, званий, помилование.
Председатель КНР – им может быть избран гражданин КНР, достигший 45 лет, не может занимать должность более 2-х сроков подряд, избирается ВСНП на 5 лет. В случае досрочной вакансии его обязанности исполняет его заместитель, если вакантны обе должности, проводятся выборы. Подписывает и опубликовывает все решения ПК ВСНП, реальная роль определяется его партийным авторитетом.
Государственный совет – центральное народное правительство, исполнительный орган ВСНП, состоит из Премьера, его заместителей, членов Госсовета, министров, глав ведомств. Премьер утверждается ВСНП по предложению председателя КНР, остальные – утверждаются ВСНП по представлению Премьера. Срок полномочий соответствует сроку полномочий ВСНП.
Система административно-территориального деления – трёхзвенная: высший уровень: провинции, автономные области, города центрального подчинения; средний: автономные округа, уезды, автономные уезды; низший: волости, национальные волости, посёлки. Специальными законами созданы особые административные районы Аомынь и Сянган и свободные экономические зоны. Высшими органами государственной власти на местах являются собрания народных представителей соответствующего уровня.
Вариант № 2 (К - О):
Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах: понятие, классификация, органы его осуществляющие.
Избирательный процесс в зарубежных странах.
Судебная система США.
Глава государства Великобритании
- В зарубежных странах
- Зарубежных стран
- Общая часть
- Как отрасль права и учебная дисциплина
- Тема 2. Конституции зарубежных стран
- Конституционный контроль в зарубежных странах
- Тема 3. Основы конституционного строя зарубежных стран
- Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах
- Тема 5. Государственно-территориальное устройство зарубежных стран
- Тема 6. Формы правления зарубежных государств
- Тема 7. Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива в зарубежных странах
- Тема 8.Парламент в зарубежных странах
- Тема 9. Глава государства в зарубежных странах
- Тема 10. Правительство в зарубежных странах
- Тема 11. Судебная власть и ее органы в зарубежных странах
- Тема 12. Конституционные основы местного самоуправления в зарубежных странах
- Особенная часть
- Тема 13. Основы конституционного права сша
- Тема 14. Основные черты конституционного строя Великобритании
- Тема 15. Основные черты конституционного строя Франции. Основы государственного права Федеративной Республики Германия
- Тема 16. Основные черты конституционного строя Италии
- Тема 17. Основы конституционного права зарубежных стран снг (Украина, Казахстан) Украина
- Казахстан
- Основы конституционного права стран Восточной Европы (Болгария)
- Тема 18. Основные черты конституционного строя Японии, Индии
- Тема 19. Основные черты конституционного строя Китая
- Вопросы для подготовки к экзамену