Тема 16. Основные черты конституционного строя Италии
Действующая Конституция Италии была принята Учредительным собранием 22 декабря 1947г., введена в действие 1 января 1948г. В ней отсутствует преамбула, основной текст содержит 139 статей, объединяющиеся в 4 группы норм, посвящённые основным принципам, правам и обязанностям граждан, устройству Республики, переходные и заключительные положения. Поправки принимаются обеими палатами Парламента после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее 3-х месяцев, одобряются абсолютным большинством парламентариев на повторном рассмотрении, проводится референдум. Наиболее серьёзные изменения вносились в 90-е г.г. ХХ в.
Важнейшие основы конституционного статуса человека и гражданина: признание неотъемлемости прав, равенство, защита языковых меньшинств. Выделяются гражданские (право на жизнь, личная свобода, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции и др.), этико-социальные (право на труд, право на оказание социальной помощи, свобода образования профсоюзов, равенство супругов, свобода искусства, науки), экономические (право собственности, свобода частной хозяйственной инициативы) и политические (свобода собраний, свобода объединений, создания политических партий, религиозная свобода и др.) права и свободы. Граждане обязаны быть верными Республике, соблюдать её Конституцию и законы, публичные служащие обязаны исполнять свои обязанности дисциплинированно и честно. Приобретение гражданства: по рождению (право крови и право почвы), натурализация. Прекращение гражданства: отказ от гражданства, утрата гражданства. Возможно восстановление гражданства.
Италия – это демократическая республика, основанная на труде, суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и пределах, установленных в Конституции. Многопартийная система развивается по пути создания двух основных блоков: правоцентристского – «Полюс свободы» («Вперёд, Италия!», Христианско-демократический центр, Национальный альянс) и левоцентристского – «Олива» (Итальянская народная партия, Итальянское обновление, Демократическая партия левых сил). Крупнейшие профцентры: Всеобщая итальянская конфедерация труда, Конфедерация рабочих профсоюзов, Союз труда. Союзы предпринимателей и работодателей: Всеобщая конфедерация итальянской промышленности.
Парламент состоит из Палаты депутатов (630 депутатов, из которых 75% избираются по мажоритарной системе, 25% – по пропорциональной, голосовать могут граждане, достигшие 18 лет, кандидаты – с 25 лет) и Сената (315 выбираются по такой же системе, 5 пожизненных сенаторов, все бывшие Президенты, голосовать могут граждане, достигшие 25 лет, выдвигаться – с 40 лет), равноправных по статусу. Обе палаты избираются на 5 лет, работают одновременно, палаты избирают председателей, вице-председателей, квесторов, формируются парламентские группы, возглавляемые председателями, постоянные и временные комиссии. Сессии начинаются в первые непраздничные дни февраля и октября, кворум на заседаниях – абсолютное большинство парламентариев. Законодательная инициатива принадлежит правительству, каждому парламентарию, областным советам, Национальному совету экономики, не мене, чем 50 тыс. избирателей. Проект вносится в любую палату. Контрольные процедуры: отчёт правительства перед палатами об исполнении бюджета, письменные запросы, неотложные запросы, интерпелляция (выяснение политического мнения правительства по отношению к факту или ситуации), проведение расследований.
Президент имеет типичные полномочия: направление палатам своих посланий, назначение выборов палат, право разрешать правительству направлять законопроекты, промульгация законов, издание декретов, регламентов, право роспуска палат, назначение референдума; назначение должностных лиц, в случаях, предусмотренных законом, ратификация международных договоров, аккредитация и принятие дипломатических представителей; является главнокомандующим вооружёнными силами, объявляет состояние войны; присваивает награды.
Для осуществления всех этих полномочий необходима контрасигнатура (по наиболее важным вопросам – Председателя Совета министров).
Президентом может быть избран гражданин, которому исполнилось 50 лет, он избирается на 7 лет на совместном заседании палат, в котором участвуют по 3 представителя от областей (их избирает областной совет, от Вале-д,Аоста – 1 делегат) большинством в 2/3. Исполняющим обязанности становится председатель Сената, через 15 назначаются новые выборы. За государственную измену или посягательство на Конституцию он может быть предан суду по решению абсолютного большинства палат.
Основные функции Совета министров: бюджетная и финансовая политика, участие в ЕС, военная политика, обеспечение безопасности. Председатель правительства назначается Президентом, по представлению Председателя Президент назначает министров. В течение 10 дней после формирование Правительство должно заручиться поддержкой каждой палаты. Может быть вынесен вотум недоверия, Председатель Правительства может поставить вопрос о доверии, связав его с решением по законопроекту. Недоверие может быт вынесено и отдельному министру. Председатель Правительства несёт политическую ответственность за деятельность Правительства.
К другим высшим органам государственной власти относятся: Конституционный суд, Государственный совет, Счётный суд, Высший совет магистратуры.
Судебная система делится на две ветви: суды общей юрисдикции и административные суды.
Республика состоит из 20 областей, 5 из которых обладают специальным статусом, все они подразделяются на провинции и коммуны. Области вправе объединяться в зоны. Все эти уровни территориального устройства имеют свои автономные полномочия, в том числе финансовые. Органы власти в областях – совет (представительная власть), джунта (исполнительный орган) и её председатель (руководитель области). Органы власти коммун – совет, джунта и синдик. Наиболее широкой автономией обладает Трентино-Альто-Адидже (Южный Тироль).
- В зарубежных странах
- Зарубежных стран
- Общая часть
- Как отрасль права и учебная дисциплина
- Тема 2. Конституции зарубежных стран
- Конституционный контроль в зарубежных странах
- Тема 3. Основы конституционного строя зарубежных стран
- Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах
- Тема 5. Государственно-территориальное устройство зарубежных стран
- Тема 6. Формы правления зарубежных государств
- Тема 7. Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива в зарубежных странах
- Тема 8.Парламент в зарубежных странах
- Тема 9. Глава государства в зарубежных странах
- Тема 10. Правительство в зарубежных странах
- Тема 11. Судебная власть и ее органы в зарубежных странах
- Тема 12. Конституционные основы местного самоуправления в зарубежных странах
- Особенная часть
- Тема 13. Основы конституционного права сша
- Тема 14. Основные черты конституционного строя Великобритании
- Тема 15. Основные черты конституционного строя Франции. Основы государственного права Федеративной Республики Германия
- Тема 16. Основные черты конституционного строя Италии
- Тема 17. Основы конституционного права зарубежных стран снг (Украина, Казахстан) Украина
- Казахстан
- Основы конституционного права стран Восточной Европы (Болгария)
- Тема 18. Основные черты конституционного строя Японии, Индии
- Тема 19. Основные черты конституционного строя Китая
- Вопросы для подготовки к экзамену