logo search
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / Козлова_Система договоров, направленных на создание объектов недвижимости_13

Глава 4. Правовая природа договора о развитии застроенной территории и концессионного соглашения

Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию (WCED), известной также по имени ее председателя как Комиссия Брундтланда, созванной ООН в 1983 г. "в результате растущей озабоченности по поводу быстрого ухудшения состояния окружающей среды, человека и природных ресурсов, и последствий ухудшения экономического и социального развития", был введен термин "устойчивое развитие", который определялся как "удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности" <1>.

--------------------------------

<1> Устойчивое развитие // Википедия: Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5.

В современной научной литературе термин "устойчивое развитие" определяется как управляемое сбалансированное развитие общества, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс человеческой цивилизации <1>, либо как процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений <2>.

--------------------------------

<1> См.: Непомнящий А.С. Строительный комплекс в системе устойчивого развития региона // Устойчивое развитие территории: от теории к практике: Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. Южно-Сахалинск, 2010. С. 63.

<2> См.: Шумейко А.В. О перспективах устойчивого социально-экономического развития города // Устойчивое развитие территории. С. 80.

Указом Президента РФ от 01.04.1996 N 440 была утверждена Концепцияперехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которая определяла в качестве основных направлений перехода России к устойчивому развитию, в частности:

- создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

- разработку системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты;

- оценку хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия.

Причем если изначально устойчивое развитие связывали с обеспечением рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности населения, то в последние годы стали его соотносить и с развитием социально-экономических явлений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Чистобаев А.И. Управление регионом на основе индикаторов устойчивого развития // Экологическое равновесие и устойчивое развитие территории: Сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. (30 - 31 марта 2010 г.). СПб., 2010. С. 18.

В эпоху урбанизации, когда крупные индустриальные города переживают фазу качественной перестройки и реконструкции своей структуры, система устойчивого развития включила в себя принципы и рекомендации в области градостроительства и планирования расселения, застройки территорий.

Данное направление устойчивого развития нашло отражение в ГрК РФ, ст. 1которого определяет устойчивое развитие территорий как обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

В целях устойчивого развития территории также необходимо строить и модернизировать транспортную и социальную инфраструктуру, дающую населению и бизнесу свободу действий, открывающую новые возможности для предпринимательства <1>. Этим целям не отвечает так называемая "точечная" ("уплотнительная") застройка, которая по своей природе противоречит идее создания благоприятных условий проживания граждан и сохранения экологически нормальной среды обитания, потребность в которой прежде всего проистекает из стремления строительной организации получить дополнительную прибыль (нет необходимости расходовать средства на коммуникации, облегченный доступ на строительную площадку) <2>.

--------------------------------

<1> См.: Болвачев А.И., Наумов Ф.А. Финансирование устойчивого развития территорий // Устойчивое развитие территории. С. 20.

<2> См.: Залесский В.В. Нужна ли точечная застройка?// Журнал российского права. 2008. N 7. С. 49.

Необходимость комплексного развития застроенных территорий как элемента устойчивого развития обусловлена целым рядом социальных, градостроительных и экономических факторов:

- социальные факторы связаны с необходимостью размещения в пределах "шаговой доступности" объектов социально-культурного назначения, потребительского рынка и услуг, оптовой торговли, малого предпринимательства;

- градостроительные факторы связаны с низкой интенсивностью использования земли реорганизуемых территорий различного функционального назначения при наличии растущего дефицита территории для нового строительства;

- экономические факторы связаны с высокой инвестиционной привлекательностью территорий размещения пятиэтажного и непригодного для проживания жилья с высоким износом, при его низкой рыночной стоимости, но не признанного аварийным, со снижением объемов дотаций на содержание жилья.

Таким образом, развитие застроенных территорий с учетом всех перечисленных факторов является одной из важнейших социально-экономических и стратегических задач.

Развитие застроенных территорий является новой процедурой реализации крупных инвестиционных проектов по застройке территорий микрорайонов и кварталов в населенных пунктах <1> и должно явиться одним из основных механизмов реализации Федеральной целевой программы"Жилище" на 2011 - 2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 с учетом новых факторов правового, социального, экономического характера также в целях:

--------------------------------

<1> См.: Шарапов В. Развитие застроенных территорий// Право и экономика. 2008. N 2. С. 20.

- формирования нового сегмента жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и ценовой доступности;

- обеспечения земельных участков инженерной, социальной и дорожной инфраструктурой;

- государственной поддержки внедрения новых современных технологий и проектов при осуществлении жилищного строительства;

- модернизации и обновления оборудования, повышения эффективности технологий строительства и производства строительных материалов и др.

Развитие застроенной территории представляет собой сложный как с экономической, так и с правовой точки зрения процесс, одним из этапов которого являются заключение и реализация договора о развитии застроенной территории.