logo
Б 012 осень 15-16_ Готово / Учебники / Гражданское право 1 и 2 части вместе / Козлова_Система договоров, направленных на создание объектов недвижимости_13

§ 1. Современное состояние правового регулирования

договорных отношений в сфере инвестиционной деятельности

Исследование вопросов инвестиционного договора, к сожалению, необходимо начать с изучения института нетипичных договоров.

Институт нетипичных договоров до настоящего времени не подвергнут полному анализу, что, как отмечалось еще классиками российской цивилистики, приводит к определенного рода затруднениям как в общетеоретическом плане, так и в правоприменительной практике <1>.

--------------------------------

<1> См.: Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1950. С. 117.

Использование термина "нетипичный" применительно к договорам спорно, в юридической литературе отмечается существование нескольких возможных вариантов его толкования.

Исходя из определений понятий "типичный" <1> и "типическое" <2>, можно понимать указанный термин как "отклоняющийся от типа, не подходящий ни к какому типу". Однако такое разъяснение нетипичного договора может больше поставить вопросов, чем дать ответов, и тем более не позволит установить единообразного понимания нетипичного договора <3>.

--------------------------------

<1> Ожегов С.И. Указ. соч. С. 709.

<2> См.: Философский энциклопедический словарь. С. 455.

<3> См.: Батлер Е.А. Непоименованные договоры. М., 2008. С. 12.

Ряд ученых к нетипичным договорным отношениям относили наряду со смешанными и непоименованными договорами также и квазидоговоры, то есть фактические договорные отношения, не имеющие юридической силы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ойгензихт В.А. Нетипичные договорные отношения в гражданском праве: Учебное пособие. Душанбе, 1984. С. 15 - 17.

Под нетипичным может также пониматься и договор, который не противоречит действующему гражданскому законодательству и содержит в себе признаки одного или нескольких типичных (поименованных) договоров, специфическое сочетание которых позволяет относить его к самостоятельным гражданско-правовым договорам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Писчиков В.А. Смешанные и нетипичные договоры в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 7.

Очевидно, что возможность применения понятия "нетипичный" к определению гражданско-правовых договоров есть предмет самостоятельного научного исследования. Но, поскольку любое исследование требует оперирования либо общепринятыми терминами, не вызывающими сомнения в том, какие понятия им соответствуют, либо терминами, значение которых оговаривается, для целей рассмотрения правовой природы инвестиционного договора предлагается использовать термин "нетипичный" в качестве аналога термина "непоименованный" <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник"Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право" (том 3) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

<1> См.: Гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. Т. 3: Обязательственное право. С. 179, 181.

Гражданский кодекс РФ в п. 2 ст. 421закрепляет, что стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Исследуемый в теории гражданского права вопрос о сущности непоименованного договора освещен законодателем в словосочетании "не предусмотренный законом или иными правовыми актами" <1>.

--------------------------------

<1> Батлер Е.А. Указ. соч. С. 7.

Зачастую в юридической литературе можно встретить мнение, что непоименованным договором считается любой договор, не урегулированный нормами ГКРФ <1>. Однако очевидно, что данное утверждение прямо противоречит нормеп. 2 ст. 421ГК РФ. Следует согласиться с М.Н. Илюшиной, которая полагает, что нельзя считать нетипичным явлением договор, урегулированный федеральным законом или иным нормативным правовым актом, содержащим нормы гражданского законодательства, так как в данном случае уже имеет место специальное регулирование возникших общественных отношений <2>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарийк Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 1997.

<1> См.: Комментарий к ГК РФ, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 3-е изд., испр., доп. и перераб. М., 2008. С. 945; Телюкина М.В. Понятие сделки: теоретический и практический аспекты // Адвокат. 2002. N 8. С. 42, 43.

<2> См.: Илюшина М.Н. Правовой режим сделок в коммерческих отношениях: вопросы становления в доктрине, законодательстве и правоприменительной практике: Монография. М., 2011. С. 92.

Таким образом, поименованным является договор, предусмотренный как нормами ГКРФ, так и другими законами и иными правовыми актами. Возникает вопрос, какой договор считать "предусмотренным"?

Еще классик российской цивилистики Д.И. Мейер, говоря о разделении гражданско-правовых договоров на "именные" и "безымянные", отмечал, что "договор самостоятельный, или именной, обсуждается ближайшим образом по определениям законодательства, установленным относительно того договора, при недостатке же таких определений применяются к нему общие определения о договорах" <1>.

--------------------------------

<1> Мейер Д.И. Указ. соч. Ч. 2. С. 159.

Опуская весьма экзотическую точку зрения В.В. Кулакова, утверждающего, что в гражданско-правовой сфере не может быть непоименованных договоров, поскольку правила обо всех типах заключаемых договоров содержатся в ГКРФ <1>, следует указать, что современные ученые воспринимают непоименованный договор как:

--------------------------------

<1> См.: Кулаков В.В. Сложные обязательства в гражданском праве: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 14.

- договор, не укладывающийся в рамки определенного не только вида, но и типа договора <1>;

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

МонографияМ.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. С. 409.

- договор, заключаемый сторонами на основе ими же самостоятельно разработанной договорной модели <1>;

--------------------------------

<1> См.: Научно-практический комментарий к части первой ГК РФ для предпринимателей. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1999. С. 547.

- договор, правовая база которого ограничивается общими положениями об обязательстве и договоре <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Монография"Система договоров в гражданском праве России" (Романец Ю.В.) включена в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2013 (2-е издание, переработанное и дополненное).

<1> См.: Романец Ю.В. Указ. соч. С. 71.

В данном случае следует согласиться с высказанными мнениями, что отсутствие законодательного указания на предмет и существенные условия того или иного договора позволяет говорить о его непоименованности, независимо от того, определено или нет законодателем наименование такого договора <1>.

--------------------------------

<1> См.: Андреева Л.В. Защита прав сторон непоименованных договоров// Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 11; Батлер Е.А. Указ. соч. С. 10.

В соответствии со ст. 1Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Данное положение предусматривает весьма широкое определение категории "инвестиции", что обусловливается стремлением подчинить регулированию максимально широкий круг правоотношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: Монография. М., 2012. С. 39.

Приведенная норма явно неудовлетворительна. Во-первых, нет смысла детально перечислять имущество, если его перечень не является исчерпывающим. Во-вторых, что более существенно, неясно, что имеется в виду под выражением "вложение средств в объекты предпринимательской и других видов деятельности". Понятие вложения не конкретизируется. Возмездно ли оно? Осуществляется на срок или бессрочно? В-третьих, необходимо ли для того, чтобы считать вложенные средства инвестициями, одновременно преследовать две цели: получение прибыли и достижение положительного социального эффекта - либо достаточно одной из них <1>?

--------------------------------

<1> См.: Цепов Г.В. Инвестиции в строительство: проблемы гражданско-правового регулирования // Юридический мир. 2001. N 2. С. 42, 43.

Инвестиционная деятельность в указанном Законеопределяется как вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Однако, как известно, ЗаконРСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" в настоящее время применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", который вст. 1инвестиции определяет как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность в названном нормативном правовом акте определяется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Особое внимание необходимо обратить на то, что ни ЗаконРСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", ни Федеральныйзакон"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" не предусматривают опосредование отношений участников инвестиционной деятельности именно инвестиционным договором (контрактом), говоря лишь вст. 7ист. 8соответственно о том, что отношения между участниками инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии сГКРФ.

Положениео принятии федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.08.2007 N 505, - единственный нормативный правовой акт, фиксирующий понятие инвестиционного договора. Согласноп. 2указанного Положения это договор, устанавливающий права и обязанности лиц в связи с осуществлением ими деятельности по инвестированию бюджетных средств для строительства, реконструкции, реставрации недвижимого имущества независимо от наименования договора (инвестиционный договор, договор на реализацию инвестиционного проекта, договор простого товарищества и т.д.).

Однако подобное положение не может считаться определением самостоятельного договорного обязательства, так как понятие инвестиционного договора в этом случае дано как собирательное, объединяющее различные правовые конструкции исходя из единой экономической цели участников инвестиционной деятельности.

Необходимо также отметить определение инвестиционного договора, сформулированного в Положениио порядке распоряжения недвижимым имуществом ОАО "РЖД", утв. Приказом ОАО "РЖД" от 07.11.2008 N 150, следующим образом: инвестиционный договор - это договор простого товарищества (договор о совместной деятельности), предусматривающий обязательства сторон соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица с целью реализации инвестиционного контракта на условиях внесения одной из сторон (сторонами) в качестве вклада недвижимого имущества и возникновения права общей долевой собственности сторон на это имущество и (или) результат инвестирования.

Представляется, что нет абсолютно никакого смысла вводить понятие "инвестиционный договор", определяя его как поименованный договор простого товарищества.

Таким образом, в настоящее время инвестиционный договор (контракт) нельзя признать поименованным договором, в связи с чем не представляется возможным определить его место в системе гражданско-правовых договоров.

Многие современные ученые-цивилисты справедливо утверждают, что набор поименованных договоров любой страны, а особенно это относится к современной России, переживающей коренную перестройку своей экономики, всегда отстает от потребностей оборота и такое отставание неизбежно, поскольку всякий акт, посвященный гражданским правоотношениям, отражает потребности практики, которые определяются лишь на момент его издания <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

МонографияМ.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. С. 404.

Комплекс инвестиционных отношений в России на сегодняшний день уже сформировался, однако состояние их законодательного регулирования не позволяет создать достаточно эффективную инвестиционную сферу, что негативно сказывается на перспективах развития отечественной экономики <1>, учитывая, что экономико-правовое положение субъектов хозяйственной деятельности зависит прежде всего от механизма ее регулировании, сложившегося в стране.

--------------------------------

<1> См.: Власова А.Ю. Категория "инвестиции" в российском законодательстве// Внешнеторговое право. 2007. N 1. С. 34.

Можно говорить о том, что несовершенство законодательства связано с тем, что не отражает реальных потребностей рыночной экономики, и в связи с этим следует согласиться с выводом о необходимости формирования комплексного регулирования экономических отношений, и тогда наша экономика станет инвестиционно привлекательной <1>.

--------------------------------

<1> См.: Яковлев В.Ф. О некоторых проблемах правового регулирования в современной России // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата. С. 32.

Бесспорно, в настоящее время волей самих участников гражданских правоотношений в установленных законом рамках возникла такая конструкция, как "инвестиционный договор". Отнесение данного договора к непоименованным (нетипичным) и, соответственно, отсутствие специального правового регулирования уже тормозят развитие гражданского оборота, доставляя немало хлопот правоприменительной практике.

Отсутствие должного правового регулирования инвестиционных отношений на федеральном уровне породило активное региональное законотворчество. Органы государственной власти всех регионов России заинтересованы в активизации инвестиционной деятельности на своих территориях в целях обеспечения роста экономики региона, что способствует повышению уровня жизни населения.

Высокий уровень инвестиционной привлекательности является одним из основных факторов, способствующих поддержанию стабильно высоких темпов социально-экономического развития региона. Однако значительная дифференциация в экономическом развитии субъектов РФ формирует различные условия, как объективные, так и субъективные, осуществления инвестиционного процесса <1>.

--------------------------------

<1> См.: Биткина И.В. Повышение инвестиционной привлекательности региона как условие его социально-экономического развития (на примере Московской области): Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. С. 3.

Каждый регион осуществляет правовое стимулирование инвестиционной деятельности в соответствии со своей спецификой и традициями, но где объединяющим началом служат нормы федерального законодательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бубенщиков А.Д. Проблемы финансово-правового стимулированияинвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2007. N 4. С. 21.

Отмечалось, что на начало 2007 г. в 81 субъекте РФ было выпущено около 908 законов регионального уровня, предпринимались попытки их систематизации. В частности, выделялись следующие четыре группы законов:

1) утверждающие те или иные региональные инвестиционные программы в рамках бюджета;

2) о займе (выпуске облигаций) для инвестиционных целей;

3) о привлечении (гарантиях, защите) иностранных инвестиций;

4) посвященные общему вопросу привлечения (гарантий, защиты) инвестиций в экономику, осуществляемых в форме капитальных вложений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Трофимов А.М. О региональном инвестиционном законодательстве(законотворчество субъектов Российской Федерации) // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 4. С. 29.

В настоящее время только в 7 из 83 субъектов РФ не приняты законы, регулирующие вопросы инвестиционной деятельности и (или) государственной поддержки инвестиций, и (или) иностранных инвестиций. К таковым относятся: Республика Башкортостан, Белгородская область, Иркутская область, Саратовская область, Москва, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ.

Примечательно, что в Москве при отсутствии правового регулирования инвестиционной деятельности на уровне субъекта РФ действует Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", предусматривающий в ст. 9.10ответственность за нарушение порядка распоряжения и использования объекта нежилого фонда при осуществлении инвестиционной деятельности.

Недостаточность правового регулирования инвестиционных отношений на уровне федерального законодательства приводит к тому, что его нормы не могут выполнить роль объединяющего начала для нормативных правовых актов субъектов РФ, что негативно отражается на нормотворческом процессе в данной сфере на уровне субъектов РФ и, соответственно, приводит к серьезным проблемам в правоприменительной практике.

Законы субъектов РФ можно разделить на несколько групп: 1) определяют понятия инвестиций и инвестиционной деятельности аналогично нормам федерального законодательства либо не приводят собственных определений; 2) содержат определения, в целом совпадающие с нормами федерального законодательства, но без указания на необходимость денежной оценки инвестиций; 3) предлагают определения, кардинально отличающиеся от определений, установленных федеральным законодательством; 4) избегают вообще определения указанных понятий.

К законам субъектов первой группы относятся:

- Закон Республики Адыгея от 09.02.1998 N 64 "Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея";

- Закон Республики Алтай от 05.06.2002 N 5-31 "Об инвестиционной деятельности в Республике Алтай";

- Закон Республики Бурятия от 08.05.2009 N 868-IV "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия";

- Закон Республики Дагестан от 07.10.2008 N 42 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан";

- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16.04.2001 N 23-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике";

- Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.2011 N 23-РЗ "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике";

- Закон Республики Калмыкия от 01.03.2013 N 413-ГУ-З "О государственной поддержке и защите прав субъектов инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия";

- Закон Республики Карелия от 05.03.2013 N 1687-ЗРК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия";

- Закон Республики Коми от 28.06.2005 N 71-РЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми";

- Закон Республики Марий Эл от 21.03.2012 N 17-З "Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений";

- Закон Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 N 1337-IV "Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия);

- Закон Республики Северная Осетия - Алания от 15.04.2000 N 8-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия - Алания";

- Закон Республики Татарстан от 25.11.1998 N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан";

- Закон Республики Тыва от 29.12.2004 N 1171 ВХ-1 "Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва";

- Закон Республики Хакасия от 02.04.2010 N 27-ЗРХ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия";

- Закон Чувашской Республики от 25.05.2004 N 8 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике";

- Закон Камчатского края от 22.09.2008 N 129 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае";

- Закон Краснодарского края от 02.07.2004 N 731-КЗ "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае";

- Закон Ставропольского края от 01.10.2007 N 55-КЗ "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае";

- Закон Хабаровского края от 23.11.2011 N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае";

- Закон Амурской области от 05.09.2007 N 374-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Амурской области";

- Закон Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области";

- Закон Волгоградской области от 02.03.2010 N 2010-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области";

- Закон Вологодской области от 08.05.2013 N 3046-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Вологодской области и о внесении изменений в отдельные законы области";

- Закон Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области";

- Закон Ивановской области от 17.05.2007 N 62-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области";

- Закон Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области";

- Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 102-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области";

- Закон Кировской области от 02.07.2010 N 537-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области";

- Закон Костромской области от 14.10.1997 N 12 "Об инвестиционной деятельности в Костромской области";

- Закон Курганской области от 28.10.1997 N 79 "Об инвестиционной деятельности в Курганской области, осуществляемой в форме капитальных вложений";

- Закон Курской области от 12.08.2004 N 37-3КО "Об инвестиционной деятельности в Курской области";

- Закон Магаданской области от 04.03.2008 N 980-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Магаданской области";

- ЗаконМосковской области от 16.07.2010 N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области";

- Закон Мурманской области от 11.01.2011 N 1315-01-ЗМО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области";

- Закон Омской области от 11.12.2012 N 1497-ОЗ "О государственной политике Омской области в сфере инвестиционной деятельности";

- Закон Оренбургской области от 05.10.2009 N 3119/712-ГУ-ОЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений";

- Закон Орловской области от 06.10.2009 N 969-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области";

- Областной закон Ростовской области от 01.10.2004 N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области";

- Закон Рязанской области от 06.04.2009 N 33-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области";

- Закон Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области";

- Закон Смоленской области от 23.12.2002 N 95-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области";

- Закон Тамбовской области от 05.12.2007 N 303-З "О государственной инвестиционной политике и государственных преференциях Тамбовской области";

- Закон Тверской области от 06.06.2008 N 67-ЗО "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области";

- Закон Челябинской области от 28.08.2003 N 175-ЗО "О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области";

- Закон Ярославской области от 19.12.2005 N 83-З "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области";

- Закон ХМАО - Югры от 31.03.2012 N 33-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";

- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.02.1998 N 6-ЗАО "Об инвестициях".

В законах, регулирующих инвестиционную деятельность, ряда субъектов РФ содержатся определения инвестиций, совпадающие в целом с определениями, данными федеральным законодательством, но без указания на необходимость денежной оценки инвестиций. К таковым относятся:

- Закон Алтайского края от 09.12.1998 N 61-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае";

- Закон Удмуртской Республики от 22.06.2006 N 26-РЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике";

- Закон Нижегородской области от 31.12.2004 N 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области";

- Закон Тюменской области от 08.07.2003 N 159 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области".

Законы ряда субъектов РФ предлагают определения инвестиций и (или) инвестиционной деятельности, отличные от тех, что даны федеральным законодательством.

Закон Республики Ингушетия от 07.12.1996 N 15-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия", определяя понятие "инвестиции", также не дает указаний на их денежную оценку и уточняет, что вложение инвестиций должно осуществляться с целью получения прибыли (дохода) и достижения положительного социально-экономического эффекта. Понятие "инвестиционная деятельность" также уточняется и определяется как процесс вложения инвестиций в объекты инвестирования, представляющий собой систему последовательных практических действий по осуществлению этих вложений в формах, предусмотренных законом. Кроме того, Закон Республики Ингушетия от 21.04.2000 N 7-РЗ "О гарантиях частных инвестиций в Республике Ингушетия" дает иное определение инвестиций - затраты частного инвестора на объект инвестиционной деятельности.

Закон Чеченской Республики от 10.07.2006 N 16-РЗ "Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике" содержит определения инвестиций и инвестиционной деятельности, идентичные определениям, содержащимся в федеральном законодательстве, однако в то же время согласно Закону Чеченской Республики от 19.07.2006 N 21-РЗ "Об иностранных инвестициях в Чеченской Республике" инвестиционная деятельность - совокупность тактических действий, направленных на реализацию любых форм иностранных инвестиций, предусмотренных законом.

Закон Красноярского края от 30.09.2004 N 12-2278 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае" закрепляет, что инвестициями признаются материальные, нематериальные и прочие активы (денежные средства, ценные бумаги, основные фонды, технологические разработки, любое другое имущество и (или) имущественные права), вкладываемые в реализацию проектов по расширению, реконструкции, модернизации и созданию новых производственных мощностей на территории края.

Закон Архангельской области от 24.09.2010 N 188-15-ОЗ "О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности" дает следующее определение инвестиционной деятельности - это осуществление на территории Архангельской области капитальных вложений, в том числе создание новых и (или) расширение существующих производственных мощностей, создание и развитие инфраструктуры, переустройство существующих объектов основных средств, связанных с повышением технико-экономических показателей производства и осуществляемых по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и (или) изменения номенклатуры продукции. Иные понятия, используемые в данном нормативном правовом акте, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.

Закон Брянской области от 19.08.1996 N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области" также не дает указаний на обязательную денежную оценку инвестиций и устанавливает, что вложение инвестиций должно преследовать положительный социальный эффект.

Закон Псковской области от 12.10.2005 N 473-ОЗ "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области" в определении инвестиции указывает на необходимость достижения общественно полезного эффекта, а под инвестиционной деятельностью понимает осуществление практических действий по вложению инвестиций в основные средства.

ЗаконСанкт-Петербурга от 30.07.1998 N 185-36 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга" закрепляет, что инвестиции - денежные средства, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальная собственность, направляемые на создание или модернизацию основных средств производственного и непроизводственного характера, в том числе на приобретение имущества для их создания или модернизации, в целях последующего получения дохода от их использования.

Законы значительного ряда субъектов РФ, регулирующие вопросы инвестиционной деятельности, вообще уходят от определения понятий "инвестиции" и "инвестиционная деятельность", относительно применяемой терминологии даже не содержат отсылок к федеральному законодательству. К таким нормативным правовым актам относятся:

- Закон Республики Мордовия от 20.02.2006 N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия";

- Закон Приморского края от 10.05.2006 N 354-КЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Приморском крае";

- Закон Архангельской области от 24.09.2010 N 188-15-ОЗ "О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности";

- Закон Новосибирской области от 14.04.2007 N 97-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области" и законы Забайкальского края, Калужской, Ленинградской, Свердловской, Тульской, Пензенской, Томской, Новгородской областей.

Что касается непосредственно понятия "инвестиционный договор" ("инвестиционное соглашение", "договор о государственной поддержке инвестиционной деятельности", "договор об осуществлении инвестиционной деятельности", "соглашение о реализации инвестиционного проекта"), законы субъектов РФ: 1) не дают собственного определения аналогично нормам федерального законодательства; 2) не дают собственного определения, но устанавливают круг существенных условий; 3) предлагают собственное определение договора, исходя из интересов субъекта РФ и сложившейся практики.

Федеральный закон"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" устанавливает, как уже отмечалось, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии сГКРФ.

Законы ряда субъектов РФ, в частности, вышеназванные нормативные правовые акты Республики Алтай, Республики Татарстан, Курской области и Ямало-Ненецкого автономного округа повторяют данное положение Федерального закона. Однако Закон Республики Татарстан от 19.07.1994 N 2180-XII "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан" вводит понятие "инвестиционное соглашение", которое определяет как договор между иностранным инвестором и Кабинетом Министров Республики Татарстан или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Татарстан об условиях реализации инвестиционного проекта на территории Республики Татарстан. Аналогичное определение инвестиционного соглашения представлено также в Законе Камчатского края от 22.09.2008 N 129 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае" и Законе Краснодарского края от 02.07.2004 N 731-КЗ "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае".

В целом такую же формулировку содержит Закон Ставропольского края от 01.10.2007 N 55-кз "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае", только с оговоркой о соответствии инвестиционного проекта приоритетным направлениям инвестиционной деятельности на территории края.

Инвестиционное соглашение предусматривается и законами других субъектов РФ. Так, Закон Республики Бурятия от 08.05.2009 N 868-IV "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия" устанавливает, что инвестиционное соглашение - договор между Правительством Республики Бурятия и инвестором, определяющий права, обязанности и ответственность сторон, объемы, направления и сроки вложения инвестором инвестиций, конкретные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, срок действия соглашения; бизнес-план в виде приложения.

Закон Республики Дагестан от 07.10.2008 N 42 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан" определяет, что инвестиционное соглашение заключается от имени Республики Дагестан Правительством Республики Дагестан с инвестором, реализующим приоритетный инвестиционных проект, и устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, права и обязанности сторон, объемы, направления и сроки вложения инвестиций, ответственность сторон. Аналогичное определение инвестиционного соглашения содержится и в Законе Костромской области от 14.10.1997 N 12 "Об инвестиционной деятельности в Костромской области".

Согласно Закону Ставропольского края от 01.10.2007 N 55-кз "Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае" инвестиционное соглашение заключается между Правительством Ставропольского края и субъектами инвестиционной деятельности на основании инвестиционного проекта, который соответствует приоритетным направлениям инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края. К существенным условиям инвестиционного соглашения этот Закон относит:

- предмет соглашения; объем и сроки инвестиций;

- перечень обязательных к достижению показателей, характеризующих получение экономического и (или) иного полезного для Ставропольского края эффекта;

- условия и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности;

- формы отчетности, порядок и сроки ее предоставления;

- права и обязанности сторон; ответственность сторон за нарушение условий инвестиционного соглашения; порядок и основания его досрочного расторжения и иные условия.

Закон Хабаровского края от 23.11.2011 N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае" предусматривает предоставление государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности субъектам инвестиционной деятельности на основании инвестиционного соглашения (в отношении инвестиционных проектов, признанных приоритетными). Данным нормативным правовым актом устанавливаются даже существенные условия такого соглашения, к которым относятся:

- общая характеристика инвестиционного проекта (объект капитальных вложений, стоимость, сроки реализации инвестиционного проекта, объем налоговых платежей, подлежащий уплате в бюджет края, а также количество рабочих мест при создании предприятий, учреждений, организаций);

- права и обязанности сторон;

- формы и порядок обмена информацией и предоставления отчетности субъектами инвестиционной деятельности;

- ответственность сторон за нарушение условий инвестиционного соглашения;

- срок инвестиционного соглашения, порядок внесения в него изменений и его досрочного расторжения.

Законом Ивановской области от 17.05.2007 N 62-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области" инвестиционное соглашение определяется как гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между Правительством Ивановской области и инвестором, определяющий права, обязанности и ответственность сторон, а также порядок, условия и форму предоставления государственной поддержки.

Закон Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" закрепляет, что инвестиционное соглашение - документально оформленное соглашение между Калининградской областью (в лице уполномоченного исполнительной власти области) и инвестором о предоставлении мер государственной поддержки.

Существенные условия инвестиционного соглашения, определенные данным Законом, включают в себя:

- полное наименование участников соглашения, срок его действия, исчисленный в соответствии с законом;

- вид и сумму инвестируемых средств с указанием срока окончания строительства и (или) ввода объекта инвестиций в эксплуатацию;

- описание объекта инвестиций;

- обязательства инвестора с указанием дополнительных налоговых поступлений в результате осуществления инвестиций, а также суммарной годовой налоговой нагрузки;

- форму государственной поддержки;

- обязательства инвестора выполнять требования закона, в том числе в части ответственности и отчетности инвестора;

- бизнес-план в виде приложения к инвестиционному соглашению.

ЗаконМосковской области от 16.07.2010 N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" устанавливает, что в целях реализации мероприятий инвестиционных программ или отдельных инвестиционных проектов Правительство Московской области или уполномоченный им центральный исполнительный орган государственной власти Московской области вправе заключать соглашения о реализации инвестиционных проектов. Не давая определения данному соглашению, указанный Закон закрепляет его существенные условия: объект соглашения; срок действия соглашения и (или) порядок его определения; объемы и сроки вложения инвестиций; права и обязанности сторон; требования, в том числе экологические, при реализации инвестиционного проекта; предполагаемые меры поддержки со стороны Московской области.

Закон Рязанской области от 06.04.2009 N 33-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области", в свою очередь, определяет существенные условия инвестиционного соглашения:

- сроки и объемы осуществления инвестиций, срок окупаемости инвестиционного проекта;

- перечень имущества, создаваемого, приобретаемого и (или) арендуемого для реализации инвестиционного проекта;

- формы, размер и срок предоставления государственной поддержки;

- обязательства получателя государственной поддержки по предоставлению отчетности, установленной Правительством Рязанской области;

- основания для приостановления и прекращения государственной поддержки, в том числе в одностороннем порядке;

- при необходимости - отлагательное условие о вступлении в силу положений о предоставлении государственной поддержки из областного бюджета после принятия соответствующих изменений в закон об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Закон Тюменской области от 08.07.2003 N 159 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области", в свою очередь, определяет, что инвестиционное соглашение, заключаемое между Правительством области и держателем инвестиционного проекта после утверждения инвестиционного проекта, должно содержать следующие условия: объем и сроки инвестиций; перечень обязательных к достижению показателей, характеризующих получение положительного экономического и (или) социального эффекта для Тюменской области; условия и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности; формы отчетности, порядок и сроки ее предоставления.

Очень интересное определение представлено в Законе Кировской области от 02.07.2010 N 537-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области": инвестиционное соглашение - соглашение, заключаемое между Правительством Кировской области, муниципальными образованиями, на территории которых реализуется (планируется к реализации) инвестиционный проект (в случае участия муниципальных образований в заключении инвестиционного соглашения), и частным инвестором - резидентом парковой зоны или частным инвестором - обладателем Патронажного сертификата, претендующим на предоставление государственной поддержки и реализующим или планирующим реализацию инвестиционного проекта. Патронажный сертификат Губернатора Кировской области - документ, предоставляемый наиболее значимым инвестиционным и инновационным проектам в сфере социально-экономического развития области, а резидент парковой зоны - частный инвестор, осуществляющий деятельность на территории парковой зоны и заключивший соглашение о ведении деятельности в парковой зоне. Парковая зона интенсивного развития - обустроенная по единому плану территория, включающая элементы транспортной, инженерной и деловой инфраструктуры для эффективного функционирования различных производств, ориентированных на получение экономического, социального, бюджетного эффектов от использования инфраструктуры.

Далее необходимо рассмотреть определение инвестиционного договора законодательством субъектов РФ.

Закон Республики Ингушетия от 21.04.2000 N 7-РЗ "О гарантиях частных инвестиций в Республике Ингушетия" закрепляет, что инвестиционный договор - гражданско-правовой договор, определяющий права, обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности в отношении объекта инвестиционной деятельности. Аналогичное определение предлагает и Закон Чеченской Республики от 10.07.2006 N 16-РЗ "Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике".

Весьма интересное определение инвестиционному договору дает Закон Забайкальского края от 27.02.2009 N 148-ЗЗК "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Забайкальском крае": это соглашение, заключенное между высшим исполнительным органом государственной власти края или уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края и инвестором, в соответствии с которым инвестор обязуется осуществлять инвестиции в определенном порядке и размере в установленные сроки, а высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края - предоставлять инвестору государственную поддержку в предусмотренных законом формах.

Согласно Закону Приморского края от 10.05.2006 N 354-КЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Приморском крае" инвестиционный договор - соглашение, определяющее права, обязанности и ответственность сторон, а также форму, порядок и условия предоставления государственной поддержки, заключенное между Администрацией Приморского края и инвестором (инвесторами), который реализует приоритетный инвестиционный проект.

По Закону Оренбургской области от 05.10.2009 N 3119/712-ГУ-ОЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений" закрепляет, что инвестиционный договор - гражданско-правовой договор между Правительством Оренбургской области и субъектом инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционный проект или инвестиционную программу с предоставлением поддержки со стороны органов государственной власти.

Наконец, Областной закон Ростовской области от 01.10.2004 N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области" устанавливает, что инвестиционный договор - заключаемый администрацией Ростовской области с инвестором (инвесторами) договор, устанавливающий объемы, направления и сроки осуществления инвестиций, условия и порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме налоговых льгот, а также права и обязанности сторон.

Кроме того, в законах субъектов РФ встречаются такие определения:

- договор о государственной поддержке инвестиционной деятельности - это договор между Правительством Республики Хакасия и инвестором, определяющий права, обязанности и ответственность сторон, объемы, сроки и объекты капитальных вложений, конкретную форму государственной поддержки инвестиционной деятельности, срок действия, порядок расторжения договора и прочие условия (Закон Республики Хакасия от 02.04.2010 N 27-ЗРХ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия");

- инвестиционный договор (контракт) - договор (контракт), подписанный двумя или несколькими субъектами инвестиционной деятельности, оговаривающий их права, обязанности и ответственность (Закон Амурской области от 05.09.2007 N 374-ОЗ "Об инвестиционной деятельности в Амурской области");

- договор об осуществлении инвестиционной деятельности - договор между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области и инвестором, реализующим особо значимый инвестиционный проект, в котором устанавливаются их взаимные права и обязанности в процессе реализации инвестором инвестиционного проекта, а также конкретные условия, параметры и сроки предоставления инвестору мер государственной (областной) поддержки инвестиционной деятельности в соответствии с действующим законодательством (Закон Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области").

Наконец, особое внимание следует уделить законам двух субъектов РФ. Закон Пензенской области от 30.06.2009 N 1755-ЗПО "Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области" устанавливает, что меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Пензенской области распространяются на приоритетные инвестиционные проекты и осуществляются "на основании заключения инвестиционного соглашения, носящего характер договора (контракта)". Данный Закон определяет существенные условия такого соглашения:

- формы государственной поддержки инвестиционной деятельности;

- права и обязанности сторон;

- объемы, направления и сроки вложения инвестиций, количество дополнительно создаваемых рабочих мест и планируемый уровень заработной платы, расчет налоговых поступлений по уровням бюджетной системы на срок реализации приоритетного инвестиционного проекта и последующие три года постинвестиционного периода, иные существенные для оценки значимости проекта показатели;

- ответственность сторон за нарушение условий инвестиционного соглашения и порядок его досрочного расторжения.

Закон Свердловской области от 23.05.2011 N 28-ОЗ "Об участии Свердловской области в государственном частном партнерстве" упоминает об участии Свердловской области в комплексном инвестиционном проекте на основании соглашения о реализации комплексного инвестиционного проекта. Не раскрывая далее этого понятия, данным актом закреплено, что примерная форма такого соглашения должна быть утверждена Правительством Свердловской области.

Примечательно, что вышеназванные акты Пензенской и Свердловской областей признают на уровне нормативных правовых актов, что участие данных субъектов РФ в инвестиционной деятельности представляет собой форму государственно-частного партнерства, под которым оба Закона понимают сотрудничество субъекта РФ с юридическими или физическими лицами, направленное на социально-экономическое развитие субъекта (в реализации социально значимых проектов на территории субъекта).

Краткий анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ лишь по трем позициям понятийного аппарата ("инвестиции", "инвестиционная деятельность" и "инвестиционный договор") показал, что единое понимание и толкование этих категорий на законодательном уровне отсутствует, а это, в свою очередь, порождает проблему применения мер ответственности в данной сфере. Ведь эффективность любого законодательства определяется и точностью понятий и категорий, поскольку они фиксируют сущность правовых явлений и охватывают и обозначают конкретику многоликих общественных отношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тимченко Г.П. Методология принципов нотариального процесса // Цивилистическая процессуальная мысль: Международный сборник научных статей. Киев, 2013. Вып. 2: Нотариальный процесс. С. 71.

Справедливо отмечается также, что нестабильность терминологических понятий создает прямую угрозу эффективности нормотворческого процесса. В связи с этим в настоящее время на первый план выходит проблема унификации терминологии в российском нормативном массиве <1>.

--------------------------------

<1> См.: Туранин В.Ю. Проблемы и перспективы унификации терминологии // Журнал российского права. 2002. N 11. С. 46.

С другой стороны, даже столь кратко проведенный анализ законодательства субъектов РФ показывает назревшую необходимость упорядочения правового регулирования уже давно возникших общественных отношений, связанных с инвестированием.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4