logo search
Муниципальное право РП

Тема № 3. Понятие и система местного самоуправления (4 часа)

1. Понятие местного самоуправления.

2. Основные теории о сущности и природе местного самоуправления.

3. Принципы местного самоуправления.

4. Функции местного самоуправления.

5.Организационные формы осуществления местного самоуправления (общая характеристика).

Задание № 1. Глава муниципального образования района внес на рассмотрение районного собрания депутатов проекта структуры и порядка формирования органов местного самоуправления. Президент республики сначала согласовал проект в соответствующих министерствах, а также установил району предельную численность муниципальных служащих (27 человек) и соответствующий фонд заработной платы.

Правомерны ли действия Президента республики? Охарактеризуйте принцип самостоятельности решения вопросов местного значения.

1. Следует отметить, что понятие «местного самоуправления» как «права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» установлено Европейской хартией местного самоуправления от 15 октября 1985 г., и легло в основу современного закреп­ленного Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах...» понятия местного самоуправления. Вместе с тем оно имеет существенные отличия от понятий местного самоуправления предшествующих исторических периодов Формы самоорганизации коллективов возникали задолго до образования государства. Главным объединяющим факто­ром тогда являлся «общий интерес», а совместная деятельность реализовывалась на основе самоуправления.

Основное назначение местного самоуправление определяется в статье 130 Конституции РФ. Местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ; обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления; осуществляется в границах муниципальных образований; осуществляется в интересах населения и его исторических и местных традиций; не входит в систему органов государственной власти.

2. Усложнение общественных связей, приведшее к образованию государств, на повестку дня поставило проблему сосуществования самоуправляющегося сообщества и государства. Естественно, на различных этапах роль и место местного самоуправления носили неодинаковый характер. Однако глав­ным все время было стремление дать правильную оценку природы местного самоуправления, его роли в государственном механизме.

Теоретическое обоснование буржуазного местного самоуправления базировалось на учениях французских просветителей и английских либералов XVII—ХУШ вв. В основу различных концепций местного самоуправления были включены идеи общественного договора, естественных прав личности и автономной общины, представительного правления и разделения властей. Известны случаи, когда при конституционном разделении властей на законодательную, исполнительную и су­дебную выделяли власть четвертую — муниципальную (Кон­ституция Бельгии 1831 г.).

Обоснование природы и места местного самоуправления в государственном механизме получили свое развитие в следу­ющих теориях местного самоуправления:

  1. свободной общины (теория свободной общины);

  2. общественной (или общественно-хозяйственной);

  3. государственной;

  4. дуализма;

  5. муниципального социализма;

  6. социального обслуживания.

Анализ теорий местного самоуправления показывает, что ни одна из них не была реализована на практике в чистом виде. Могло иметь место предпочтение той или иной теории, но одновременно можно было обнаружить идеи и элементы других теорий. Современные муниципальные образования обладают многими признаками, характерными для государства: территорией, населением, публичной властью. Однако характер государственной и муниципальной власти разли­чен. Если государственная власть суверенна и обладает воз возможностью самоконструирования, то муниципальная власть ­подзаконна и ограничена пределами, установленными государственной властью.

Положение местного самоуправления в государственном механизме не может быть определено однозначно. Местный (локальный) признак местного самоуправления — обязательный, но не единственный. Следует также учитывать, что зачастую местные дела невозможно отделить от государственных. Уже в этом проявляется двойственный характер местного самоуправления.

Признание общественно-государственного характера местного самоуправления позволяет не противопоставлять общественное и государственное, включает местные дела в сферу интересов государства; оно привлекает граждан к самоуправлению и одновременно в сферу местных дел вводит государственные дела, которые могут быть наиболее рационально выполнены органами местного сообщества.

В силу специфики своей природы местное самоуправление приобретает главенствующую роль в механизме взаимодействия гражданского общества и государства, обеспечивая баланс интересов общества и государства.

3. Принципы местного самоуправления – это исходные идеи раскрывающие, сущность и содержание местного самоуправления.

К основным принципам местного самоуправления должны быть отнесены:

1. Законность правового регулирования и осуществление местного самоуправления (ст.15 Конституции РФ);

2. Реальные гарантии организационной и функциональной самостоятельности;

3. Бюджетно-финансовая самостоятельность;

4. Определенная степень управленческой самостоятельности (местное нормотворчество, собственная компетенция);

5.Организационная обособленность муниципальных органов от звеньев государственного аппарата (ст.12, 131 Конституции РФ);

6. Специфическая связь с населением.

4. По четвертому вопросу студенты должны дать понятие функции местного самоуправления как основных направлений муниципальной деятельности, вытекающих из целей и задач местного самоуправления. Следует раскрыть следующие основные функции местного самоуправления: 1) управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного бюджета; 2) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; 3) обеспечение комплексного развития муниципального образования; 4) обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований; 5) охрана общественного порядка органами местного самоуправления; 6) представительство и защита интересов, прав местного самоуправления.

5. Студенты должны раскрыть содержание ч. 1 ст. 2 Федерального закона. При этом особое внимание необходимо акцентировать на природе и субъекте местного самоуправления. Не вообще население, а население конкретного муниципального образования реализует свой гражданский потенциал самоуправления как через коллективные, так и через индивидуальные формы (ч. 1 и 2 ст. 3, ч. З ст. 22, ст.ст. 25, 26, 27 Конституции РФ).

Необходимо осветить два основных способа реализации права граждан на местное самоуправление: формы прямого волеизъявления и формы опосредованного участия — через выборные и иные органы местного самоуправления.

Характеризуя участие в выборах, местных референдумах, собраниях, в реализации народной правотворческой инициативы, в самоорганизации через территориальное общественное самоуправление, необходимо использовать современное законодательство и нормативную базу федерального, регионального и муниципального уровней.

Далее следует остановиться на реализации ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод всех граждан перед законом и гарантиях его обеспечения государством в сфере местного самоуправления.

Местное самоуправление как выражение власти народа реализуется через самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Именно население является субъектом местного самоуправления и осуществляет его в пределах муниципального образования. Следует избегать часто встречающегося ошибочного представления о том, что субъектами местного самоуправления являются только мэр, глава администрации, выборный орган. Надлежит аргументировать ответ толкованием ст. 130, 131 Конституции РФ, п. 1 ст. 2, ст. 3, 6, 8 и др. Федерального закона «Об общих принципах...» Выделить понятия: самостоятельность населения, интересы населения, население как решающий фактор местного самоуправления.

Кроме того, нужно проанализировать ст. 43, 48, 49, 50 Федерального закона «Об общих принципах...», обстоятельно раскрыть такие признаки деятельности населения по осуществлению местного самоуправления, как «самостоятельность» и «под свою ответственность».

О понятии системы местного самоуправления, следует не просто рассказать о системе, как совокупности организационных форм (прямого волеизъявления, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно-правовых форм). Особое внимание необходимо уделить основам единства системы местного самоуправления в широком смысле (общие демократические принципы организации местного самоуправления, общая функциональная роль, наличие орга­низационно-правовой связи между элементами системы местного самоуправления).

В узком смысле при обсуждении необходимо показать, что в то же время система местного самоуправления ограничена рамками конкретного муниципального образования, не­зависимо от аналогичной системы другого муниципального образования.

К теме 3 «Понятие и система местного самоуправления».

2. Вестник МГУ: Серия 12. Политическая науки. Бажинов М.А. Гражданское общество и опыт концептуального анализа, 2004, № 4.

3. Куликов В.В. Реформа местного самоуправления в России: теория и реальность. Государство и право, 2000, № 4.

4. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели рос. местного самоуправления (круглый стол) Государство и право, 2004, № 3.

5. Пше М.А. Гармонизация законодательства как форма взаимодействия органов власти и управления субъектов Федерации. Конституционное и муниципальное право. 2006, № 2.

6. Гетманская М. Почему Россия не Европа?: «Потому что у нас общие проблемы» - считается президент Когресса муниципальных образований Элеонора Шерметьева / М. Гетманская // Муниципальная власть. -2004. С. 86-90. +

7. Германская М. Первые итоги реформы в оценке Москвы и муниципалов / М. Гетманская // Муниципальная власть. – 2005. –С. 4.

8. Большаков М.Ю. Новая модель местного самоуправления в России / М.Ю. Большаков // Право и образование. 2009. № 2. С. 166-173. Библиогр.: С. 173 (8 назв.). 9.Халиков М.И. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: второй этап реформы местного самоуправления / М. Халиков // Экономика и управление. – 2004. С. 27-34. +

10. Курманов М. Муниципальный крен в условиях правового бездорожья: [проблема адм. Реформы в России] / М.М. Курманов, И. Х. Миннегуллов // Адвокат. – 2005. С. 82-87.