Тема № 1. Исторические основы местного самоуправления. Зарубежный опыт местного самоуправления (4 часа).
1. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
2. Организация местной власти в советский период.
3. Муниципальные системы зарубежных стран.
Задание № 1. Проанализируйте содержание Указов Президента Российской Федерации о местном самоуправлении, принятых в октябре – декабре 1993 г., и сопоставьте из с нормами Конституции РФ 1993 г.
Задание № 2. Перечислите основные задачи, которые призвано решать местное самоуправление в Российской Федерации на современном этапе. Подтвердите свои выводы конституционными нормами о местном самоуправлении, а также положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06. 10. 2003 г. (ред.29.12.2014 г.).
Раскрывая данный вопрос, следует исходить из понимания значимости российских традиций местного самоуправления на различных этапах развития российской государственности. Становление современного варианта местного самоуправления не должно быть разорвано во времени. Изучение опыта дореволюционного земского и городского самоуправления, реформ Временного правительства, опыта Советской России свидетельствует о ряде общих закономерностей в борьбе идей о природе местного самоуправления.
Необходимо охарактеризовать организацию управления на местах до отмены крепостного права в России. Выделить отличия традиционно существовавших общинной и иных форм самоуправления в России в дореформенный период с теми изменениями, которые были вызваны принятием Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г. и Городового положения 16 июня 1870 г. Следует показать цели реформы, ее значение для становления гражданского общества в России, показать влияние общественно-хозяйственной теории самоуправлении.
Раскрывая систему земских и городских органов местного самоуправления, необходимо подчеркнуть их всесословность, особенности избирательного права, основные направления деятельности земских учреждений, их роль в развитии местного хозяйства, образовательных, медицинских и других учреждений. Надо показать, что уже в то время органы местного самоуправления участвовали в решении ряда государственных функций. Необходимо провести анализ соотношения компетенции губернских и уездных собраний. Следует остановиться также на проблемах, связанных с зависимостью земских учреждений от царской администрации (губернаторов, министра внутренних дел и т.д.). Нужно назвать причины, вызвавшие «контрреформу» и приведшие к реализации на практике государственной теории местного самоуправления. Аргументированные размышления на основе анализа «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. могут привести к интересным аналогиям с современным этапом развития местного самоуправления.
Совершенствование системы управления, устранение недостатков, имевших место в практике местного самоуправления, ликвидация их обособленности, стремление к органическому внутреннему единству «земского и правительственного» начал, «совершенствование» на основе «облагораживания» состава земских и городских собраний — все это в конечном счете трансформировало местное самоуправление России в особую разновидность государственного управления. Студентам следует аргументировано показать развитие влияния на решения земских собраний со стороны государственной администрации, а также на изменения, происшедшие с подчиненностью земских исполнительных органов.
В дискуссиях по этим вопросам необходимо уяснить, что земское дело в России — это не просто реформы и контрреформы. Это новый образ мысли, который поднял на службу Отечеству десятки тысяч самоотверженных, талантливых, верных избранной стезе врачей, учителей, агрономов, статистов. На земской почве впервые объединились представители всех сословий с одной целью — преобразовать уклад жизни и организацию управления в России.
Рассматривая данный вопрос,следует отметить, что задачи, поставленные Временным правительством в 1917 г., свидетельствовали о стремлении достроить систему местного самоуправления, рожденную реформами 1864—1890 гг. Необходимо отметить расширение географии земских учреждений, реформу земского избирательного права, распространение самоуправления на уровень волости и поселка, развитие демократических начал в местном самоуправлении.
Студентам следует уяснить, что уже в конце XIX — начале XX в. в России фактически состоялся выбор пути развития местного самоуправления, исходящий из осознания того, что чем более развиты элементы местного самоуправления, чем более самостоятельны его органы, чем более его начала господствуют в местной администрации, тем глубже они должны входить в общий строй государственного управления и тем менее возможны раздвоение власти и антагонизм самоуправляющихся учреждений и государственной бюрократии.
В связи с этим, обобщая ранее изложенное, надо особо показать роль земств в общественно-политической жизни России.
Студенты должны раскрытьместо и роль местных органов власти советского периода, их систему, компетенцию. Необходимо обратить особое внимание на лежащую в их основе государственную природу и вместе с тем отметить элементы, свидетельствующие о наличии самоуправленческих начал. Кроме того, при ответе стоит подробнее остановиться на организационно-правовых формах деятельности Советов, поскольку они представляют практическую значимость и в современных условиях. Одновременно нельзя обойти кризисные пороки системы Советов, определяемые не их государственной природой, не единой системой органов государственной власти в центре и на местах, а существовавшим в тот период политическим и экономическим моноцентризмом в организации социального управления в целом.
Характеризуя советский вариант власти на местах, следует показать его отличительные черты на различных этапах государственного строительства. Необходимо обратить внимание на период до принятия Конституции 1936 г., особо выделить период реформирования советских органов в 90-е гг. Студенты должны иметь представление о причинах реформирования, характеризовать Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР».
Отвечая на третий вопрос, следует дать развернутую характеристику следующим моделям местного самоуправления: англосаксонской, французской, германской (смешанной) и социалистической.
Вместе с тем необходимо показать существенные различия этих моделей, обратив особое внимание на характеристику статуса муниципальных корпораций, их место в государственном механизме, степень независимости. Надо остановиться на особенностях правового регулирования местного самоуправления в федеративных государствах.
Дискутируя о преимуществах и недостатках этих моделей, студенты должны учитывать, что все они имеют влияние на развитие местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе, хотя и в различной степени. Следует привести конкретные примеры проявления этого влияния.
Обращаясь к данному вопросу, надо исходить из того, что на местном уровне в современных зарубежных странах существует большое разнообразие организационно-правовых форм местного самоуправления. В центр дискуссии следует поставить характеристику отношений, места и значимости в решении вопросов местного значения представительных и исполнительных органов местного самоуправления. В связи с этим необходимо рассмотреть следующие модели местного самоуправления:
а) «сильный совет — слабый мэр»;
б) «сильный мэр — слабый совет»;
в) «совет — управляющий»;
г) «комиссионная форма»;
д) иные варианты.
Студенты должны высказать свои доводы «за» и «против» по каждой из моделей, а также по принципам «позитивного» и «негативного» способов установления сфер деятельности и полномочий местного самоуправления.
Следует отметить, что, несмотря на существование различных моделей местного самоуправления, на современном этапе четко определились общие тенденции в положении местного самоуправления. В первую очередь они характеризуются стремлением государства повысить эффективность институтов местного самоуправления. Необходимо показать основные направления модернизации местного самоуправления (финансовую, территориальную и другие формы), объяснить современные тенденции в сфере местного самоуправления объективными процессами, требующими более тесного взаимодействия органов местного самоуправления и государственных органов. В этой связи следует проанализировать Европейскую хартию местного самоуправления.
К теме 1 «Исторические основы местного самоуправления. Зарубежный опыт местного самоуправления»
1. Европейская Хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985 г.
2.Конституция РФ 1993 г.(в ред.21.07.2014г.)
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 22 апреля и 26 ноября 1996 г., от 17 марта 1997 г., от 4 августа 2000 г., от 21 марта 2010 г.)// СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378. (утратил силу).
4. Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г. (в редакции законов РФ от 22 октября 1992 г., 28 апреля 1993 г., Федерального закона от 28 августа 1995 г.)// ВВС. 1991. № 29. Ст. 1010; 1992. № 46. Ст. 2618; 1993. № 21. Ст. 748; СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506. (утратил силу).
5. Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г. (в ред.04.06.2014г)
6. Указ Президента РФ № 1370 от15.10.1999г. «Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ».
7.Постановление Правительства РФ «О Федеральной программе государственной поддержке местного самоуправления» от 27 декабря 1995 г. № 1251 (в ред.от 5.09.1998 г. № 1049)
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 мая 1996 г. по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» от 25 августа 1995 г.; (с изм. от 22 апреля 1996 г.)// СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2811.
10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1997 г. по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г.// СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4902.
11. Жеребцова К.В. Особенности применения в России зарубежного опыта организации труда по управлению муниципальной собственностью (правовой аспект) / Жеребцова К.В. // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2007. № 3 С. 42-43.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Для студентов очной формы обучения (бакалавр и сокращенные сроки)
- Распределение часов по темам курса и видам занятий для студентов лонгированного образования (дневное отделение)
- Содержание дисциплины.
- 5.1. Темы и аннотации к ним.
- Тема 1. Муниципальное право как отрасль российского права и как правовая наука.
- Тема 2. Исторические основы местного самоуправления. Зарубежный опыт местного самоуправления.
- Тема 3.Понятие, принципы, функции местного самоуправления.
- Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления. Вопросы местного значения.
- Тема 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
- Тема 6. Органы местного самоуправления.
- Тема 7. Муниципальная служба.
- Тема 8. Экономическая основа местного самоуправления.
- Тема 9. Компетенция органов местного самоуправления.
- Тема 10. Гарантии и защита прав местного самоуправления.
- Тема 11. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц.
- 5.2. Планы практических занятий
- Тема № 1. Исторические основы местного самоуправления. Зарубежный опыт местного самоуправления (4 часа).
- Тема № 2. Понятие, предмет и особенности муниципального права (2 часа).
- Тема № 3. Понятие и система местного самоуправления (4 часа)
- Тема № 4. Территориальные основы местного самоуправления (2 часа)
- Тема № 5. Формы прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления (6 часа)
- К теме 5. «Формы прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления»
- Тема № 6. Органы и должностные лица местного самоуправления (8час.)
- Тема № 7. Муниципальная служба (2 часа)
- К теме 7 «Муниципальная служба»
- Тема № 8. Экономические основы местного самоуправления (2 часа)
- К теме 8 «Экономические основы местного самоуправления»
- Тема 9. Компетенция органов местного самоуправления.
- Тема № 10. Гарантии местного самоуправления (2 часа)
- Тема 11. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.(2 часа)
- К теме 11 № Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления»
- Порядок реализации положения о бально-рейтинговой системе контроля успеваемости студентов по предмету «Муниципальное право рф»
- Методические указания по решению тестовых заданий
- Тематический план по заочной форме обучения (нормативные и сокращенные сроки) Распределение часов по темам курса и видам занятий для студентов заочной формы обучения специальности «юриспруденция»
- Программа практических (семинарских) занятий по муниципальному праву рф для студентов заочной формы обучения (нормативные и сокращенные сроки)
- Тема № 1. Органы и должностные лица местного самоуправления (8час.)
- Тема № 2. Экономические основы местного самоуправления (2 часа)
- К теме 2 «Экономические основы местного самоуправления»
- Тематический план для студентов заочной формы обучения сокращенные сроки образования на базе впо
- Тема № 1. Органы и должностные лица местного самоуправления (8час.)
- Тема № 2. Экономические основы местного самоуправления (2 часа)
- К теме 2 «Экономические основы местного самоуправления»
- Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
- Вариант 2
- Вариант 3
- Вариант 4 х – я
- 6. Образовательные технологии
- 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
- Примерный перечень вопросов для зачета (для студентов очной формы обучения сокращенные сроки на базе спо)
- По муниципальному праву для студентов очной формы обучения «Бакалавр» и для студентов заочной формы обучения.
- 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- В качестве дополнительной литературы ко всем темам рекомендуется
- 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
- 10. Порядок утверждения рабочей программы
- Экспертиза рабочей программы
- Утверждение рабочей программы дисциплины