Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но и его принадлежность к опр-ному виду субъектов. Субъекты РФ обладают всей полнотой гос. власти на своей территории вне пределов компетенции РФ, имеют собственное законод-во. В Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов РФ в отношениях с Федерацией. Но субъекты не тождественны. Субъекты не имеют права выхода из РФ, не являются субъектами международ. публичного права и осущ-ют международные и внешнеэкономич. связи в пределах, установленных фед. законом. Три разновидности субъектов РФ: 1)Республики, имеющие статус гос-ва в составе Федерации, обладающие всей полнотой гос. власти на своей территории, кроме тех полномочий, к-рые находятся в ведении фед. органов гос. власти. Они образованы на национально-территориальой основе. Статус республики хар-ется тем, что она является гос-вом. Особенности ее конституционно-правового положения отражены в тексте Конституции РФ и конституции республики (т.е. она имеет свою конституцию, гос. символы, соответствующие названия органов власти). 2)Политико-территориальные образования: края, области, города фед. значения. 3)Национально-территориальные образования: автономные область и округа. Эта форма обеспечения дает малочисленным народам возможности их сохранения и развития в виде гос. образования. Статус субъекта РФ может быть изменен в соответствии с фед. конституц. законом, принятие к-рого предусмотрено Конституцией РФ.
Органы государственной власти: понятие, признаки и виды. Конституционные принципы построения и деятельности государственных органов: приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, разделение властей, законность.
Понятие государственного органа
Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий
(совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Среди государственных органов различают:
а) единоначальные;
б) коллегиальные;
в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.
Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.
- Предмет и метод конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права Российской Федерации в системе права Российской Федерации.
- Конституционно-правовые нормы, их особенности. Классификация и структура конституционно-правовых норм.
- Система конституционного права Российской Федерации как отрасли права.
- Наука конституционного права. Тенденции ее развития на современном этапе. «Конституционное право Российской Федерации» как учебная дисциплина. Задачи, содержание курса.
- Конституционное развитие России. Конституционная реформа в России 1990-1993 годов. Необходимость принятия Конституции 1993 года.
- Понятие конституционного строя. Понятие и закрепление основ конституционного строя в Конституции рф.
- Целостность и незыблемость основ конституционного строя.
- Философские и международно-правовые основы правового положения личности.
- Конституционный статус личности как институт конституционного права: понятие и элементы. Основные принципы конституционного статуса личности.
- Институт гражданства в рф, его комплексный характер. Конституционно-правовое регулирование института гражданства.
- Понятие и принципы гражданства в рф. Основания приобретения и прекращения гражданства рф. Компетенция органов государственной власти по вопросам гражданства, разграничение их полномочий.
- Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Политическое убежище в рф.
- Понятие и содержание института референдума в рф. Понятие и виды референдумов в рф. Правовая база проведения референдумов в рф. Вопросы референдума. Условия проведения референдумов в рф.
- Стадии проведения референдума.
- Избирательная система рф, понятие, закрепление в законодательстве.
- Глава 21. Избирательная система и референдум рф 433
- Избирательный процесс в рф, понятие, стадии.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Система органов государственной власти: федеральный уровень и уровень субъектов федерации.
- Органы государственной власти с особым статусом.
- Возникновение и развитие института президентства в России.
- Конституционно-правовой статус Президента рф: понятие, элементы.
- Федеральное собрание рф: двухпалатная структура и разграничение компетенции между палатами. Формирование палат Федерального собрания. Структура палат Федерального Собрания.
- Понятие, назначение и принципы организации судебной власти в рф.
- 42. Правовой статус судей в рф.
- 43. Конституционные принципы правосудия в рф.
- Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в субъектах рф.
- Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф. Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта рф.
- Исполнительная власть в субъектах федерации. Высшее должностное лицо и высший исполнительный орган государственной власти субъектов рф. Иные органы исполнительной власти в субъектах федерации.
- Понятие и принципы местного самоуправления в рф. Его соотношение с государственной властью. Местное самоуправление в системе народовластия.
- Основы местного самоуправления в рф: территориальные, экономические, правовые, организационные. Система местного самоуправления в рф. Органы местного самоуправления.