5.8. Оценка рыночной стоимости интеллектуальной собственности
Переход к рыночным условиям ведения хозяйства, проведение приватизации и принятие нового законодательства в области ИС в Российской Федерации привели к тому, что научно-технический потенциал страны, включающий объекты интеллектуальной собственности (ОИС), оказался в исключительной собственности многих лиц и организаций и превратился в предмет активной коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Неизбежное для рынка хозяйственное использование этой собственности в национальной экономике и внешнеэкономической деятельности остро поставило перед отечественными предпринимателями проблему ценообразования на ОИС. Проблемы стоимостной оценки ОИС возникли не только при продаже отдельных патентов, свидетельств, авторских прав, предоставлении лицензий на объекты промышленной собственности и ноу-хау, но и при оценке научно-технического потенциала приватизированных предприятий и организаций, их продаже, при инвестировании средств на создание новых объектов, использующих изобретения и ноу-хау.
ОИС – товар низколиквидный. Его, как правило, не покупают впрок для вложения средств, а приобретают исключительно в связи с конкретными планами коммерческого использования. В этих планах набор рыночных факторов и потребительских свойств ОИС носят индивидуальный характер, а оценки будущей прибыли, которую можно получить от их использования, в значительной степени носят вероятностный характер. Особенно это присуще нашей экономике переходного периода.
Объективные трудности для оценки будущей прибыли создает отсутствие статистики по продаваемым ОИС (характеристики, цели использования, цены), не говоря уже об остальных экономических факторах (процентная ставка банка, уровень инфляции и прочее).
Процесс стоимостной оценки интеллектуальной собственности требует изучения и комплексного учета всех правовых, экономических и технических аспектов. Например, невозможно определить цену технической осуществимости, правовой охраны, стадии жизненного цикла, состояния и динамики рынка, особенностей ценообразования, возможности нарушения прав третьих лиц.
Основные подходы к оценке интеллектуальной собственности, которые приняты в международной практике – это затратный,рыночныйидоходный.
В основе затратного подхода лежит учет стоимости фактических затрат (расходов) на создание, правовую охрану, приобретение и использование оцениваемого объекта интеллектуальной собственности за прошедший период с учетом инфляции и всех потерь. Затратный метод используется при инвентаризации, балансовом учете, определении минимальной цены объекта, ниже которой сделка становится невыгодной для его владельца.
При рыночномподходе используется метод прямого сравнения продаж, который предполагает определение стоимости объекта интеллектуальной собственности по цене сделок купли-продажи аналогичных объектов с учетом поправок на их различие. Однако этот метод имеет ограниченное применение в силу уникальности и специфики самих объектов, разнообразия условий коммерческих сделок и конфиденциальности сведений по ним. Практически невозможно найти полный аналог оцениваемого объекта интеллектуальной собственности.
Наиболее широко используется доходныйметод, который строится на экономическом принципе ожидания. При этом стоимость объекта определяется как его способность приносить доход в будущем покупателю или инвестору и приравнивается к текущей стоимости чистого дохода, который может быть получен от использования оцениваемого объекта за экономически обоснованный срок службы.
Это основные подходы к оценке ИС. В международной практике существует множество других подходов, но известные методики стоимостной оценки ОИС, пригодные для разных целей и условий применения ОИС, не могут считаться универсальными и должны применяться дифференцированно в зависимости от целей использования ОИС. При этом следует помнить, что предметом оценки являются результаты творческой деятельности. Это научно-технические достижения, дизайнерские разработки, литературные и художественные произведения, деловые и производственные секреты, профессиональные знания, опыт и т.д. Все они имеют различное содержание и форму представления, что по сравнению с материальными объектами чрезвычайно усложняет идентификацию предмета оценки.
Ясно, что выбор метода расчета стоимости ОИС предопределяют цели оценки. Различают три группы целей оценки: корпоративные сделки, лицензионные соглашения, принудительные лицензии.
Под корпоративными сделками понимаются: приватизация, покупка или продажа предприятия; создание совместного предприятия и другие операции с предприятием.
Такие цели оценки предполагают рассмотрение не отдельных ОИС, имеющих разные стадии разработки, сроки действия, цели создания и т.д., а деятельность предприятия в целом. То есть анализируют целостный имущественный комплекс, его прибыльность и другие экономические показатели с учетом конкретных обстоятельств для предприятия и его рынка.
Лицензионные соглашения, как и корпоративные сделки, представляют собой добровольную операцию. Отличие состоит лишь в том, что в лицензионных соглашениях речь не обязательно идет обо всем предприятии, а чаще о конкретном производстве. Цену лицензии определяют: по цене аналогичной технологии с учетом сильных и слабых сторон продаваемого ОИС; по расчету потенциального дохода покупателя; по возможным затратам покупателя при самостоятельном создании ОИС; по затратам продавца на создание ОИС.
При принудительной лицензии у владельца ОИС отбирают права в связи с государственной необходимостью, либо в связи с отступлением надлежащего использования или злоупотреблением монопольным положением. В этом случае размер компенсации, как и при определении размера компенсации, присуждаемой судом владельцу ОИС за незаконное нарушение его прав, чаще всего основывается на затратном подходе.
Общее в двух последних случаях - это потеря права выбора владельца на оценку стоимости ОИС. Как правило, такая компенсация меньше потенциальной цены его исключительных прав.
Стоимость традиционных товаров определяется общественно-необходимыми издержками производства, затрачиваемыми на их изготовление. Цены товаров как денежное выражение их стоимости под воздействием спроса и предложения могут существенно отклоняться от уровня издержек конкретных изготовителей.
Отличие ценообразования на ОИС определяется их природой и спецификой. Во-первых, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и объекты авторского права имеют индивидуальный характер. Цены на них не могут определяться затратами общественно-необходимого времени или общественными издержками на их производство, поскольку они создаются творческим трудом, который нельзя оценивать на основе принципа абстрактного труда. Цена ОИС определяется не общественными издержками производства на их создание, а их потребительной стоимостью, которая заключается в способности приносить ее пользователю положительный эффект при промышленном применении. Благодаря этому особому качеству ОИС методе оценки их стоимости по существу должны сводиться к определению размера дополнительной прибыли, ожидаемой в результате их использования. Собственник передовой технологии получает право на удержание части прибыли, превышающей нормативную экономическую прибыль (среднюю по отрасли). Поэтому все методы стоимостной оценки ОИС должны были бы базироваться на прогнозировании и оценке прибыли, которую ожидают получить их владельцы за период их использования.
В условиях рынка размер такой прибыли зависит от конкретных условий использования данного ОИС, поэтому стоимостная оценка ОИС не может быть выполнена до того, пока сторонами не согласованы эти конкретные условия.
В целом современные проблемы стоимостной оценки ОИС в России выходят далеко за рамки купли-продажи отдельных изобретений, ноу-хау, товарных знаков и т.д. В обществе существует уверенность, будто можно разработать стандартную методику оценки стоимости ОИС с формулами и коэффициентами, которые отражали бы многообразие конкретных рыночных ситуаций. Безусловно, что ожидание сформировано неспециалистами по ИС. Мировой опыт говорит об оценке ОИС скорее как об искусстве, чем о точной науке. Многое зависит от конкретных факторов, относительный вес которых – это предмет профессиональных дискуссий.
Многообразие и различие ОИС, целей, областей и условий их использования (табл. 8) не позволяют разработать единую методику стоимостной оценки ОИС. Целесообразным предполагается дифференцированный подход к стоимостной оценке ОИС в зависимости от конкретных целей и условий их использования. Безусловно, в условиях рынка не могут жестко регламентироваться методы расчета, цены и коммерческие условия передачи условия передачи ОИС. Но тот же рынок жестко реагирует на хаос и произвольные подходы к ценообразованию на ОИС, обусловливая ощутимые потери тех предпринимателей, которые допускают ошибки в оценке реальной стоимости ОИС.
Таблица 8. Цели и методы стоимостной оценки ОИС
МЕТОД ОЦЕНКИ | ||
Затратный | Рыночный | Доходный |
ЦЕЛИ ОЦЕНКИ | ||
Коммерческое использование ОИС | Инвентаризация, балансовый учет | Оценка будущей прибыли |
|
|
|
Контрольные вопросы по главе
дайте определение понятию «интеллектуальная собственность»;
перечислите формы защиты интеллектуальной собственности;
что такое охрана интеллектуальной собственности в режиме ноу-хау;
соотношения патентного права и охраны в режиме ноу-хау;
как охраняют интеллектуальную собственность компьютерных программ;
потребительские свойства и методы стоимостной оценки ИС.
- 5. Защита интеллектуальной собственности в инновационном процессе
- 5.1. Понятие интеллектуальной собственности
- 5.2. Авторское и патентное право
- 5.3. Патентование российских изобретений за рубежом
- 5.4. Лицензия, товарный знак, знак обслуживания
- 5.5. Охрана интеллектуальной собственности в режиме ноу-хау
- 5.6. Правовая охрана компьютерных программ и баз данных
- 5.7. Потребительские свойства интеллектуальной собственности
- 5.8. Оценка рыночной стоимости интеллектуальной собственности
- 6. Структурное моделирование и логико-структурный подход в управлении проектами
- 6.1. Структура проекта и методологии структурного анализа
- 1.1. Методологии k. Gane – t. Sarson, и t. De Marca
- 1.2. Методология e. Yourdon
- 2. Sadt-методология d. Ross.
- 6.2. Логико-структурный подход
- 6.3. Аналитическая фаза лсп
- 6.5. Оценочные показатели и метрики результатов
- 7. Математические методы анализа процесса управления инновационными проектами
- 7.1. Классификация и особенности аналитических методов и моделей процесса управления инновациями
- 7.2. Методы исследования операций в управлении инновационными проектами
- 7.3. Сетевое планирование при управлении инновациями
- Балансовый метод и модели Леонтьева в планировании инновационных проектов
- 7.5. Использование математического аппарата производственных функций при управлении инновациями
- В относительных единицах.
- 7.6. Методы принятия решений при управлении инновационными проектами
- Компанию а