logo search
Диплом

2.1. Документы, необходимые для оформления страхового случая

Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страховых случаев. Порядок оформления документов на выплату страховых сумм прописан в Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы1.

Начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы обязаны ознакомить застрахованных лиц с правилами осуществления обязательного государственного страхования, порядком оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, со способом выплаты страховых сумм (п. 29 Инструкции № 114). Однако, как показывает практика, сотрудникам самостоятельно приходиться разбираться как с нормативными правовыми актами, которые регулируют институт обязательного государственного страхования сотрудников УИС, так и формированием перечня документов, который необходим для получения страховой выплаты.

По каждому факту наступления страхового случая, на основании поданного сотрудником заявления в 30-дневный срок (10-дневный срок в случае гибели сотрудника) проводится служебная проверка, по результатам которой делается заключение о наличии или отсутствии наступления страхового случая с сотрудником2, а также составляется справка об обстоятельствах наступления страхового случая.

На практике происходят случаи, когда руководители учреждений, в которых сотрудник проходит службу, вовремя не назначают служебную проверку, без проведения служебной проверки дают устное заключение о непризнании случая страховым, особенно, если он наступил е по месту службы.

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 30 августа 1999 г. № 254, на ВВК производится освидетельствование сотрудников, получивших в период прохождения службы увечье, с целью определения степени тяжести увечья. ВВК дает заключение о причинной связи получения увечья с исполнением служебных обязанностей. Отсутствие заключения ВВК будет являться основанием для отказа в выплате страхового возмещения. Так, например, Б. в период с 24 августа 2007 г. по 30 апреля 2014 г. состоял на службе в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Республике Татарстан на должностях младшего начальствующего состава. 6 декабря 2013 г. при исполнении служебных обязанностей Б. получил увечье в виде ушиба левой стопы, перелома клиновидной кости левой стопы. Б. было отказано в выплате страхового возмещения, так как он отказался от прохождения ВВК1.

Для получения страховой суммы застрахованный (выгодоприобретатель) запрашивает в соответствующем кадровом подразделении, финансовой (пенсионной) службе, ВВК и представляет страховщику (ОАО «Чрезвычайная страховая компания» в 2014 г., СК «МАКС» с 2015 г.) все необходимые документы, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 8552.

Кадровое подразделение, финансовая (пенсионная) служба учреждения или органа УИС, ВВК (федеральное учреждение медико-социальной экспертизы) в десятидневный срок со дня обращения застрахованного лица (выгодоприобретателей) оформляют и выдают получателям страховых сумм документы установленного образца, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм.

Начальники учреждений и органов УИС, начальники медицинских учреждений по месту службы (жительства) застрахованных лиц (выгодоприобретателей) обязаны оказывать сотрудникам содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.

Копии документов, представляемых страховщику, должны быть заверены начальником учреждения или органа УИС и скреплены печатью.

Справки, выдаваемые застрахованным лицам (выгодоприобретателям), в обязательном порядке должны иметь исходящий (порядковый) номер, угловой штамп учреждения или органа УИС, ВВК (федерального учреждения медико-социальной экспертизы).

Вторые экземпляры справок хранятся в делах учреждения или органа УИС, выдавших их.

Следует отметить, что начальники учреждений и органов УИС, а также ответственные за осуществление обязательного государственного страхования должностные лица, виновные в необоснованном отказе в представлении и оформлении застрахованным лицам (выгодоприобретателям) документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Оформление необходимых документов застрахованному лицу после увольнения со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также выгодоприобретателям осуществляется:

- в случае проживания по месту прохождения службы - кадровым и финансовым подразделениями соответствующего учреждения (органа) УИС, пенсионным подразделением территориального органа ФСИН России;

- в случае проживания вне места прохождения службы - кадровым и финансовым (пенсионным) подразделениями соответствующего территориального органа ФСИН России. При этом в случае необходимости ими запрашиваются документы с последнего места службы застрахованного лица1.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы для получения страховой выплаты заинтересованные лица должны представить в страховую компанию следующие документы:

- заявление о выплате страховой суммы от каждого выгодоприобретателя (несовершеннолетние дети застрахованного лица включаются в заявление одного из родителей, опекуна или попечителя) (см. Приложение 2 образец «Заявления о выплате страховой суммы»);

- справку учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об обстоятельствах наступления страхового случая;

- копию свидетельства о смерти застрахованного лица;

- копию выписки из приказа учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об исключении застрахованного лица из списков личного состава;

- копии документов, подтверждающих родственную связь выгодоприобретателей с застрахованным лицом;

- копию постановления органа опеки и попечительства об установлении

опеки или попечительства застрахованного лица над подопечными;

- копию документа органа опеки и попечительства, подтверждающего отсутствие родителей у застрахованного лица и факт его воспитания и содержания выгодоприобретателями;

- справку образовательного учреждения об обучении детей застрахованного в возрасте от 18 до 23 лет с указанием даты зачисления на обучение;

- копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности детям застрахованного лица до достижения ими 18-летнего возраста, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

В случае смерти застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах УИС вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы в учреждениях и органах УИС к вышеперечисленным документам дополнительно должна быть представлена копия заключения (справки) ВВК или федерального учреждения медико-социальной экспертизы о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведших к смерти застрахованного лица.

По каждому факту гибели (смерти) застрахованного лица руководителем учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в десятидневный срок проводится служебная проверка обстоятельств гибели (смерти). Одновременно выявляется и уведомляется круг лиц, имеющих право претендовать на получение страховых сумм.

В п. 4 ст. 2 Закона № 52-ФЗ приведен перечень выгодоприобретателей по обязательному государственному страхованию и определены условия, при которых они таковыми становятся и приобретают право на получение соответствующей страховой суммы.

Как отмечает С.В. Косоногова, особенность рассматриваемой темы связана и с тем, что при определении статуса выгодоприобретателей должностные лица страхователя и страховщик вынуждены рассматривать соответствующие документы, например, подтверждающие родственную связь с застрахованным лицом на основании норм Семейного кодекса РФ.

Судя по конструкции нормы, определяющей выгодоприобретателей, их перечень устанавливается на день наступления страхового случая1.

Для установления инвалидности в период прохождения службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы в учреждениях и органах УИС, застрахованный сотрудник должен представить следующие документы:

- заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы;

- справку учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об обстоятельствах наступления страхового случая;

- копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;

- копию свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) ВВК либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья.

Действующим законодательством предусмотрена возможность получения страховой выплаты в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах УИС вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы в учреждениях и органах УИС:

- заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы;

- копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;

- копию свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) ВВК либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья;

- копию выписки из приказа учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об исключении застрахованного лица из списков личного состава.

К страховым случаям, помимо установления инвалидности и гибели (смерти) сотрудника УИС, относится также получение застрахованным лицом в период прохождения службы в учреждениях и органах УИС тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии), при этом для получения страховой выплаты необходимо представить следующие документы:

- заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы;

- справку учреждения или органа уголовно-исполнительной системы об обстоятельствах наступления страхового случая;

- справку ВВК о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом.

Таким образом, на законодательном уровне подробно прописана процедура оформления документов сотрудниками УИС в связи с наступлением страхового случая, однако на практике они могут столкнуться с рядом проблем, которые в основном носят организационные характер, такими как:

- руководители учреждений и органов УИС отказывают проводить служебную проверку по факту наступления страхового случая или затягивают сроки ее проведения. На наш взгляд, при возникновении подобной ситуации сотрудникам необходимо обращаться с жалобой к начальнику Управления ФСИН России по субъекту Российской Федерации, где он проходит службу, на имя своего непосредственного руководителя, а также необходимо просить требовать оформление отказа проводить служебную проверку в письменном виде. Данные мероприятия позволят бороться с злоупотреблениями со стороны руководителей учреждений, которые не хотят проводить служебную проверку, хотя законодательством на них возложена обязанность всячески содействовать в подготовке документов сотрудником для получения страховой выплаты;

- у сотрудника могут возникнуть сложности в определении страховой компании, которая должна производить страховую выплату. Так если страховой случай наступил после окончания срока действия договора обязательного государственного страхования, а документы направлены к страховщику срок действия договора с которым истек, то в законе необходимо при наступлении подобного случая закрепить обязанность за бывшим страховщиком не возвращать обратно весь пакет документов застрахованному лицу (выгодоприобретателю), а перенаправить их к действующему страховщику.

Если факт наступления страхового случая стал известен после окончания срока действия договора, но в период, когда он был заключен с конкретным страховщиком, то, на наш взгляд, страховую выплату должна осуществлять страховая компания в период действия договора с которой, и наступил страховой случай.

Следует отметить, что при оформлении пакета документов с целью получения страховой выплаты возможны злоупотребления как со стороны должностных лиц (руководителей учреждений и сотрудников), так и со стороны бывших сотрудников. Так, например, в 2008 г. в Свердловской области были выявлены факты подделки документов действующими и бывшими сотрудниками ФСИН с целью получения страховой выплаты подставными лицами в связи с инвалидностью, ущерб бюджета от действий данных лиц составил более 12 млн. руб.1

В 2013 г. в г. Вологда была задержана группа сотрудников медико-социальной экспертизы, которые брали взятки за оформление инвалидности бывшим сотрудникам УИС, которые фактически не проходили медицинское освидетельствование2.

С целью предотвращения подобных ситуаций необходимо осуществлять более тщательный контроль за подготовкой документов, необходимых для получения страховой выплаты, страховщикам следует делать дополнительные запросы в кадровые подразделения места прохождения службы лица, которое желает получит выплату, при оформление инвалидности необходимо делать дополнительные запросы в медицинские учреждения, справки и заключения которых подтверждают наличие тех или иных заболеваний у лица.

Таким образом, застрахованное лицо (выгодоприобретатель) пишет заявление о начале проведения служебной проверки в связи с наступлением страхового случая, запрашивает в соответствующем кадровом подразделении, финансовой (пенсионной) службе, ВВК УИС все необходимые документы для получения страховой выплаты и направляет их в СК «МАКС».