2.3. Защита прав сотрудников уис при страховании
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что страховые компании иногда уклоняются от выплат страхового возмещения, очевидно, в надежде на то, что не каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы станет добиваться восстановления своего нарушенного права в суде. И это несмотря на наличие стимулирования законодателем добросовестности страховщиков достаточно высокой законной неустойкой - один процент страховой суммы за каждый день просрочки1.
В нормативных правовых актах, регулирующих вопросы обязательного государственного страхования сотрудников УИС2, не нашли своего отражения процедуры административного и судебного порядка обжалования отказов страховых компаний в выплате страхового возмещения сотрудникам УИС (или выгодоприобретателям) в связи с наступлением страхового случая.
Однако данными нормативными правовыми актами предусмотрена обязанность страховщиков осуществлять выплаты страховых сумм по страховым случаям, а в случае наступления спора между сторонами, он подлежит разрешению путем переговоров. И только неразрешенные споры, по усмотрению сторон, подлежат рассматриваю в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что порядок ведения переговоров между спорящими сторонами нигде на законодательном уровне не регламентируется, поэтому можем сделать вывод о том, что переговоры могут осуществляться как в устной форме путем личных встреч с представителями страховщика или телефонных переговоров, так и в претензионном порядке. Претензия пишется в свободной форме с указанием ссылок на нормы действующего законодательства и детальным изложением всех обстоятельств, связанных с наступлением страхового случая, т.е. лицо должно обосновать свою правовую позицию.
После того как досудебная процедура урегулирования спора об отказе в осуществлении страховой выплаты со стороны страховщика будет соблюдена, лицо сможет обратиться в суд с целью рассмотрения дела по существу в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с нормами Гражданско-процессуального кодекса РФ1. Однако следует отметить, что нигде в законе не указана обязательная досудебная процедура урегулирования страховых споров, поэтому в случае получения отказа от страховщика в получении страховой выплаты, сотрудники УИС (или выгодоприобретатели) могут обращаться в суд за защитой нарушенных прав.
Кроме того, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей»2 заявитель помимо удовлетворения требований по уплате страхового возмещения и неустойки вправе требовать у страховщика уплаты штрафа за отказ удовлетворить законные требования сотрудника УИС (выгодоприобретателя) и компенсацию морального вреда. Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»3.
Как показывает практика разрешения судами общей юрисдикции дел о взыскании страхового возмещения сотрудниками УИС (выгодоприобретателя -ми), не во всех случаях требования истцов подлежат удовлетворению. Так, например, в 2014 г. судами общей юрисдикции Российской Федерации было рассмотрено 124 иска о взыскании страхового возмещения по договорам обязательного государственного страхования сотрудников учреждений и органов УИС, из них: 25 исковых требований было удовлетворено, в 65 случаях в удовлетворении исковых требований было отказано и 34 в случаях на конец 2014 г. решение не было принято1.
Спор между страховой компанией и сотрудником УИС (выгодоприобретателями) имеет место в соответствии с нормами действующего законодательства только в том случае, если страховщиком ставится под сомнение следующие обстоятельства:
- факт получения травмы или ее тяжесть, обстоятельства получения травмы (если они влияют на размер страхового возмещения);
- в судебном заседании делаются заявления о фальсификации представленных доказательств, в связи с чем назначаются судебные экспертизы;
- предъявляются встречные иски и т.п.
В этом случае, применительно к анализируемым страховым правоотношениям, судебная практика складывается таким образом, что основном выводы формулируются следующим образом: обязанность осуществления выплаты страхового возмещения у субъекта страхования (страховщика) возникает не с момента вступления в силу решения суда, а с момента получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. А значит, страховщик обязан выплатить по требованию выгодоприобретателя не только страховое возмещение и неустойку, но и штрафную неустойку, рассчитанную с этого же момента.
Однако, что касается удовлетворения требований истцов об уплате штрафа за неудовлетворение в добровольном законных требований сотрудника УИС (выгодоприобретателей), то суды уменьшают размер штрафа, подлежащего уплате (см., например, Определение Московского городского суда от 6 декабря 2010 г. по делу № 33-342011).
Как отмечает, В.В. Шаханов, устанавливая неустойку и штрафа в качестве мер ответственности, законодатель стимулирует страховщика к добросовестному исполнению своих обязательств. Материалы большинства дел о страховом возмещении свидетельствуют лишь о волоките и затягивании решения вопроса о его выплате страховщиком. Страховщик является профессиональным участником рынка, что презюмирует его компетентность в знании и применении норм страхового права2.
Таким образом, несмотря на то, что нормативные правовые акты, регулирующих вопросы обязательного государственного страхования сотрудников УИС, не регламентируют процедуры административного и досудебного порядка обжалования отказов страховых компаний в выплате страхового возмещения сотрудникам УИС (или выгодоприобретателям) в связи с наступлением страхового случая, нормы действующего законодательства позволяют заинтересованным лицам отстаивать свои права в соответствии нормами действующего законодательства. При этом в качестве заинтересованного лица в рассматриваемых страховых правоотношениях могут выступать как сами сотрудники УИС, так и лица, призываемые выгодоприобретателями по договору обязательного государственного страхования сотрудников учреждений и органов УИС.
- Выпускная квалификационная работа
- Оглавление
- Введение
- 1. Общая характеристика обязательного государственного страхования сотрудника уголовно-исполнительной системы
- 1.1. История становления и правовые основы обязательного государственного страхования сотрудников уис
- 1.2. Субъект и объект обязательного государственного страхования сотрудника уис
- 1.3. Страховой случай при обязательном государственном страховании сотрудника уис
- 2. Порядок оформления документов по страховым случаям
- 2.1. Документы, необходимые для оформления страхового случая
- 2.2. Выплата страховых сумм
- 2.3. Защита прав сотрудников уис при страховании
- Заключение
- Список использованных источников Нормативные правовые акты
- Международные договоры и иные международные правовые акты
- Научная, учебно-методическая литература, периодические издания
- Материалы юридической практики
- Электронные ресурсы
- Приложения
- I. Предмет договора
- II. Срок действия договора
- III. Застрахованные лица, выгодоприобретатели
- IV. Объекты страхования
- V. Страховые случаи
- VI. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям
- VII. Страховая премия и страховые взносы
- VIII. Права и обязанности сторон
- IX. Порядок и условия осуществления выплат страховых сумм
- X. Порядок прекращения договора
- XI. Ответственность сторон и порядок разрешения споров
- XII. Конфиденциальность
- XIII. Особые условия
- XIV. Адреса и реквизиты сторон
- Гуфсин России по Свердловской области фку сизо-3 город Нижний Тагил Отчет по страховым случаям за 2010-2014 гг1.
- Сумма страховых выплат сотрудникам уис