9. Право и религия
Религия (от лат. «religio» - набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. По предположению ученых, религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества.
На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Первоначально объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделяемый сверхчувственными свойствами, - фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политеизм - многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений - церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология (учение о боге).
Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм». Однако «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» (проф. Е.А. Лукашева).
На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль.
На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример — мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется «шариатом» (в переводе - «путь следования»). Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.
В период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, - это право церкви, право общины верующих, однако оно никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву в данном конкретном обществе и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.).
В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменялась «юридическим мировоззрением», в котором возвышалась роль права как созидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества.
Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.
- 1. Признаки и определение права
- 2. Формы (источники права): понятие и виды
- 3. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
- 4. Субъективное юридическое право. Взаимосвязь субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности
- 5. Право и закон
- 6. Право в системе социальных норм
- 7. Право и справедливость
- 8. Право и мораль
- 9. Право и религия
- 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
- 11. Право и экономика
- 12. Право и политика
- 13. Предмет и методы правового регулирования
- 14. Система права
- 15. Материальное и процессуальное право
- 16. Частное и публичное право
- 17. Система права и система законодательства в их соотношении
- 18. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
- 19. Правотворчество: понятие и стадии. Юридическая техника
- 20. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в российской федерации
- 21. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- 22. Прямое действие конституции российской федерации
- 23. Признаки нормы права. Классификация юридических норм
- 24. Строение нормы права
- 25. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в нормативно-правовых актах
- 26. Правоотношение: понятие и виды
- 27. Правосубъектность, правовой статус, правовое положение
- 28. Субъект правоотношения: общая характеристика
- 29. Юридические факты и их классификация
- 30. Объекты правоотношения
- 31. Содержание и форма правоотношения
- 32. Правоотношение как система
- 33. Реализация права: понятие и формы
- 34. Применение права: понятие, стадии, виды. Акты применения права
- 35. Пробелы в праве и способы их восполнения
- 36. Толкование нормативно-правовых актов: понятие и способы
- 37. Виды толкования нормативно-правовых актов
- 38. Юридические презумпции и фикции
- 39. Законность и правопорядок. Конституционная законность
- 40. Правосознание: понятие, строение, виды
- 41. Правовой нигилизм: понятие и формы. Пути преодоления
- 42. Правовая культура
- 43. Правонарушение: понятие и виды
- 44. Право и принуждение
- 45. Юридическая ответственность: понятие и виды
- 46. Основание юридической ответственности. Вина и ее формы. Казус
- 47. Правомерное поведение: понятие, виды и механизмы формирования
- 48. Юридическая процедура
- 49. Правовая система: понятие, элементы. Типология правовых систем
- 50. Понятие правового принципа
- 51. Права человека. Международная защита прав человека
- 52. Верховенство права и закона
- 53. Соотношение внутригосударственного и международного права
- 54. Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
- 55. Основные черты естественно-правовой теории
- 56. Историческая школа права
- 57. Социологическая школа права
- 58. Психологическая теория права
- 59. Нормативистская теория права
- 60. Общая характеристика марксистско-ленинской теории права и государства
- 61. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 63. Власть и ее виды. Особенности государственной власти
- 64. Понятие государства
- 65. Государство и бюрократия
- 66. Государство и демократия
- 67. Понятие формы государства
- 68. Формы государственного правления
- 69. Формы государственного устройства
- 70. Тоталитарный политический режим
- 71. Демократический политический режим
- 72. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата
- 73. Государство и национальное строение общества
- 74. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции
- 75. Функции государства: понятие и классификация
- 76. Глобальные проблемы и функции современного государства
- 77. Типология государства: формационный подход и цивилизационный
- 78. Геополитические факторы в развитии государства
- 79. Государство и церковь. Светские и теократические государства
- 80. Место и роль средств массовой информации в обществе. Правовая регламентация их деятельности
- 81. Государство и политические партии
- 82. Принцип разделения властей
- 83. Правовое государство
- 84. Гражданское общество и правовое государство
- 85. Социальное государство
- 86. Происхождение государства
- 87. Теория общественного договора
- 88. Теория солидаризма
- 89. Анархизм о праве и государстве
- 90. Предмет теории права и государства
- 91. Методология теории права и государства
- 92. Функции теории права и государства
- 93. Теория права и государства в системе наук
- 94. Проблемы правовой метатеории
- 95. Системный подход как общенаучный метод
- 96. Основные направления правовой реформы в современной россии
- 1. Признаки и определение права 1