Французская модель современного восстановительного правосудия по делам несовершеннолетних.
Ее особенность заключается в том, что судья является центральным и важнейшим звеном как профилактической работы с подростком, так и как представителя официального правосудия, решающего дальнейшую судьбу ребенка. Причем судья занимается не только правонарушителями, но и детьми, попавшими в социально опасные ситуации, еще до совершения противоправного деяния. Как отмечают исследователи, большая часть всей работы судьи проходит не в зале суда, а в ее кабинете. Именно там судья пытается наладить контакт с ребенком, а потом совместно с ним ищет пути выхода из сложившейся ситуации, прибегая к помощи различных социальных служб. К формальной судебной процедуре судья прибегает исключительно редко - только в самых крайних случаях, когда все иные возможности помочь исчерпаны.
Важным аспектом французской системы является то, что судья «ведет» подростка с самого первого случая возникновения сложной ситуации. Поэтому судья всегда хорошо знакома с историей подростка и его семьи и знает больше, чем кто-либо другой, как можно помочь данной семье или подростку в трудной ситуации. При такой системе судья совмещает функции и «официального правосудия», и социального работника. Дети видят в судье не источник угрозы, а союзника и помощника. Неслучайно при совершении проступка ребенок бежит к «своему судье», потому что знает, что только в тесном взаимодействии с ней может быть найдено решение проблемы. Это не означает, что французские судьи никогда не наказывают правонарушителей, но машина «формального судопроизводства» запускается крайне редко. Более эффективными оказываются способы профилактического воздействия на ребенка, которыми располагает судья, и французская ювенальная юстиция дает судьям большую свободу в их выборе.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Современное российское правосудие по делам о правонарушениях несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних в суде.
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:
Защита прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве;
Защита прав детей-инвалидов.
Регулирование труда и занятости несовершеннолетних.
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
Уголовно – процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года. Одобрен 22 ноября 2001 года. Одобрен Советом Российской Федерации 5 декабря 2001 года. Подписан президентом 18 декабря 2001 года. Подписан президентом РФ 18 декабря 2001 года. № 174 – ФЗ. Российская газета 1 июня 2002 года.
Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 года. М.: 2002. ( Правовая система Гарант).
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2002.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова, М., 2003.
Костян И.А. Трудовые споры. М., 2004.
Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» специальный информационный бюллетень части Закона № 122, касающейся детей-инвалидов.
- Ювенальная юстиция общее и специальное понятие.
- Принципы ювенальной юстиции.
- Суд по делам несовершеннолетних – центральное звено действующей Ювенальной юстиции
- Рекомендуемая литература:
- Исторический путь ювенальной юстиции
- Сегодняшний день ювенальной юстиции в России.
- Общие замечания:
- Современное зарубежное правосудие в отношении несовершеннолетних.
- Французская модель современного восстановительного правосудия по делам несовершеннолетних.
- Защита прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве
- Меры процессуального принуждения
- Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности
- Назначение наказания несовершеннолетним
- Защита прав детей-инвалидов
- Регулирование труда и занятости несовершеннолетних.
- Основания проведения индивидуальной профилактической работы
- Гарантии исполнения Федерального закона «о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Аспекты реабилитационного пространства.
- Социальная служба реабилитационного пространства.
- Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника.
- Особенности преступности несовершеннолетних
- Практическое занятие по теме «Ювенальная криминология и ювенальное уголовное право»