logo
185_326

Французская модель современного восстановительного правосудия по делам несовершеннолетних.

Ее осо­бенность заключается в том, что судья является центральным и важней­шим звеном как профилактической работы с подростком, так и как пред­ставителя официального правосудия, решающего дальнейшую судьбу ре­бенка. Причем судья занимается не только правонарушителями, но и детьми, попавшими в социально опасные ситуации, еще до совершения противоправного деяния. Как отмечают исследователи, большая часть всей работы судьи проходит не в зале суда, а в ее кабинете. Именно там судья пытается наладить контакт с ребенком, а потом совместно с ним ищет пути выхода из сложившейся ситуации, прибегая к помощи различ­ных социальных служб. К формальной судебной процедуре судья прибе­гает исключительно редко - только в самых крайних случаях, когда все иные возможности помочь исчерпаны.

Важным аспектом французской системы является то, что судья «ве­дет» подростка с самого первого случая возникновения сложной ситуации. Поэтому судья всегда хорошо знакома с историей подростка и его семьи и знает больше, чем кто-либо другой, как можно помочь данной семье или подростку в трудной ситуации. При такой системе судья совмещает функ­ции и «официального правосудия», и социального работника. Дети видят в судье не источник угрозы, а союзника и помощника. Неслучайно при со­вершении проступка ребенок бежит к «своему судье», потому что знает, что только в тесном взаимодействии с ней может быть найдено решение проблемы. Это не означает, что французские судьи никогда не наказывают правонарушителей, но машина «формального судопроизводства» запуска­ется крайне редко. Более эффективными оказываются способы профилак­тического воздействия на ребенка, которыми располагает судья, и фран­цузская ювенальная юстиция дает судьям большую свободу в их выборе.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Современное российское правосудие по делам о правонарушениях несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних в суде.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Защита прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве;

  2. Защита прав детей-инвалидов.

  3. Регулирование труда и занятости несовершеннолетних.

Литература для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Уголовно – процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года. Одобрен 22 ноября 2001 года. Одобрен Советом Российской Федерации 5 декабря 2001 года. Подписан президентом 18 декабря 2001 года. Подписан президентом РФ 18 декабря 2001 года. № 174 – ФЗ. Российская газета 1 июня 2002 года.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 года. М.: 2002. ( Правовая система Гарант).

  3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2002.

  4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова, М., 2003.

  5. Костян И.А. Трудовые споры. М., 2004.

  6. Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» специальный информационный бюллетень части Закона № 122, касающейся детей-инвалидов.