logo search
16791-1

Международно-правовые формы сотрудничества в освоении космоса Юридическое содержание принципа сотрудничества в международном космическом праве

Исследование и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств. Сотрудничество в этой области занимает видное место в современных международных отношениях. Важную роль в развитии межгосударственного сотрудничества в космосе играет международное космическое право. Воздействие права на научно-техническое сотрудничество выражается, во-первых, в создании общего правового режима космоса, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для развития сотрудничества государств, и, во-вторых, в регулировании конкретных отношений между государствами, возникающих при проведении ими совместной научно-технической деятельности.

Особая роль международного сотрудничества в области космических исследований и их практического применения диктует необходимость четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного сотрудничества с точки зрения международного космического права. В зарубежной литературе по этому вопросу встречаются противоположные точки зрения: от провозглашения сотрудничества в космической области безусловной обязанностью всех государств до полного отрицания юридической силы этого принципа. Осуществление международного сотрудничества в разрешении различных международных проблем провозглашено в Уставе ООН в качестве одной из основных целей Организации Объединенных Наций (п. 3 ст. 1). Впоследствии принцип сотрудничества государств вошел в число семи основных принципов международного права, единогласно подтвержденных всеми членами ООН в Декларации о принципах международного, права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН [резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. Согласно этой декларации, сотрудничество государств друг с другом, независимо от их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений является международно-правовой обязанностью.

Вместе с тем такой обязанностью в декларации провозглашается не всякое сотрудничество, а лишь то, которое соответствует Уставу ООН, то есть сотрудничество, осуществляемое при соблюдении других общепризнанных принципов международного права. Это отражено в самом названии принципа: “Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН”. При раскрытии содержания этого принципа в декларации особо подчеркивается его обязательный характер применительно к задачам поддержания международного мира и безопасности. При перечислении конкретных видов сотрудничества в декларации указывается, что оно должно осуществляться в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. С аналогичных позиций трактуется принцип сотрудничества между государствами в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где он получил дальнейшее развитие.

Общий принцип сотрудничества, установленный международным правом, и условия его осуществления полностью применимы к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием и использованием космического пространства в мирных целях.

Применительно к космической деятельности государств этот общий принцип международного права должен рассматриваться в свете принципов, закрепленных в Договоре по космосу 1967 года, который является одним из основных источников международного космического права. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле и во многих статьях этого договора, что дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и мирном использовании космического пространства к числу основных принципов международного космического права.

В преамбуле договора говорится о желании содействовать широкому международному сотрудничеству как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях. В ст. I сказано, что “государства содействуют и поощряют международное сотрудничество” в научных исследованиях; в ст. III также упоминается о развитии международного сотрудничества и взаимопонимания. Статья IX определяет, что государства—участники договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи.

Таким образом, Договор по космосу закрепил принцип сотрудничества государств в качестве одного из общих принципов, основных начал международного космического права. Однако в договоре этот принцип не рассматривается в отрыве от других общепризнанных принципов или как безусловная юридическая обязанность. Он тесно связан с общими принципами международного права и международного космического права.

Ряд положений Договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К числу таких положений можно отнести, например, обязанности учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе (ст. IX); не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств (ст. IX); оказывать возможную помощь космонавтам других государств (ст. V); на равных основаниях рассматривать просьбы государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов (ст. X); информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и некоторые другие положения.

Как и в других областях международных отношений, принцип сотрудничества в космическом праве должен трактоваться прежде всего как обязанность государств сотрудничать друг с другом в деле поддержания международного мира и безопасности при освоении космического пространства. В остальном этот принцип предполагает лишь обязанность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса в мирных целях.

Что касается конкретных прав и обязанностей в области научно-технического сотрудничества по исследованию и использованию космоса, то они могут вытекать только из договоров, специально заключенных с этой целью государствами и международными межправительственными организациями. Исходя из своих потребностей, интересов и возможностей, государства путем взаимного согласования и договоренностей, закрепляемых в международных договорах, определяют характер и степень своего участия в тех или иных международных проектах и программах освоения космоса. В этих договорах принцип сотрудничества конкретизируется и наполняется реальным содержанием.