Права и обязанности членов космических экипажей
На нынешнем этапе освоения космоса, когда международные космические полеты, как правило, непродолжительны, полномочия государства регистрации в области юрисдикции и контроля находят практическое выражение (помимо технического управления полетом) главным образом в определении прав и обязанностей командира и членов экипажа в процессе выполнения ими программы полета и в предоставлении командиру корабля соответствующей дисциплинарной власти по отношению ко всем лицам, находящимся на борту космического корабля. Предоставление международным космическим правом одинакового статуса космонавтов всем лицам, совершающим космический полет, не исключает того, что внутригосударственное право может четко разграничить права и обязанности членов экипажа и наделить командира корабля специальными властными правами и полномочиями в целях выполнения полетного задания, обеспечения безопасности персонала, поддержания дисциплины и порядка на борту корабля. Учитывая условия космического полета, объем властных функций командира космического корабля должен быть не меньшим (а при длительных полетах, возможно, большим), чем тот, которым обладают командир воздушного или капитан морского судна.
В России в настоящее время приняты следующие наименования должностей в составе космических экипажей:
командир корабля, бортинженер, космонавт-исследователь. В международных экипажах, совершающих полеты по программе “Интеркосмос”, граждане других государств выполняли функции космонавтов-исследователей. В экипажах американских кораблей “Спейс Шаттл” обязанности распределяются следующим образом: командир, пилот, один или несколько специалистов по программе полета.
Международное космическое право исходит из того, что порядок осуществления юрисдикции и контроля определяет само государство путем издания соответствующих законов или других нормативных актов. Так, в США в связи с подготовкой к полетам космического корабля многоразового использования “Спейс Шаттл” в 1980 году была опубликована инструкция Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), в соответствии с которой на командира космической транспортной системы возлагалась ответственность за поддержание порядка и дисциплины, обеспечение безопасности всего персонала на борту “Спейс Шаттл”, а также за сохранность самого корабля и всех его элементов. С этой целью командиру разрешено использовать все необходимые средства, включая применение физической силы, в отношении как граждан США, так и граждан других государств, находящихся на борту корабля. Инструкция устанавливает также подчиненность командира руководителю полета в центре управления полетами, определяет состав экипажа, порядок замещения должности командира при чрезвычайных обстоятельствах, а также этапы полета, во время которых командир осуществляет свои функции. В инструкции имеется ссылка на уголовное законодательство США, согласно которому нарушение положений этой инструкции или невыполнение приказов командира влечет за собой штраф до 5 тыс. долл. или тюремное заключение сроком до одного года.
Хотя число людей, совершивших космические полеты, уже превысило сотню и непрерывно растет длительность пребывания человека в космосе, полеты в космос еще далеки от того, чтобы стать будничным делом. Опасности и риск, связанные с космическими полетами, огромное напряжение умственных и физических сил, которое требуется от космонавтов, и, наконец, общечеловеческое значение выполняемой ими миссии объясняют, почему в Договоре по космосу космонавты характеризуются как “посланцы человечества в космос” (ст. V). Отсюда не вытекает, однако, ни признание человечества или космонавтов субъектами международного права, ни лишение космонавтов их гражданской принадлежности, ни придание космонавтам какого-либо наднационального статуса. Практика свидетельствует, что космонавты, совершая полеты даже в составе международных экипажей, выступают в первую очередь как представители определенных стран, что не умаляет общечеловеческого значения их деятельности по освоению космоса. Данное положение ст. V договора следует рассматривать в тесной связи с другими его статьями, где речь идет об охране жизни и здоровья космонавтов как во время их пребывания в космосе, так и при аварийной посадке на Землю. Именно в этих целях государства—участники Договора по космосу обязались рассматривать космонавтов как посланцев человечества в космос, и именно в этом контексте упомянутое положение договора может иметь определенные юридические последствия.
Из рассматриваемого положения Договора по космосу не вытекают другие юридические обязательства, кроме тех, которые прямо зафиксированы в договоре и в других источниках международного космического права. Предваряя конкретные обязательства, изложенные в последующем тексте ст. V договора, это положение отражает также тот факт, что исследование и использование космического пространства должны осуществляться на благо и в интересах всех стран, как это зафиксировано в ст. I Договора по космосу. Определение космонавтов как посланцев человечества в космос, с одной стороны, налагает на них обязательства не заниматься деятельностью, несовместимой с интересами всего человечества, а с другой стороны, обязывает государства принимать все возможные меры для охраны их жизни и здоровья.
Безопасность космических полетов прежде всего зависит от надежности используемых технических средств, правильности принимаемых решений, должного медико-биологического обеспечения. Важное значение имеет и развитие международного' сотрудничества по этим вопросам. Определенную роль в повышении безопасности космических полетов и правовой охране-жизни и здоровья космонавтов может сыграть международное космическое право. Ныне действующие правовые нормы в этой области относятся главным образом к оказанию возможной международной помощи космонавтам, терпящим бедствие в космическом пространстве, а также в случае их аварийного приземления на чужой территории.
Статья V Договора по космосу предусматривает, что “при осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства —участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств — участников Договора”. Взаимопомощь, о которой говорится в приведенной статье Договора по космосу, подразумевает как совершение активных действий по оказанию помощи тем, кто терпит бедствие, так и предоставление им возможности укрыться на космическом корабле или станции другой страны. В п. 1 ст. 10 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года говорится: “Государства-участники принимают все возможные меры для охраны жизни и здоровья лиц, находящихся на Луне”.
Не случайно в приведенных статьях международных соглашений говорится о “возможной” помощи космонавтам других стран. Известно, что практическая реализация международных спасательных операций в космосе в нынешних условиях — дело чрезвычайно сложное как с технической, так и с организационной точки зрения. На научно-техническое решение этих вопросов был нацелен, в частности, проект “Союз—Аполлон”, в ходе реализации которого разрабатывались и испытывались в условиях реального космического полета совместимые средства сближения и стыковки космических кораблей разных стран.
/”Как уже упоминалось, одной из форм взаимопомощи в космосе при наличии соответствующих технических возможностей может стать укрытие космонавтов, терпящих бедствие, на корабле или станции другой страны. Так, в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах говорится:
“Государства-участники предоставляют терпящим бедствие лицам, находящимся на Луне, право укрытия на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках” (п. 2 ст. 10). Право укрытия на кораблях и станциях, находящихся на орбитах вокруг Земли, прямо не упоминается в действующих соглашениях, но можно предположить, что оно подразумевается в ст. V Договора по космосу, где говорится об оказании “возможной помощи” космонавтам других стран.
При этом необходимо четко различать право укрытия, связанное с охраной жизни и здоровья космонавтов, и так называемое “право посещения”. В соответствии со ст. XII Договора по космосу и ст. 15 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для посещения представителями других государств на основе взаимности и при соблюдении определенных условий (предварительное извещение). Право посещения в международном космическом праве носит строго ограниченный характер. Оно относится к обмену научным персоналом и проверке выполнения запрета военной деятельности на Луне и не распространяется на орбитальные космические станции и другие космические объекты за пределами Луны и других небесных тел, В юридической литературе совершенно справедливо высказывались предложения о том, чтобы прямо запретить не только несанкционированное посещение орбитальных кораблей и станций, но и совершение маневров по подлету, сближению, осмотру и т. д. кораблей и станций другой страны в пределах установленных зон безопасности. Эти меры содействовали бы уменьшению степени риска, связанного с незапланированными операциями в космосе.
Обеспечение непрерывной и высококачественной связи космического объекта с центром управления космическими полетами и пунктами наземно-измерительного комплекса является непременным условием нормальной работы экипажа космического объекта в обычной обстановке и становится жизненно важным фактором в аварийной ситуации. Распределением полос радиочастот на международной основе для различных видов космической деятельности с целью предотвращения взаимных помех и нарушений радиосвязи уже на протяжении многих лег занимаются Международный союз электросвязи (МСЭ) и подчиненные ему органы. Регламенты радиосвязи, вырабатываемые на всемирных административных радиоконференциях МСЭ, приобретают силу международного договора и в части, касающейся космической радиосвязи, должны рассматриваться как один из источников международного космического права. Вопросы правовой защиты средств радиокоммуникаций между космосом и Землей органически входят в комплекс правовых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности космических полетов, охрану жизни и здоровья космонавтов.
На повышение безопасности космонавтов направлено и обязательство участников Договора по космосу незамедлительно информировать друг друга или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов (ст. V). Речь идет о таких явлениях, как, например, солнечные вспышки и связанное с ними резкое изменение радиационной обстановки в космосе. Своевременная информация такого рода может иметь важное значение для принятия мер безопасности: отсрочка полета, возвращение космонавтов на Землю, запрещение выхода в открытый космос и т. д. В связи с необходимостью быстрого получения такого рода информации заинтересованными государствами Генеральный секретарь ООН (хотя об этом прямо и не сказано в ст. V договора) обязан незамедлительно распространить эту информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении средств.
Действующие нормы международного космического права наиболее детально регламентируют вопросы спасания и возвращения космонавтов в случае их вынужденной посадки за пределами запустившего их государства. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г. и Договор по космосу 1967 года (ст. V) обязывают государства принимать все возможные меры для спасания и оказания необходимой помощи экипажу космического корабля, приземлившегося на чужой территории в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Такому экипажу должны быть обеспечены безопасность и незамедлительное возвращение “государству, в регистр которого занесен их космический корабль” (ст. V Договора по космосу) или “представителям властей, осуществивших запуск” (ст. 4 Соглашения о спасании). Ни в том, ни в другом документе не фигурирует критерий гражданства как основание для возвращения космонавта государству, гражданином которого он является. Следовательно, международный экипаж, оказавшийся в бедственном положении, должен быть возвращен не по принципу гражданства его отдельных членов, а в полном составе, исходя из указанных выше критериев.
В том случае, когда государство, на территории которого аварийно приземлился экипаж иностранного космического корабля, не располагает достаточными техническими средствами для быстрой и эффективной организации самостоятельных работ по спасанию, может возникнуть необходимость в проведении спасательных операций силами других государств на территории первого государства. В соответствии с принципом уважения государственного суверенитета Соглашение о спасании определяет, что в таких случаях спасательные операции должны проводиться под руководством и контролем государства, на территории которого они происходят.
Если потерпевший аварию экипаж космического корабля окажется в открытом море или на территории, не принадлежащей никакому государству, например в Антарктиде, то в соответствии с Соглашением о спасании государства, которые в состоянии это сделать, должны оказать, в случае необходимости, помощь в проведении операций по поискам и спасанию такого экипажа.
Как уже упоминалось, вопросы, связанные с осуществлением юрисдикции в отношении космонавтов, совершивших вынужденную посадку на территории другого государства, пока еще не Урегулированы специальными нормами международного космического права. В более отдаленной перспективе, по-видимому, возникнет задача создания международной спасательной службы для проведения операций как в космосе, так и на Земле. Такая служба мыслима только при наличии соответствующих технических возможностей и высокой степени доверия и сотрудничества между заинтересованными государствами. На нынешнем этапе эти проблемы не вышли за рамки обсуждения в различных международных организациях, например в Международной астронавтической федерации.
Обязанности государств по спасанию и возвращению космонавтов, предусмотренные Соглашением о спасании 1968 года, отличаются от их обязанностей по спасанию и возвращению космических объектов. В первом случае соответствующие статьи соглашения продиктованы прежде всего соображениями гуманности, желанием государств всеми доступными средствами помочь “посланцам человечества в космос”, оказавшимся в аварийной ситуации. Во втором случае обязанности государств вытекают из принципа ст. VIII Договора по космосу, в соответствии с которым “права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю”. В соответствии со ст. 5 Соглашения о спасании космические объекты и их составные части спасаются и возвращаются “представителям властей, осуществивших запуск”, только по просьбе последних и за их счет.
Соглашение обязывает государства информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН об обнаружении на своей территории или на территории, не находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, иностранного космического объекта или его составных частей. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство принимает такие меры, “которые оно сочтет практически осуществимыми”, для спасания этого объекта и его составных частей. Объекты, запущенные в космос, или их составные части по просьбе властей, осуществивших запуск, возвращаются представителям этих властей, которые, по требованию, должны до их возвращения представить опознавательные данные. Характер таких опознавательных данных не уточняется в действующих соглашениях по международному космическому праву. Государство, на территории которого обнаружен иностранный космический объект, само решает вопрос о том, будет ли оно самостоятельно проводить поиск и спасание этого объекта или обратится за помощью к запустившему этот объект государству. В отношении объектов, которые не являются “опасными или вредными по своему характеру”, не существует обязательства государства, запустившего космический объект, в любом случае оказывать такую помощь. Если же объект, приземлившийся на зарубежной территории, может причинить вред, запустившее этот объект государство обязано в соответствии с обращенной к нему просьбой незамедлительно принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда. Эти меры принимаются под руководством и контролем государства, которому принадлежит данная территория.
При разработке Соглашения о спасании в ООН длительное время обсуждался вопрос о том, обязано ли государство возвращать любой иностранный космический объект, в том числе и тот, который использовался для деятельности, несовместимой с международным правом. Прямого ответа на этот вопрос в соглашении не содержится. По мнению многих юристов-международников, к такого рода космическим объектам положения Соглашения о спасании неприменимы.
- Международное космическое право Понятие, сущность и основные особенности международного космического права
- Источники международного космического права
- Субъекты и объект международного космического права Субъекты международного космического права
- Объект международного космического права
- Понятие “космическое пространство”
- Правовой режим космического пространства. Правовой статус космонавтов и космических объектов Правовой режим космического пространства и небесных тел
- Правовой статус космических объектов
- Права и обязанности членов космических экипажей
- Международно-правовые формы сотрудничества в освоении космоса Юридическое содержание принципа сотрудничества в международном космическом праве
- Сотрудничество государств в освоении космоса в рамках оон
- Приложение. Законодательные акты Российской Федерации, связанные с космической деятельностью
- Список литературы