logo search
Конституц право заруб стран

Методические рекомендации по проведению деловых игр и их примеры

Деловые игры на семинарах по конституционному праву зарубежных стран преследуют несколько целей:

При подготовке к игре, а также при ее воплощении студентов необходимо ориентировать на аналитический подход: подумать над тем, что обусловило конституционно-правовое регулирование конституционно-правового регулирования тех или иных отношений.

Выбирая тему игры, преподаватель может исходить из принадлежности тех или иных стран конкретным правовым системам современности (например, сравнительное изучение основ конституционного строя Великобритании и США или Великобритании и Канады и т.д.).

Студентам необходимо иметь тексты конституций, а также иные доступные нормативные акты зарубежных государств и приносить их на каждое занятие.

Воплощая игру, участники не должны нарушать границ приличия и дисциплины, но в их рамках обязаны проявить полную творческую свободу, изобретательность и оригинальность в выражении собственной позиции. Преподаватель же должен помнить, о том, что игра не способ сглаживания конфликта, а способ его выявления (т.е. игра = конфликт).

Разыгрывая тот или иной сценарий, необходимо исходить из основных категорий игры: название, тезис, цель, роли, ходы, вывод.

Целесообразным для воплощения представляются две основные формы деловой игры:

  1. формирование двух команд из студентов академической группы

  2. моделирование конкретной ситуации

В рамках первой формы можно реализовать два сценария:

    1. когда работа обеих команд концентрируется на отдельном институте конституционного права двух и более государств;

    2. когда каждая из команд представляет конкретные государства, изучение основ конституционного строя которых, входит в программу курса

Рассмотрим пример А с учетом основных категорий игры.

Название: институт президента

Тезис: президент в системе органов государственной власти

Цель: выявление условий, обусловивших возникновение этого института в различных государствах; анализ общих и особенных черт; закрепление теоретического и практического материала

Роли: одна команда представляет институт президента во Франции, другая – институт президента в США

Ходы: представитель первой команды выступает с сообщением по какому-либо аспекту заданной темы (например, президент в законотворческом процессе) и отвечает на вопросы оппонентов; затем по тому же вопросу выступает представитель второй команды; команды должны постараться найти слабые стороны в позициях друг друга, покритиковать друг друга; преподаватель может предлагать свои вопросы, обращая внимание студентов на то, что было упущено

Вывод: преподаватель подводит итог дискуссии, оценивая аргументацию каждой команды; выясняет, не изменилась ли позиция кого-то из участников.

Сценарий В может быть разыгран тем же способом. Его отличие от предыдущего состоит в том, что в данном случае предметом обсуждения является не отдельный институт, а весь блок отношений составляющих предмет конституционного права. Однако реализацию такого сценария трудно уложить в академический час, поэтому он предпочтителен при работе в студенческих кружках и научных обществах.

Вторая форма игры предполагает, что все студенты академической группы моделирует и разыгрывают конкретную ситуацию из конституционно практики того или иного государства. Рассмотрим пример.

Название: ответственность Федерального правительства в ФРГ

Тезис: вынесение Федеральному Канцлеру конструктивного вотума недоверия Бундестагом

Цель: детальное изучение указанного механизма

Роль: с учетом предпочтений самих студентов преподаватель выбирает из них Федерального Канцлера, Федерального Президента, кандидата на пост Федерального Канцлера; какая-то часть группы должна олицетворять Бундестаг

Ходы: студенты придумывают фабулу политической проблемы, по которой позиции Федерального Канцлера, Бундестага не совпадают; разыгрывают прения и, в случае не достижения согласия, избирают преемника Федерального канцлера, после чего обращаются к Федеральному президенту с ходатайством об увольнении прежнего Федерального канцлера и назначении нового

Вывод: преподаватель подводит итог дискуссии, оценивая аргументацию каждой команды; выясняет, не изменилась ли позиция кого-то из участников.