Примерные тестовые задания для проведения промежуточной аттестации студентов
Основными принципами американского конституционализма являются:
свобода, равенство и братство;
принцип разделения властей, федерализм, судебный контроль;
равенство мужчин и женщин.
Исполнительную власть в США возглавляет:
вице-президент;
президент;
премьер-министр.
Поправки к Конституции США вступают в силу, если:
они ратифицированы либо легислатурами, либо конвентами ¾ штатов;
они ратифицированы на референдуме населением ¾ штатов;
они ратифицированы губернаторами ¾ штатов.
Под категорией «живая конституция» понимаются:
реально существующие в обществе отношения
совокупность актов Конгресса и Президента, конституционных обычаев, судебных прецедентов
конституция, действующая более 200 лет
Конституцию Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии образуют следующие источники:
статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктрина
Акт о народном представительстве 2000 г., Акт о Парламенте 1911 г., Акт о Палате Лордов 1999 г., Акт о политических партиях, выборах и референдуме 2000 г.
кодексы канонического права
Парламент Великобритании включает в себя:
Монарха, Палату Лордов, Палату Общин
Монарха, Тайный Совет и Палату Общин
Палату Лордов и Палату Общин
Собственные законодательные собрания учреждены в:
Англии и Уэльсе
Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе
только в Англии
Монарх распускает Палату Общин по совету:
Премьер-министра
Спикера Палаты Общин
Государственного секретаря по конституционным вопросам
Содружество представляет собой:
своеобразную экономико-правовую форму связи Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии с его бывшими колониями
международную гуманитарную организацию
федеративный союз Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии с его бывшими колониями
Конституция Франции включает в себя:
Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г., Хартию окружающей среды 2004 г.
Конституцию 1958 г., Конституцию 1791 г. и Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.
Конституцию 1958 г., Конституцию 1946 г.
Конституционный контроль в отношении актов Парламента Франции осуществляет:
Государственный Совет
Конституционный Совет
Высокая палата правосудия
Верхняя палата французского парламента – Сенат – это:
представительство субъектов федерации
представительство территориальных коллективов республики и французов, проживающих за пределами Франции
представительство высшего духовенства
Чрезвычайное положение во Франции вправе вводить:
и Сенат, и Национальное Собрание
Премьер-министр
Президент
Правительство несет коллективную ответственность
только перед Сенатом
только перед Национальным Собранием
и перед главой государства, и перед Национальным Собранием
Основной Закон ФРГ может быть изменен:
на референдуме
посредством принятия закона об изменении Основного Закона, одобренного 2/3 членов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата
¾ голосов членов учредительного собрания
Федеральное правительство возглавляет:
Федеральный Президент
Федеральный Канцлер
и Федеральный Президент, и Федеральный Канцлер
В составе германской федерации находятся:
16 земель и 5 заморских территорий
16 земель и 3 крупных города федерального значения
16 земель, особый административный округ, 2 свободные экономические зоны
Судебная система в ФРГ это:
судебная система конституционных судов и судебная система судов общей юрисдикции
система судов общей юрисдикции, система административных судов, система финансовых судов, система трудовых судов, система социальных судов, федеральный конституционный суд и судебная система в землях
федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции земель
Конституция Италии запрещает пересматривать:
республиканскую форму правления
государственно-территориальное устройство страны
парламентарную форму правления
Президент Италии избирается
непосредственно гражданами республики, обладающими активным избирательным право
на совместном заседании членов Парламента с участием трех делегатов от каждой области, избираемых областным советом
абсолютным большинством голосов членов Палаты депутатов
Председатель Совета Министров Италии
выполняет отдельные поручения Президента
руководит общей политикой правительства и несет за нее политическую ответственность
замещает пост Президента в случае невозможности для последнего исполнять свои обязанности
Высший совет магистратуры Италии:
устанавливает все правила о статусе судей, прокуроров и следователей
привлекает к ответственности Президента, Председателя Совета министров и министров за нарушение ими Конституции и законов страны
рассматривает дела в порядке апелляции в качестве высшей судебной инстанции для всех судов общей юрисдикции
Конституция Италии закрепляет, что Республика состоит из:
коммун, провинций, метрополитанских городов, областей и Государства
автономных областей, провинций, коммун
пяти автономных областей, каждая из которых имеет собственное административно-территориальное деление
Действующая Конституция Японии закрепила переход страны:
от абсолютной к дуалистической монархии
от дуалистической к парламентарной монархии
от парламентарной монархии к парламентарной республике
В состав Правительства Японии входят:
Премьер-министр и государственные министры
Император, Премьер-министр и государственные министры
Император и государственные министры
Компетенция Верховного Суда Японии включает:
рассмотрение гражданских и уголовных дел в порядке апелляции
судебное управление, рассмотрение гражданских и уголовных дел, конституционный контроль
только осуществление конституционного контроля
Инициатива изменения Конституции Испании может исходить:
от правительства, каждой из палат Парламента, а также автономных сообществ
от Монарха и Премьер-министра
только от автономных сообществ
Монарх Испании является:
главой государства, символом единства нации, арбитром в деятельности органов государственной власти
главой исполнительной власти, назначает и отправляет в отставку министров, осуществляет общее руководство внутренней и внешней политикой
главой государства, сосредоточившим в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти
Конституционное ампаро означает:
что гражданин вправе требовать рассмотрения в суде дела о нарушении его прав и свобод в результате принятия судебных актов или распоряжений публичных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, агентов и чиновников
что гражданин вправе требовать рассмотрения в суде дела о нарушении его прав и свобод в результате принятия неконституционного закона
что гражданин вправе требовать рассмотрения в суде дела о нарушении его прав и свобод в результате принятия любого нормативно-правового акта
Существующие в Испании автономные сообщества представляют собой:
персональную (национально-культурную) автономию, предполагающую создание ассоциаций (общественных объединений) представителей той или иной национальности
национально-территориальную автономию с собственными предметами ведения и полномочиями на принятие законодательных актов
корпоративную автономию, предполагающую резервирование мест в органах государственной власти за представителями определенных лингвистических сообществ
Правительство Испании подотчетно:
Парламенту и несет политическую ответственность перед Конгрессом депутатов
Монарху и несет политическую ответственность только перед ним
Премьер-министру и несет политическую ответственность перед ним
Изменения в Конституцию Китая вносятся:
по предложению Постоянного комитета ВСНП или 1/5 голосов депутатов ВСНП и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП
только по предложению Председателя КНР и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП
по предложению 1/5 депутатов ВСНП и принимаются на референдуме
Статус особых административных районов в Китае регулируется:
только Конституцией КНР
специальными основными законами для каждого особого административного района
только актами Центрального народного правительства
Законодательный орган Китая представляет собой:
однопалатный орган, состоящий из президиума, комиссий, делегаций от избирательных единиц – Всекитайское собрание народных представителей
двухпалатный орган, состоящий из ВСНП и Постоянного комитета ВСНП
триединый орган, состоящий из Председателя КНР, Постоянного Комитета ВСНП и ВСНП
Основной способ изменения Конституции Индии предполагает, что:
проект конституционной поправки вносится парламентарием в свою палату, а получив в порядке обычной законодательной процедуры одобрение в палатах большинством общего числа членов и не менее 2/3 присутствующих и голосующих, законопроект поступает к Президенту, который обязан его подписать
проект конституционной поправки вносится только в Народную палату и считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее ¾ депутатов палаты
проект конституционной поправки вносится Президентом на референдум и требует одобрения не менее 2/3 голосов граждан, принявших участие в голосовании
Президент Индии избирается:
непосредственно народом
особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат Парламента и выборных членов легислатур штатов
избирается Конгрессом, состоящем из членов Совета штатов и Народной палаты
В качестве суда первой инстанции Верховный Суд Индии рассматривает споры:
между Союзом и штатами; между штатами по вопросу права или факта
между гражданами Индии и иностранными гражданами
между гражданами Индии
Примерные темы контрольных работ и
методические указания к ним
Тема № 1
Институт конституционного контроля во Франции и Польше
План:
Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели.
Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля.
Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета и Конституционного Трибунала
Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства.
Литература:
Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001.
Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.
Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.
Гарлицкий Л. Реформа конституционного судопроизводства в Польше // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3 (28).
Гена И. Конституционное правосудие во Франции: итоги и перспективы // Конституционное правосудие на рубеже веков: Материалы международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2002.
Жаке Ж. – Ж. Конституционное право и политические институты. Пер. с фр. М., 2002.
Крутоголов М.А. Конституционный Совет Франции (организационные и правовые аспекты деятельности). М., 1993.
Маклаков В.В. Конституционный контроль в странах – членах Европейского Союза. М., 1995.
Сафонов В.Е. Зарубежные системы конституционного контроля: проблемы теории и практики // Российский судья. М., 2002. № 4.
Сафонов В.Е. Институт судебного конституционного контроля в зарубежных странах: история, теория, практика. М., 2003.
Судебные система европейских стран. Справочник. М., 2002.
Методические указания
При ответе на первый пункт плана необходимо раскрыть понятие конституционного контроля, определить основные модели осуществления конституционного контроля в зарубежных странах. Более подробно следует остановиться на европейской модели и выделить в ее рамках две разновидности. При этом следует показать основные отличия между ними.
Основная часть работы должна состоять из сравнения соответствующих конституционных норм, относящихся к институту конституционного контроля в названных странах. При этом студент не должен последовательно описывать порядок формирования, структуру, полномочия и основные стадии конституционного контроля в одной, а затем в другой стране, но показать умение сравнивать и делать выводы из сравнения.
В заключительной части уместно сделать собственные выводы о достоинствах и недостатках изученных систем, отметить государства, заимствовавшие французский опыт.
- Пояснительная записка
- Система текущего и итогового контроля знаний студентов
- Примечание
- Программа курса Общая часть
- Тема 1. Конституционное право в зарубежных странах как отрасль права, наука и учебная дисциплина
- Тема 2. Конституции зарубежных стран
- Тема 3. Конституционные основы общественного строя зарубежных стран
- Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах
- Тема 5. Формы правления и политические режимы зарубежных стран
- Тема 6. Государственно-территориальное устройство зарубежных стран
- Тема 7. Избирательное право, избирательные системы и референдум в зарубежных странах
- Тема 8. Глава государства и правительство в зарубежных странах
- Тема 9. Законодательная власть: парламент
- Тема 10. Судебная власть в зарубежных странах
- Тема 11. Конституционные основы местного самоуправления и управления в зарубежных странах
- Особенная часть
- Тема 12. Основы конституционного права Российской Федерации
- Тема 13. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки
- Тема 14. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
- Тема 15. Основы конституционного права Французской Республики
- Тема 16. Основы государственного права Федеративной Республики Германия
- Тема 17. Основы конституционного права Италии и Испании
- Тема 18. Основы конституционного права Японии, Китая и Индии
- Список источников и литературы Источники Нормативные правовые акты
- Обязательная литература Учебники и учебные пособия
- Научная литература
- Дополнительная литература Учебники и учебные пособия
- Научная литература
- Тематический план
- Планы семинарских занятий Пояснительная записка
- Семинарские занятия Общая часть
- Тема 1. Конституционное право в зарубежных странах как отрасль права, наука и учебная дисциплина
- Тема 2. Конституции зарубежных стран
- Тема 3. Конституционные основы общественного строя зарубежных стран
- Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах
- Тема 5. Формы правления и политические режимы в зарубежных странах
- Основные термины и понятия
- Тема 6. Государственно-территориальное устройство зарубежных государств
- Основные термины и понятия
- Тема 7. Избирательное право, избирательные системы и референдум в зарубежных странах
- Общая характеристика непосредственной и представительной демократии. Выборы: понятие и политическая роль.
- Основные термины и понятия
- Тема 8. Глава государства и правительство в зарубежных странах
- Основные термины и понятия
- Тема 9. Законодательная власть: парламент
- Основные термины и понятия
- Тема 10. Судебная власть в зарубежных странах
- Основные термины и понятия
- Тема 11. Конституционные основы местного самоуправления и управления в зарубежных странах
- Особенная часть
- Тема 12. Основы конституционного права Российской Федерации
- Тема 13. Основы конституционного права Соединенных Штатов Америки
- Тема 14. Основы конституционного права Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии
- Тема 15. Основы конституционного права Французской Республики
- Тема 16. Основы государственного права Федеративной Республики Германия
- Тема 17. Основы конституционного права Италии и Испании
- Тема 18. Основы конституционного строя Японии, Китая и Индии
- Методические рекомендации по написанию курсовой работы Цели и задачи выполнения курсовых работ Тематика курсовых работ
- Выбор темы курсовой работы
- Предъявляемые требования по написанию курсовой работы
- Оформление курсовой работы
- Представление и защита курсовой работы
- Примерный перечень тем курсовых работ
- Примерные тестовые задания для проведения промежуточной аттестации студентов
- Тема № 2 Особенности федеративного устройства в сша и фрг.
- Тема № 3 Институт выборов в Китае и Франции
- Методические указания
- Методические рекомендации по проведению деловых игр и их примеры
- Примерный перечень вопросов к зачету