logo search
лекции 2-й семестр

5.5. Охрана интеллектуальной собственности в режиме ноу-хау

Термин ноу-хау(know-how) впервые был использован в договорной практике между компаниями Великобритании и США. Первоначально под ноу-хаупонимали информацию, специально опущенную заявителем в описании изобретения, и придавали смысл - "знать, как применять патент". Со временем термин ноу-хау утратил свое первоначальное значение, его стали понимать буквально – "знать, как сделать". Этому способствовало и то, что ноу-хау стало самостоятельным объектом сделок, в том числе, не связанных с запатентованными изобретениями.

Существуют различные термины для обозначения информации, представляющей собой практическую ценность, утечка которой может нанести экономический вред ее владельцу: промышленная тайна,торговый секрет,деловой секрет,секрет производства,ноу-хау,коммерческая тайна,конфиденциальная информацияи др. Применение любого из них означает наличие сведений, знаний, опыта, информации, раскрытие которых третьим лицам нежелательно в интересах предприятия. Нередко в понятие ноу-хау включают экономические, управленческие и другие решения, имеющие коммерческую ценность.

Ноу-хау как собственность, – это синоним коммерческой тайны, т.е. то, что отвечает требованиям предметности, конфиденциальности и новизны, предъявляемым к коммерческим тайнам.

Предметность. Коммерческая тайна – это информация, включающая формулу, образец, материал, программу, прибор, метод, технологию, процесс и т. п. Вот некоторые примеры:

точное соотношение ингредиентов химического соединения (даже в том случае, когда сами ингредиенты хорошо известны);

проекты;

результаты геологических изысканий;

результаты экономических исследований;

особенности ценообразования и продаж;

способы снижения налогов;

стратегические планы.

Конфиденциальность. Информация, которая может стать достоянием общественности, либо известна в ходе продаж, либо легко распознаваема в продуктах, не может быть квалифицирована как защищаемая.

Новизна. Хотя это требование не является таким же строгим, как при защите патента, некоторая новизна необходима, поскольку то, что не имеет новизны, обычно известно. Коммерческая тайна подразумевает, по крайней мере, минимальную новизну.Коммерческая тайна может состоять в добавочной информации, которая, не будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ.

Примером коммерческой тайны, защищенной практическими мерами, является секрет ингредиента "Кока-Колы", названного 7-Х. Действительно, хотя он поставляется по всему миру на фабрики, производящие напиток, попытки разгадать его до сих пор были безуспешны, несмотря на применение современных методов анализа. В то время как, если бы рецепт был бы запатентован, например, сто лет назад, то через двадцать лет (срок окончания действия патента) у компании "Кока-Кола" монополии на выпуск напитка уже бы не было.

Предметное содержание ноу-хау может быть самым различным. В качестве объектов ноу-хау могут быть разные по своему содержанию знания и опыт, в том числе:

Технические(конструкторские, технологические, производственные, математические). Сведения, предоставляющие собой техническое ноу-хау, могут содержаться в следующих документах:

заявках на выдачу патента, которые находятся в стадии оформления или по которым не было публикаций;

научных отчетах;

конструкторских чертежах;

лабораторных макетах объектов новой техники;

методиках проведения экспериментов;

протоколах испытаний;

документации по изготовлению.

Экономические (финансовые, коммерческие, рекламные, сбытовые). Экономическое ноу-хау связано, как правило, с определенными знаниями конъюнктуры рынка, опытом ведения коммерческих операций, сведениями о наиболее выгодных формах использования денежных средств, операциях с ценными бумагами, структуре цен на производимые товары и т.п.

Управленческие. Содержание управленческого ноу-хау обычно заключается в структуре и методах управления, позволяющих наладить эффективное взаимодействие различных производственных и управленческих структур фирмы, в решении кадровых вопросов. Управленческое ноу-хау представляют схемы управления производством, картотеки штатных сотрудников, сведения о наличии свободных мест, заработной плате, соотношении штатных сотрудников и совместителей и т.п.

Правовые. Связанны с применением организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, налогами, кадрами и т.д.

В отличие от других видов интеллектуальной собственности, коммерческая тайна не регистрируется и не является предметом строгой законодательной регламентации. Вместо этого в судопроизводстве каждой страны устанавливаются определенные требования для обеспечения охраны коммерческой тайны. Эта система получила название "охрана в режиме ноу-хау". При этом учитываются, прежде всего, следующие факторы:

степень распространения соответствующей информации за пределами соответствующей отрасли;

степень доступности соответствующей информации сотрудникам и иным лицам, связанным с бизнесом владельца ноу-хау или коммерческой тайны;

масштабы применяемых для охраны коммерческой тайны мер;

действительная или потенциальная ценность соответствующей информации для владельца и его конкурентов;

денежные средства или труд, потраченные владельцем коммерческой тайны на соответствующую разработку.

Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия условий конфиденциальности, т.е. условиями договора. Лица, получившие аналогичную информацию самостоятельно на законных основаниях, вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений.

К преимуществам этой формы охраны ИС относятся такие, как относительная дешевизна (по сравнению с патентованием), отсутствие предельных сроков и соответственно длительность охраны, а также создание препятствий для использования дополнительной не патентуемой информации, обычно содержащейся в описании изобретения. Однако не следует переоценивать эти преимущества. Необходимо проанализировать внимательнее, что дает владельцу информации отнесение ее к коммерческой или служебной тайне. Согласно статье 139 ГК РФ при недобросовестном разглашении коммерческой тайны вопреки воле ее первоначального обладателя и, несмотря на принятые им меры, он может потребовать возмещения убытков от:

лиц, получивших информацию, составлявшую служебную и коммерческую тайну, незаконными методами;

работников предприятия, разгласивших служебную и коммерческую тайну вопреки трудовому договору или контракту;

контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору о конфиденциальности.

Следовательно, если можно будет доказать, что конкурент, например, тайно проник в помещение организации владельца ноу-хау, взломал сейф и скопировал техническую документацию либо подкупил работника организации, который сделал для него копии, это будет незаконным получением информации. Тогда есть основания потребовать возмещения соответствующих убытков в полной мере.

Однако, если создатель коммерчески ценной информации, вопреки решению организации о сохранении ее в тайне, опубликует статью, раскрывающую важную информацию, то конкурент получит ее законным путем из открыто распространяемого журнала, а требование о возмещении убытков может быть предъявлено к сотруднику как физическому лицу со всеми вытекающими ограничениями.