6. Субъекты конституционно-правовых отношений
Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.
К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:
1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).
2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
4) Государства (РФ, субъекты Федерации).
5) Органы государственной власти:
федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
субъектов Федерации;
государственные органы на местах.
6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).
Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и естьправосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.
Субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия.
Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.
Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.
Объекты конституционно-правовых отношений
Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:
Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.
Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.
Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).
Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.
7. Система российского права как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.
Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.
Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).
Вершиной (фундаментом, ядром) российского права является конституционное право, имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.
В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.
- 1. . Конституционное право как отрасль российского права: понятие, предмет
- Виды конституционно-правовых отношений
- 1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:
- 2. С точки зрения времени функционирования:
- 3. По назначению:
- 6. Субъекты конституционно-правовых отношений
- 8. Наука конституционного права
- Конституционное право как учебная дисциплина
- 10. Источники конституционного права рф
- 12. Признаки Конституции рф как основного нормативного акта.
- 13. Понятие, сущность, функции конституции
- 16. Структура и основное содержание Конституции рф
- Первый способ внесения поправок
- Второй способ внесения поправок
- Третий способ пересмотра Конституции
- 19. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации
- 21. Понятие Конституционного Суда рф.
- 2. Состав Конституционного Суда рф.
- 3. Полномочия Конституционного Суда рф.
- Классификация основных прав и свобод человека и гражданина
- 24. Государственная защита прав и свобод личности
- 28. 1. Общая характеристика.
- 2. Свобода экономической деятельности (статья 34).
- 3. Право частной собственности и наследования (статьи 35, 36).
- 4. Свобода труда, право на труд и трудовые права (статья 37).
- 5. Семейные права (статья 38).
- 6. Социальное обеспечение (статья 39).
- 7. Право на жилище (статья 40).
- 8. Право на охрану здоровья (статья 41).
- 9. Право на благоприятную окружающую среду (статья 42).
- 10. Право на образование (статья 43).
- 11. Свобода творчества, другие культурные права и свободы (статья 44).