logo
конституционное

19. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

В ст. 5 Конституции РФ установлено, что республика "имеет свою конституцию и законодательство", а другие субъекты "имеют свой устав и законодательство". Наличие у республики конституции напрямую вытекает из ее статуса как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона - конституции. Другие субъекты Федерации, являющиеся не государствами, а государственно-территориальными или национально-территориальными образованиями, принимают свои уставы. Конституция и устав по своему назначению и сущности равнозначны. Уставы некоторых областей и других субъектов, как и ряд конституций республик, именуются (в скобках) основными законами. Особое место конституций и уставов в системе законодательства субъектов прямо вытекает из положений ст. 5 федеральной Конституции, где конституция и устав не охвачены общим понятием "законодательство". В ст. 66 Конституции РФ закрепляется, что статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики, а статус других субъектов Федерации - федеральной Конституцией и уставом соответствующего субъекта. Эти положения свидетельствуют об учредительном характере конституций и уставов субъектов и вместе с тем о его неразрывной связи с учредительной природой федеральной Конституции. Именно совокупным действием учредительной власти Федерации и ее субъектов в полной мере определяется статус субъекта, основы его устройства, организация системы власти, полномочия субъекта. Принятие Конституции и устава отнесено к исключительным предметам ведения самого субъекта, но с условием соответствия их положений Конституции РФ, основам ее конституционного строя, Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и другим федеральным законам. Поэтому вполне правомерно, что в конституциях и уставах субъектов воспроизводятся основные принципы основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства, закрепленные в федеральной Конституции. Естественно, включение в конституцию и устав этих общефедеральных начал устройства государства и общества каждым конкретным субъектом не означает, что он их самостоятельно учреждает. В силу прямого действия Конституции РФ на всей территории страны ее принципы и начала реализуются непосредственно в каждом субъекте. Однако их отражение в конституциях и уставах субъектов имеет важное значение для целостной правовой характеристики статуса субъекта, основных начал его устройства, положения человека и гражданина. Таким путем обеспечивается правовая форма распространения основных начал федеральной Конституции на уровень субъектов, что необходимо для сохранения единства правовой системы государства. Отражение принципов федеральной Конституции в учредительных актах субъектов выступает непосредственной юридической основой обязанности всех органов государственной власти каждого конкретного субъекта их соблюдать, включать в их охрану не только федеральные механизмы защиты, но и те, которые есть на уровне субъектов Федерации. Имеет значение и то обстоятельство, что через конституции и уставы субъектов положения федеральной Конституции, реализуемые на региональном уровне, становятся более близкими и понятными населению субъекта. В одних конституциях и уставах такое воспроизведение положений федеральной Конституции дается более полно, в других менее полно. Это разнообразие не является неправомерным. Указанное воспроизведение не должно быть зеркальным, как было в прошлом конституционном законодательстве советского периода, когда конституции республик практически полностью воспроизводили текст Конституции СССР. Однако если то или иное принципиальное положение федеральной Конституции не отражено в конституции или уставе субъекта, это не означает, что в данном субъекте оно не применяется. В силу верховенства и прямого действия Конституции РФ оно обязательно для субъекта. Так, например, в Уставе Костромской области права и свободы человека и гражданина не перечисляются, а отмечается, что на территории области человек и гражданин обладают правами и свободами, несут равные обязанности, определенные Конституцией РФ, федеральными и областными законами, а также нормами международного права. В других конституциях и уставах права и свободы, закрепленные в федеральной Конституции, перечисляются подробно. Однако такая различная форма закрепления ни в какой мере не отражается на реальном статусе личности. Более высокий уровень учредительной власти субъектов при принятии своих конституций и уставов характерен для закрепления тех правоположений, которые отнесены к их исключительному ведению и по которым они вправе осуществлять собственное правовое регулирование (т.е. в рамках ст. 73 Конституции РФ). В этих пределах субъект самостоятельно разрабатывает свою конституцию (устав): ее структуру, содержание, систему органов, их наименования, полномочия, конкретное выражение принципа разделения властей, избирательную систему, административно-территориальное устройство, организацию местного самоуправления и решает другие вопросы, входящие в сферу его исключительной компетенции, определяет характер и полноту правового отражения начал, лежащих в основе федеральной Конституции. По отношению ко всем другим нормативным правовым актам субъекта Федерации конституция, как и устав, обладает высшей юридической силой. Все иные нормативные акты субъекта Федерации не могут противоречить конституции и уставу.

20. Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ:1) издает акты официального толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

 

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции рФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ. Охране Конституции РФ служит достаточно жесткий порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ, определенный гл. 9 Конституции РФ.

Основным порядком охраны Конституции РФ является судебный. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ). Специальной цели охраны Конституции РФ подчинена вся деятельность Конституционного Суда РФ, защищающего основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивающего верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории РФ (ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ»).

Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), что отражено в его присяге (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). На страже прав и свобод человека стоит также Уполномоченный по правам человека в РФ.

Целям охраны Конституции РФ служит запрет на деятельность отдельных общественных объединений, установленный ч. 5 ст. 13 Конституции РФ.

Сама Конституция РФ определяет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), запрещается захват власти (незаконное присвоение властных полномочий – ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

Легально (в Законе РФ «О безопасности») безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными объектами безопасности являются, таким образом, личность, общество и государство.

Субъектами обеспечения безопасности являются прежде всего государство, а также (в меру своих полномочий) граждане, общественные и иные организации и объединения. Статья 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человек и гражданина, кроме того, каждый вправе в рамках закона защищать свои права и свободы.

Принципами обеспечения безопасности являются законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и их взаимная ответственность; интеграция с международными системами безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя Вооруженные Силы РФ, федеральные органы безопасности, внутренних дел и пр.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, в частности, возглавляющий и формирующий Совет Безопасности РФ, вводящий военное и чрезвычайное положение, непосредственно руководящий федеральными «силовыми» ведомствами (напр., Министерством обороны РФ, МВД РФ), обладающий иными полномочиями в указанной сфере.