Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.
Политика как предмет политологии.
Политика – одно из наиболее употребляемых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Термин «политика» (греч. politica – государственные и общественные дела; polis – город-государство) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика». Объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера жизни общества. Политика принадлежит к числу наиболее сложных и основополагающих общественных образований. Хотя понятие «политика» привычно и прочно вошло в научный и обыденный лексикон, определить его нелегко. Существует множество толкований и определений политики, что обусловлено многогранностью самого явления и соответственно сложностью его познания.
В самом общем виде политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. В историческом аспекте возникновение политики связано с социальной, этнической, религиозной дифференциацией общества. В политике отражаются коренные, долговременные интересы различных социальных групп, связанные с удовлетворением их потребностей. Политика выступает как инструмент регулирования, соподчинения или примирения этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.
Понимание политики как сферы взаимодействия различных социальных групп и общностей людей получило название коммуникационного. У истоков его стоял Аристотель. Он рассматривал политику как форму общения, способ коллективного существования человека. Согласно Аристотелю, человек – существо по своей природе общественное и реализовать себя он может только в обществе – в семье, селении (общине), государстве. Государство выступает как высшая и всеобъемлющая форма социальной связи или «общения» людей.
Позднее антропологические трактовки политики обогащаются и дополняются ее конфликтно-консенсусными определениями. Они акцентируют внимание на противоречиях интересов, которые лежат в основе политики, определяя ее динамику. Формами взаимодействия субъектов политики могут быть: борьба, столкновение, соперничество. А также конкуренция, компромисс, сотрудничество, консенсус.
Ядром политики является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых нормах. Определение политики через власть характерно для многих мыслителей – Н. Макиавелли, М. Вебера, В. Парето, К. Маркса и др. Такой подход к пониманию политики характеризуется как силовой, директивный. По мнению приверженцев этого подхода, политика – сфера властных отношений. Власть – первооснова, суть политических отношений, важнейшее конституирующее качество политики. Только на этой основе можно выделить политику, политические отношения из всей совокупности общественных отношений.
Властные определения политики конкретизируются и дополняются с помощью институциональных определений. Последние рассматривают политику как сферу взаимодействия государства, партий, других общественно-политических институтов и структур, в которых воплощается и материализуется власть и политика. Данные политические институты возникают по мере осознания классами и другими социальными группами своих интересов для их представительства и защиты. Центральное место в политической системе общества занимает государство, представляющее собой универсальную политическую организацию, обладающую легитимным правом на принуждение.
В современных условиях все более активную роль в политической жизни, наряду с государством, играют политические партии, общественные организации и движения, группы давления. В совокупности они составляют организационный остов политики, придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе.
Обладая таким свойством, как власть, политика имеет верховенство в системе общественных отношений, определяет обязательность политических решений для всего общества. Основным назначением политики является управление социальными процессами как систематическое и целенаправленное воздействие на общество для сохранения и оптимального функционирования данного социально-экономического строя. Отсюда еще один подход к определению политики, связанный с объяснением ее функций – управления, поддержания порядка, сохранения стабильности социума, авторитарного распределения ценностей и др. Приверженцами функционального подхода к пониманию политики являются американские ученые Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд и другие представители системного анализа.
Политика выступает как организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, что обусловлено такими ее свойствами, как универсальность, всеохватывающий характер, инклюзивность (включенность во все сферы), способность воздействовать практически на любые стороны жизни. Функциональность политики не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие сферы общественной жизни, но и связывает ее с ними. Политика глубоко опосредована экономической сферой общества, экономическими отношениями и интересами, концентрированным выражением которых она является. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на экономику и другие сферы общественной жизни. Тесная связь существует между политикой и моралью, политикой и культурой, политикой и идеологией, политикой и правом.
Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления.
Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.
Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики.
Внешняя политика — это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями, иными общественными объединениями, международными организациями. Внешнеполитический курс любого государства определяется, главным образом, характером его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.
Политику можно рассматривать и как науку, и как искусство. Главная задачаполитики как науки – определение целей и задач политического развития, разработка, моделирование и прогнозирование различных аспектов политической деятельности. Политика служит источником знаний об одной из жизненно важных сфер бытия людей, классов, партий и государств. Политика всегда есть итог кропотливой трудоемкой работы политических деятелей, исследовательских центров и научных институтов, следствие коллективного ума многих людей и организаций. Однако полного тождества науки и политики быть не может, как не могут быть тождественными теория и практика. Это определяется вероятностным характером политического процесса, присутствием в политике как рациональных, так и иррациональных начал.
Не все в политике поддается голому расчету; в ней присутствуют и эмоции, и интуиция, и мастерство. Поэтому политика представляет собой не только науку, но и искусство — искусство управления государством, искусство завоевания и удержания власти, претворения в жизнь различных общественных целей и интересов. Существует мнение, что политика – искусство возможного. Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями.
Структура и уровни политики.
Политика в практическом смысле может осуществляться на нескольких уровнях:
1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.д.) Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако, часть вопросов может решаться местными ассоциациями.
2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциациями, заинтересованными в экономическом развитии своего региона.
3. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.
4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства.
В практической жизни политика проявляет себя многообразно: как вид политических отношений; как целенаправленный политический интерес; как совокупность политических организаций; как особый тип политической деятельности и политического поведения; как определенные уровни политического сознания.
По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика обуславливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Внешняя политика по отношению к внутренней не является нейтральной, а в определенных условиях она активно влияет на последнею и может вносить в нее коррективы.
По критерию различия сфер общественной жизни внутреннюю политику можно разделить на экономическую, социальную, национальную, духовную, государственную.
По критерию масштабности и долговременности целей политику можно классифицировать как глобальную, стратегическую и тактическую.
Политика как вид деятельности также реализуется на нескольких уровнях:
макроуровень связан с характеристикой государства как целого, публичной власти, особенностей ее устройства и функционирования;
микроуровень охватывает отдельные организации – партии, профсоюзы, корпорации, фирмы;
мегауровень относится к деятельности международных организаций (ООН, НАТО, ЕЭС и др.). Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй же и третий уровни имеют подчиненное значение.
С макроуровнем политики связаны ее функции, характеризующие важнейшие направления воздействия политики на общество. Основными функциями политики являются:
разработка целей всего общества и составляющих его субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление этих целей;
поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности;
авторитарное распределение дефицитных ценностей и благ;
предотвращение и регулирование конфликтов;
функция конституирования сложных социальных субъектов (определение общих интересов субъектов политики, выработка приемлемых правил поведения, распределения функций и ролей между субъектами и т.д.).
Кроме вышеназванных, политика выполняет и ряд специфических функций: поддержание классового или социального господства; защита прав человека; привлечение граждан к управлению государством и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общественного блага и некоторые другие.
Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на различные социальные явления.
- Раздел I.Теория и методология политической науки……………..4
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина…………..4
- Тема 2. История становления и развития политических идей. Институциализация политологии как науки…………………………………………………………..…22
- Раздел II. Политическая система и институты власти………………………………………………………………………..…..56
- Раздел I. Теория и методология политической науки
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.
- 3. Сущность политики. Субъекты и объекты политических отношений
- Politike – публичная, общественная сфера деятельности, которой считалась область реализации общих интересов, т.Е. Связанных с обеспечением существования и функционирования полиса как целого.
- 4. Методы изучения политических явлений и процессов.
- 5. Категории и функции политологии.
- 6. Политология в системе современного социогуманитарного знания. Тенденции развития современной политической науки.
- Тема 2.История становления и развития политических идей. Институциализация политологии как науки.
- 1. Политическая мысль Античности.
- 2. Религиозная концепция политики эпохи Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский).
- 3. Политические идеи эпохи Возрождения (н. Макиавелли, ж. Боден, т. Мор, т. Кампанелла).
- 4. Мыслители Нового времени о государстве и политике (т.Гоббс, Дж. Локк, ш.Л. Монтескье, ж.Ж. Руссо, и. Кант, г. Гегель).
- 5. Марксистская политическая мысль.
- 6. Политические теории хх века.
- 7. Этапы эволюции общественно-политической мысли Беларуси.
- Раздел II. Политическая система и институты власти.
- Тема 3. Политическая власть
- 1. Понятие власти. Многовариантность концепций власти.
- 2. Природа подчинения
- 4. Основания, уровни и ресурсы власти.
- 5. Политическая легитимность и ее типы. Легитимность и эффективность политической власти.
- Тема 4. Политическая система общества
- 1. Политическая система общества: сущность и структура.
- 2. Функции политической системы.
- Тема 5. Политические режимы
- 1. Понятие и типология политических режимов
- 2. Демократия как тип политического режима.
- 3. Авторитарный политический режим
- 4. Тоталитарный политический режим.
- Тема 6. Государство в политической системе общества.
- 1. Государство как элемент политической системы общества.
- 2. Возникновение и сущность государства.
- 3. Признаки, структура и функции государства.
- 4. Понятие формы государства. Формы правления.
- 5. Правовое государство и его отличительные признаки. Понятие социального государства.
- 6. Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные компоненты.
- Тема 7. Институты государственной власти.
- 1.Институты государственной власти.
- 2. Законодательная власть.
- 3. Исполнительная власть: роль и место в политической системе общества.
- Тема 8. Политические партии и группы интересов.
- 1. Понятие и типология политических партий.
- 2. Партийные системы и их типы.
- 3. Общественные организации и движения, их роль и значение в политической системе общества.
- 4. Особенности формирования политических партий и партийной системы в Республике Беларусь.
- Раздел III. Политические процессы.
- Тема 9. Представительство и выборы.
- 1. Роль и место выборов в политической системе общества.
- 2. Понятие и типы избирательных систем.
- Тема 10. Сми и коммуникации, их роль в политике.
- Раздел IV. Политическая культура и идеология
- Тема 11. Политическая культура и политическая социализация.
- 1. Сущность, структура и функции политической культуры.
- 3. Политическая социализация: сущность и основные этапы.
- Тема 12. Политическое поведение.
- 1. Политическое поведение и его типы.
- 2. Протестные формы поведения. Политический терроризм.
- Тема 13. Политические идеологии.
- 1. Сущность, структура и функции политической идеологии.
- 2. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты.
- 3. Либерализм и неолиберализм.
- 4. Консерватизм и неоконсерватизм.
- 5. Социал-демократическая идеология.
- Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
- Тема 14. Система международных отношений
- 1. Понятие международных отношений. Субъекты и виды международных отношений.
- 2. Современная система международных отношений
- Тема 15. Мировая политика и глобальные проблемы современности.
- 1. Внешняя политика, ее цели и функции.
- 2. Внешнеполитическая программа Республики Беларусь.
- 3. Глобальные проблемы современности.
- Тема 16.Геополитика
- Краткий словарь политологических терминов и понятий
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература