5. Политическая легитимность и ее типы. Легитимность и эффективность политической власти.
Любая власть для осуществления своих функций нуждается в стабильности. К основным условиям стабильности политической власти относятся: господство, легитимность власти и ее эффективность.
Политическое господствопредставляет собой форму организации власти в обществе. Это, по определению М.Вебера, высокая вероятность того, что приказы будут, безусловно, исполняться большинством управляемых. Политическое господство предполагает наличие трехусловий:
1) институциализациивластных отношений, то есть появления у власти устойчивых институтов, устанавливающих такой порядок, который одним дает право принимать решения, отдавать приказы, запрещать или разрешать, а других обязывает повиноваться;
2) структуризациивласти, четкое распределение полномочий и компетенций между различными институтами власти;
3) консолидациивласти, отсутствие между институтами власти серьезных противоречий и конфликтов, взаимодействие между ними на принципах партнерства и сотрудничества.
Ценностное отношение к власти, то есть отношение с позиций господствующей политической культуры, норм нравственности, менталитета населения, отражается в понятии «легитимность власти».
Термин легитимность (legitime) означает «законность», или «узаконенность». Однако легитимность – явление политическое, а не юридическое. Легитимность власти– это признание и принятие той или иной формы власти как законной, то есть правильной, надлежащей, справедливой со стороны большинства управляемых. Именно согласие большинства с властью дает ей возможность править и управлять людьми.
Всякая власть стремится к своей легитимизации. Легитимизация– это процедура общественного признания какого-либо института, действия, события или лица. Легитимизация сочетается с противоположным ей процессомделегитимизации– утраты властью общественного кредита доверия, лишения ее поддержки. Показателями степени легитимности власти выступают:
результаты выборов;
социологические рейтинги электорального поведения, доверия и др.;
уровень принуждения в обществе;
степень проявления гражданского неповиновения;
массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции);
наличие попыток смещения правительства.
В зависимости от мотивации добровольного подчинения М. Вебер выделил три «идеальных», чистых типа легитимного господства (в реальности они смешаны между собой в тех или иных пропорциях): традиционный, харизматический и рационально-легальный.
Традиционное господствохарактерно для власти, основанной на силе традиции, на привычке, обычае повиноваться. Этот тип господства опирается на веру подданных в то, что власть является законной в силу того, что она существовала всегда. В качестве примеров традиционной легитимности можно привести монархические режимы в таких странах, как Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Непал, Бруней с их наследственно-династическим принципом передачи трона.
Харизматическое господствоосновано на вере подданных в исключительные качества, чудесный дар, то есть харизму вождя (правителя), в его святость, величие, всемогущество, непогрешимость. В отличие от традиционного господства, харизматическое предполагает перемены, инновации, иногда радикальные. К харизматическим лидерам Вебер относил революционных вождей, государственных деятелей, спасающих свои государства от кризисов, религиозных пророков и т.п. Харизма – это исключительно персональное качество, которое в отличие от королевского титула по наследству не передается.
Рационально-легальное господство– это власть права и процедуры. Мотивом подчинения населения власти является правильно понятый людьми свой собственный интерес (рациональность), побуждающий их избирать правительство в соответствии с общепризнанными демократическими правилами и процедурами (легальность). Как само существование правительства, так и сфера его полномочий зависят от строгого соблюдения установленных людьми юридических норм.
Свою легитимность власть стремится зафиксировать с помощью законов, оформить юридически. Юридическое оформление власти обозначается термином легальностьвласти, то есть закрепление в правовых актах происхождения власти, ее полномочий и методов действий.
Для власти ее законный статус дает дополнительные гарантии правления и возможность международного признания. Для общества также появляется возможность действовать в пространстве четко сформулированных правил, однако, такая возможность может быть реализована при условии, что все стороны, прежде всего власть, будут придерживаться установленных законов, которые отвечают установкам и потребностям общества.
Существует не только ценностное, но и инструментальное отношение к власти, когда управляемые оценивают ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективность власти.
Эффективность власти– это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и в обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего, влиятельных слоев, элит. Как показывает историческая практика, власть часто оказывается экономически и социально неэффективной. Для измеренияэффективности государственной властииспользуются вполне конкретныепоказатели:
демографические (соотношение между смертностью и рождаемостью в стране, средняя продолжительность жизни мужчин и женщин, показатели здоровья населения, состояние экологии и др.);
уровень материального благосостояния (ВВП на душу населения, реальная заработная плата, минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, паритет покупательной способности и др.);
уровень физической безопасности граждан (количественные показатели и структура преступности, процент раскрываемости преступлений и др.);
уровень образования населения (доступность образования, количество учебных заведений, уровень грамотности, количество специалистов с высшим и средним специальным образованием и др.);
занятость населения (уровень безработицы, создание рабочих мест и др.);
уровень налогов (количество, величина налогов и т. д.);
величина управленческого аппарата (количество чиновников на душу населения, расходы на содержание управленческого аппарата и др.);
степень конфликтности в обществе.
В случае серьезной утраты властью своего ресурса и резким снижением большей части показателей эффективности, мы наблюдаем явление, которое обозначается как кризис власти, или неспособность власти осуществлять свои управленческие функции.
В переходных обществах легитимность является куда более важным фактором стабильности власти, нежели ее эффективность. Политическим лидерам многое прощается, если проводимая ими политика соответствует культуре и менталитету населения.
- Раздел I.Теория и методология политической науки……………..4
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина…………..4
- Тема 2. История становления и развития политических идей. Институциализация политологии как науки…………………………………………………………..…22
- Раздел II. Политическая система и институты власти………………………………………………………………………..…..56
- Раздел I. Теория и методология политической науки
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина.
- 3. Сущность политики. Субъекты и объекты политических отношений
- Politike – публичная, общественная сфера деятельности, которой считалась область реализации общих интересов, т.Е. Связанных с обеспечением существования и функционирования полиса как целого.
- 4. Методы изучения политических явлений и процессов.
- 5. Категории и функции политологии.
- 6. Политология в системе современного социогуманитарного знания. Тенденции развития современной политической науки.
- Тема 2.История становления и развития политических идей. Институциализация политологии как науки.
- 1. Политическая мысль Античности.
- 2. Религиозная концепция политики эпохи Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский).
- 3. Политические идеи эпохи Возрождения (н. Макиавелли, ж. Боден, т. Мор, т. Кампанелла).
- 4. Мыслители Нового времени о государстве и политике (т.Гоббс, Дж. Локк, ш.Л. Монтескье, ж.Ж. Руссо, и. Кант, г. Гегель).
- 5. Марксистская политическая мысль.
- 6. Политические теории хх века.
- 7. Этапы эволюции общественно-политической мысли Беларуси.
- Раздел II. Политическая система и институты власти.
- Тема 3. Политическая власть
- 1. Понятие власти. Многовариантность концепций власти.
- 2. Природа подчинения
- 4. Основания, уровни и ресурсы власти.
- 5. Политическая легитимность и ее типы. Легитимность и эффективность политической власти.
- Тема 4. Политическая система общества
- 1. Политическая система общества: сущность и структура.
- 2. Функции политической системы.
- Тема 5. Политические режимы
- 1. Понятие и типология политических режимов
- 2. Демократия как тип политического режима.
- 3. Авторитарный политический режим
- 4. Тоталитарный политический режим.
- Тема 6. Государство в политической системе общества.
- 1. Государство как элемент политической системы общества.
- 2. Возникновение и сущность государства.
- 3. Признаки, структура и функции государства.
- 4. Понятие формы государства. Формы правления.
- 5. Правовое государство и его отличительные признаки. Понятие социального государства.
- 6. Гражданское общество: сущность и важнейшие структурные компоненты.
- Тема 7. Институты государственной власти.
- 1.Институты государственной власти.
- 2. Законодательная власть.
- 3. Исполнительная власть: роль и место в политической системе общества.
- Тема 8. Политические партии и группы интересов.
- 1. Понятие и типология политических партий.
- 2. Партийные системы и их типы.
- 3. Общественные организации и движения, их роль и значение в политической системе общества.
- 4. Особенности формирования политических партий и партийной системы в Республике Беларусь.
- Раздел III. Политические процессы.
- Тема 9. Представительство и выборы.
- 1. Роль и место выборов в политической системе общества.
- 2. Понятие и типы избирательных систем.
- Тема 10. Сми и коммуникации, их роль в политике.
- Раздел IV. Политическая культура и идеология
- Тема 11. Политическая культура и политическая социализация.
- 1. Сущность, структура и функции политической культуры.
- 3. Политическая социализация: сущность и основные этапы.
- Тема 12. Политическое поведение.
- 1. Политическое поведение и его типы.
- 2. Протестные формы поведения. Политический терроризм.
- Тема 13. Политические идеологии.
- 1. Сущность, структура и функции политической идеологии.
- 2. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты.
- 3. Либерализм и неолиберализм.
- 4. Консерватизм и неоконсерватизм.
- 5. Социал-демократическая идеология.
- Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
- Тема 14. Система международных отношений
- 1. Понятие международных отношений. Субъекты и виды международных отношений.
- 2. Современная система международных отношений
- Тема 15. Мировая политика и глобальные проблемы современности.
- 1. Внешняя политика, ее цели и функции.
- 2. Внешнеполитическая программа Республики Беларусь.
- 3. Глобальные проблемы современности.
- Тема 16.Геополитика
- Краткий словарь политологических терминов и понятий
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература