Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов
Умелое обращение с конфликтами - важнейшее условие минимизации их негативных последствий и достижения целей их участников.
Обращение с конфликтами - это позиция их участников по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Обращение с конфликтами включает как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае если они возникли управление ими.
Управление конфликтом - это контроль над его процессами формами протекания с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Оно может осуществляться как участниками конфликта, так и внешними силами: миротворцами, разжигателями или арбитрами.
Управление конфликтом обычно направлено на его разрешение или урегулирование. Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, его урегулирование означает прекращение конфликтных действий и враждебности, понижение значимости источника конфликта» Обычно оно достигается с помощью переговоров, компромиссов и убеждения.
Регулирование предполагает направленные воздействия на предотвращение развития конфликтной ситуации или на минимизацию негативных последствий политического конфликта. В регулировании конфликта участвуют как сами конфликтующие стороны, стремящиеся найти выход из создавшейся ситуации, так и посредники, так называемая третья сторона, непосредственно не вовлеченная в конфликт.
Принято выделять два основных вида регулирования конфликтов:
а) предупреждение конфликта;
Предупреждение конфликта предполагает принятие мер, исключающих появление конфликтных взаимодействий. Данная форма регулирования конфликта применима только к этапам выдвижения притязаний и взаимодействия по поводу выяснения позиций друг друга. Смысл действий по предупреждению конфликта должен заключаться в том, чтобы направить развитие событий в русло конкурентного взаимодействия, удовлетворения или отказа от притязаний, частичного или полного.
В самом общем виде действия по предупреждению конфликта можно представить в следующих основных вариантах Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов:
а) стороны вступают в переговоры, пытаются понять взаимные претензии, найти компромиссные решения в рамках существующего законодательства или договариваются о новых правилах. Чтобы события начали развиваться по этому сценарию, необходимо признание каждой из сторон опасности развития конфликтной ситуации. Итогом таких переговоров должен стать перевод событий в русло конкурентного взаимодействия;
б) одной из сторон удается рассеять противоположную сторону, не прибегая к насилию, что приводит к дисперсии конфликтной ситуации. Это достигается путем переключения внимания участника потенциального политического конфликта на другие проблемы. Например, шахтеров, готовящихся к политической стачке, убеждают в том, что виновник их проблем не правительство, а руководство шахты, в результате чего в рядах потенциального участника конфликта происходит дезорганизация, внимание переключается на внутренние проблемы;
в) возможно использование комбинированных методов, когда одновременно стороны вступают в переговорный процесс, а параллельно идет работа по рассеиванию противника. В любом случае суть деятельности по предупреждению конфликта заключается в недопущении противостояния, перехода сторон к ненормативным действиям, к обострению напряженности.
б) собственно регулирование или управление конфликтом.
Регулирование конфликта - комплекс мер, предпринимаемых уже в условиях явно выраженного противостояния сторон и направленных на снижение враждебности, на поиск совместного решения проблемы.
В регулировании конфликта можно выделить следующее:
1) регулирование, осуществляемое в ситуации, когда развитие событий свидетельствует, что участники конфликта готовы или уже предпринимают агрессивные действия в отношении друг друга, но характер этих действий еще не вылился в насильственные акты, в вооруженное противостояние;
2) регулирование вооруженного конфликта.
Каждый из этих видов регулирования конфликта имеет свои особенности, главной из которых является то, что развести стороны, уже втянутые в силовое противостояние, значительно труднее, но в любом случае
Важным фактором, влияющим на способность конфликтующих сторон удержаться от применения силы во время перемирия, является их сплоченность и организованность. Этот же фактор может оказать значительное воздействие и на последующие шаги в деле урегулирования политического конфликта..
В случае затянувшегося конфликта стороны нередко вынуждены бывают прибегать к помощи посредника, третьей нейтральной стороны. В международных конфликтах практика обращения к посредникам распространена очень широко.
Посредники: отдельные государства, международные организации и даже частные лица.
В случае затяжных региональных конфликтов обращение к посредникам становится неизбежным. Впрочем, привлечение третьей стороны не является гарантией разрешения конфликта. И дело не только в статусе посредника, его компетентности, желании и способности помочь конфликтующим сторонам достичь соглашения.
Переговоры - главный способ разрешения политического конфликта как на этапе его вызревания, так и в условиях откровенного противостояния сторон в мирной или насильственной форме. Только в ходе переговоров возможно достижение договоренности о правилах взаимодействия сторон, о нормах их взаимоотношений
Главный итог регулирования конфликтов:
-совместная выработка норм и правил взаимодействия, которым почти всегда придается правовая форма. Отношения между участниками конфликта институализируются на новом уровне, обретают упорядоченную и более предсказуемую форму.
Политические конфликты в России
Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;
б) деформация-смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.
Политические конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности: во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти;
во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти;
в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра. Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации - реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-зкономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.
- Политическая культура
- Элементы Политической культуры
- Проблема формирования политической культуры в России
- 32. Конфликты: типология и способы разрешения Истоки проблемы конфликта восходят к древним философам.
- Теории политического конфликта
- Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов
- 33. Политическая социализация личности
- 1.Сущность и факторы политической социализации.
- Социализация. Политическое развитие
- Политическая социализация. Процесс
- 34. Место и роль сми в политическом процессе
- Средства массовой информации (сми) и политика
- 35. Конституционные основы государственной власти в России
- Государственная власть
- Глава государства
- Законодательная власть Федеральное Собрание
- Порядок формирования Совета Федерации
- Порядок формирования Государственной Думы
- Вопросы законодательства
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Местное самоуправление