2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части
Право обращения в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в соответствии со ст. 251 ГПК РФ принадлежит гражданам, организациям, а также прокурору в пределах его компетенции, если считают, что данным актом нарушены права и свободы, гарантированные Конституцией РФ.
Кроме того, специальными субъектами, которым предоставлено право обращения в суд с подобным заявлением, являются Президент РФ и Правительство РФ, законодательный орган и высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления и глава муниципального образования, считающие, что данным правовым актом нарушена их компетенция.
Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РФ, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.
Родовая подсудность определяет рассмотрение данных дел районными судами, за исключением оспаривания тех нормативных актов, подсудность которых отнесена к полномочиям суда субъекта РФ или Верховного Суда РФ.
Территориально данные дела рассматриваются по месту нахождения органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
Заявление должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодателем к форме и содержанию искового заявления, и включать к тому же дополнительно данные о наименовании органа или должностного лица, принявшего оспариваемый акт, его название и дату принятия, указание на то, какие права и свободы нарушены.
К заявлению должна быть приложена копия оспариваемого нормативного правового акта, с указанием на то, когда и каким органом он был опубликован.
Подача заявления не приостанавливает действие нормативного акта. Заявление рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа или лица, принявшего оспариваемый акт, и прокурора.
Отказ лица от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Необязательно также для суда и признание требования органом или лицом, принявшим акт.
Суд, рассмотрев дело по существу, выносит решение либо об отказе в удовлетворении соответствующего заявления, либо о признании нормативного акта или его части недействующим со дня принятия этого акта или времени, указанного судом.
Решение суда или сообщение о его принятии после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК РФ).
Исключение составляют дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК РФ), и дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 2 ст. 29 АПК РФ).
Исходя из этого, в принятии заявления от организации или гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативного правового акта, затрагивающего их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отказано по мотиву подведомственности дела арбитражному суду только в том случае, когда в федеральном законе имеется специальная норма, согласно которой дела об оспаривании данного нормативного правового акта отнесены к компетенции арбитражных судов. В этом случае в определении об отказе в принятии заявления судья должен указать такой закон.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с ч. 5 ст. 251 ГПК РФ в заявлении об оспаривании нормативного правового акта должно быть указано, в частности, какие права и свободы гражданина нарушаются этим актом или его частью.
Это требование в равной мере распространяется и на заявления организаций; в них также должно быть указано, какие права организации нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом или его частью.
По общему правилу граждане и организации в силу ст. 3, 4 ГПК РФ вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов (исключение составляют случаи, когда граждане или организации вправе в соответствии с федеральным законом обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц).
Исходя из этого, заявления граждан и организаций, оспаривающих нормативные правовые акты, не затрагивающие их права, т.е. не регулирующие отношения с их участием (например, заявление граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием организаций и индивидуальных предпринимателей), не должны приниматься к производству судов. В принятии таких заявлений, как не подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, следует отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 334 ГПК РФ, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, оспаривается акт, не затрагивающий права, свободы или законные интересы заявителя.
Лица, перечисленные в ч. 2 ст. 251 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовом актом нарушена их компетенция.
Под нарушением компетенции перечисленных в ч. 2 ст. 251 ГПК РФ лиц следует понимать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом тех отношений, которые в соответствии с законом должны регламентироваться нормативными правовыми актами, издаваемыми этими лицами.
Исходя из требований ст. 251 ГПК РФ, в заявлении лиц, перечисленных в ч. 2 этой статьи, должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение их компетенции оспариваемым нормативным правовым актом. В силу ст. 133 Конституции одной из гарантий органов местного самоуправления является право на судебную защиту. В связи с этим органы местного самоуправления, главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов не только по основаниям нарушения их компетенции (ч. 2 ст. 251 ГПК РФ), но также и нарушения оспариваемым нормативным правовым актом других прав местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня принятия или иного указанного судом времени.
Время, с которого нормативный правовой акт признается недействующим, должно быть указано в резолютивной части решения.
В случае признания нормативного правового акта недействующим не со дня его принятия, а с иного времени (например, со дня вступления решения в законную силу), это должно быть обосновано в мотивировочной части решения.
- Конспект лекций по Гражданскому процессуальному праву
- 1. Понятие гражданского процессуального права. Предмет и метод правового регулирования
- 1. Понятие и значение принципов гражданского судопроизводства
- 2. Система гражданских процессуальных принципов
- 3. Принципы организации правосудия
- 1. Понятие гражданского процессуального правоотношения
- 2. Предпосылки возникновения гражданского процессуального правоотношения
- 3. Объекты и субъекты процессуальных правоотношений
- 4. Классификация гражданских процессуальных правоотношений
- 1. Понятие и состав лиц, участвующих в деле
- 2. Стороны в гражданском процессе. Понятие сторон. Их процессуальные права и обязанности. Процессуальное соучастие
- 3. Третьи лица
- 1. Цели участия прокурора в гражданском процессе
- 2. Основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве
- 3. Формы участия прокурора в гражданском процессе
- 1. Цели и основания участия
- 2. Формы участия
- 1. Понятие представительства в суде
- 2. Виды представительства в суде
- 3. Полномочия представителя в суде
- 1. Понятней виды подведомственности гражданских дел
- 2. Понятие подсудности. Родовая и территориальная подсудность
- 3. Передача дел из одного суда в другой
- 1. Понятие и сущность искового производства
- 2. Понятие иска и его элементы
- 3. Виды исков
- 4. Право на иск и право на предъявление иска
- 5. Процессуальные средства защиты ответчика против иска
- 6. Изменения в исковых средствах защиты права
- 7. Обеспечение исковых требований
- 1. Понятие судебного доказывания и судебных доказательств
- 2. Предмет доказывания. Факты, не подлежащие доказыванию
- 3. Распределение обязанностей подсказыванию. Доказательственные презумпции
- 4. Относимость и допустимость доказательств
- 5. Классификация доказательств
- 6. Общие правила оценки доказательств
- 7. Средства доказывания
- 1. Понятие и значение процессуальных сроков
- 2. Виды процессуальных сроков
- 3. Приостановление, продление и восстановление процессуальных сроков
- 1. Понятие и цели взыскания судебных расходов
- 2. Государственная пошлина
- 3. Судебные издержки
- 4. Порядок распределения и возмещения судебных расходов
- 5. Судебные штрафы
- 1. Понятие и задачи стадии подготовки дела
- 2. Содержание стадии подготовки дела
- 3. Решения, принимаемые на стадии подготовки дела
- 1. Понятие и значение судебного разбирательства
- 2. Подготовительная часть судебного заседания
- 3. Рассмотрение дела по существу
- 4. Судебные прения
- 5. Вынесение и объявление решения
- 1. Понятие судебного приказа и приказного производства
- 2. Возбуждение дела по выдаче судебного приказа, порядок его вынесения. Отмена судебного приказа и обращение его к исполнению
- 1. Понятие и виды судебных постановлений
- 2. Содержание судебного решения
- 3. Требования, предъявляемые к судебному решению.
- 4. Устранение недостатков решения суда
- 5. Законная сила решения суда
- 6. Определения суда первой инстанции
- 1. Общие положения
- 2. Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части
- 3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
- 4. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан рф
- 1. Общая характеристика, порядок и состав дел особого производства
- 2. Установление фактов, имеющих юридическое значение
- 3. Усыновление (удочерение) ребенка
- 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим
- 5. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
- 6. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)
- 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
- 8. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)
- 9. Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование
- 10. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния
- 11. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или отказе в их совершении
- 12. Восстановление утраченного судебного производства
- 1. Понятие и значение апелляционного обжалования
- 2. Подготовительные действия апелляционного обжалования
- 3. Процессуальные действия суда апелляционной инстанции
- 1. Сущность и значение кассационного пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу
- 2. Право на кассационное обжалование, представление
- 3. Порядок подачи и принятия кассационной жалобы, представления
- 4. Рассмотрение дела судом кассационной инстанции
- 5. Полномочия суда кассационной инстанции
- 6. Кассационное определение
- 7. Частное обжалование (опротестование) и пересмотр определений суда первой инстанции
- 1. Понятие и значение института пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений в порядке надзора
- 2. Основания и порядок возбуждения надзорного производства
- 3. Порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции
- 4. Решения, принимаемые судом надзорной инстанции
- 1. Основания по пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
- 2. Процессуальный порядок по пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
- 1. Права и процессуальная правоспособность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций
- 2. Подсудность дел с участием иностранных лиц
- 3. Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей)
- 1. Понятие и сущность нотариата
- 2. Компетенция нотариусов и уполномоченных должностных лиц
- 3. Правила совершения нотариальных действий
- 1. История развития третейских судов
- 2. Основные положения
- 3. Оспаривание решений и выдача исполнительных листов на принудительное их исполнение
- 1. Понятие и участники исполнительного производства
- 2. Возбуждение исполнительного производства и его правовая природа
- 3. Общие правила исполнительного производства
- 1. Понятие и система арбитражных судов.
- 2. Основные положения арбитражного судопроизводства