logo search
Конституц право заруб стран

Примерные тестовые задания для проведения промежуточной аттестации студентов

    1. Основными принципами американского конституционализма являются:

  1. свобода, равенство и братство;

  2. принцип разделения властей, федерализм, судебный контроль;

  3. равенство мужчин и женщин.

    1. Исполнительную власть в США возглавляет:

      1. вице-президент;

      2. президент;

      3. премьер-министр.

    2. Поправки к Конституции США вступают в силу, если:

      1. они ратифицированы либо легислатурами, либо конвентами ¾ штатов;

      2. они ратифицированы на референдуме населением ¾ штатов;

      3. они ратифицированы губернаторами ¾ штатов.

    3. Под категорией «живая конституция» понимаются:

      1. реально существующие в обществе отношения

      2. совокупность актов Конгресса и Президента, конституционных обычаев, судебных прецедентов

      3. конституция, действующая более 200 лет

    4. Конституцию Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии образуют следующие источники:

      1. статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктрина

      2. Акт о народном представительстве 2000 г., Акт о Парламенте 1911 г., Акт о Палате Лордов 1999 г., Акт о политических партиях, выборах и референдуме 2000 г.

      3. кодексы канонического права

    5. Парламент Великобритании включает в себя:

      1. Монарха, Палату Лордов, Палату Общин

      2. Монарха, Тайный Совет и Палату Общин

      3. Палату Лордов и Палату Общин

    6. Собственные законодательные собрания учреждены в:

  1. Англии и Уэльсе

  2. Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе

  3. только в Англии

    1. Монарх распускает Палату Общин по совету:

  1. Премьер-министра

  2. Спикера Палаты Общин

  3. Государственного секретаря по конституционным вопросам

    1. Содружество представляет собой:

  1. своеобразную экономико-правовую форму связи Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии с его бывшими колониями

  2. международную гуманитарную организацию

  3. федеративный союз Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии с его бывшими колониями

    1. Конституция Франции включает в себя:

  1. Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г., Хартию окружающей среды 2004 г.

  2. Конституцию 1958 г., Конституцию 1791 г. и Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

  3. Конституцию 1958 г., Конституцию 1946 г.

    1. Конституционный контроль в отношении актов Парламента Франции осуществляет:

  1. Государственный Совет

  2. Конституционный Совет

  3. Высокая палата правосудия

    1. Верхняя палата французского парламента – Сенат – это:

  1. представительство субъектов федерации

  2. представительство территориальных коллективов республики и французов, проживающих за пределами Франции

  3. представительство высшего духовенства

    1. Чрезвычайное положение во Франции вправе вводить:

  1. и Сенат, и Национальное Собрание

  2. Премьер-министр

  3. Президент

    1. Правительство несет коллективную ответственность

  1. только перед Сенатом

  2. только перед Национальным Собранием

  3. и перед главой государства, и перед Национальным Собранием

    1. Основной Закон ФРГ может быть изменен:

  1. на референдуме

  2. посредством принятия закона об изменении Основного Закона, одобренного 2/3 членов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата

  3. ¾ голосов членов учредительного собрания

    1. Федеральное правительство возглавляет:

  1. Федеральный Президент

  2. Федеральный Канцлер

  3. и Федеральный Президент, и Федеральный Канцлер

  1. В составе германской федерации находятся:

    1. 16 земель и 5 заморских территорий

    2. 16 земель и 3 крупных города федерального значения

    3. 16 земель, особый административный округ, 2 свободные экономические зоны

  2. Судебная система в ФРГ это:

    1. судебная система конституционных судов и судебная система судов общей юрисдикции

    2. система судов общей юрисдикции, система административных судов, система финансовых судов, система трудовых судов, система социальных судов, федеральный конституционный суд и судебная система в землях

    3. федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции земель

  3. Конституция Италии запрещает пересматривать:

    1. республиканскую форму правления

    2. государственно-территориальное устройство страны

    3. парламентарную форму правления

  4. Президент Италии избирается

    1. непосредственно гражданами республики, обладающими активным избирательным право

    2. на совместном заседании членов Парламента с участием трех делегатов от каждой области, избираемых областным советом

    3. абсолютным большинством голосов членов Палаты депутатов

  5. Председатель Совета Министров Италии

    1. выполняет отдельные поручения Президента

    2. руководит общей политикой правительства и несет за нее политическую ответственность

    3. замещает пост Президента в случае невозможности для последнего исполнять свои обязанности

  6. Высший совет магистратуры Италии:

    1. устанавливает все правила о статусе судей, прокуроров и следователей

    2. привлекает к ответственности Президента, Председателя Совета министров и министров за нарушение ими Конституции и законов страны

    3. рассматривает дела в порядке апелляции в качестве высшей судебной инстанции для всех судов общей юрисдикции

  7. Конституция Италии закрепляет, что Республика состоит из:

    1. коммун, провинций, метрополитанских городов, областей и Государства

    2. автономных областей, провинций, коммун

    3. пяти автономных областей, каждая из которых имеет собственное административно-территориальное деление

  8. Действующая Конституция Японии закрепила переход страны:

    1. от абсолютной к дуалистической монархии

    2. от дуалистической к парламентарной монархии

    3. от парламентарной монархии к парламентарной республике

  9. В состав Правительства Японии входят:

    1. Премьер-министр и государственные министры

    2. Император, Премьер-министр и государственные министры

    3. Император и государственные министры

  10. Компетенция Верховного Суда Японии включает:

    1. рассмотрение гражданских и уголовных дел в порядке апелляции

    2. судебное управление, рассмотрение гражданских и уголовных дел, конституционный контроль

    3. только осуществление конституционного контроля

  11. Инициатива изменения Конституции Испании может исходить:

    1. от правительства, каждой из палат Парламента, а также автономных сообществ

    2. от Монарха и Премьер-министра

    3. только от автономных сообществ

  12. Монарх Испании является:

    1. главой государства, символом единства нации, арбитром в деятельности органов государственной власти

    2. главой исполнительной власти, назначает и отправляет в отставку министров, осуществляет общее руководство внутренней и внешней политикой

    3. главой государства, сосредоточившим в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власти

  13. Конституционное ампаро означает:

    1. что гражданин вправе требовать рассмотрения в суде дела о нарушении его прав и свобод в результате принятия судебных актов или распоряжений публичных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, агентов и чиновников

    2. что гражданин вправе требовать рассмотрения в суде дела о нарушении его прав и свобод в результате принятия неконституционного закона

    3. что гражданин вправе требовать рассмотрения в суде дела о нарушении его прав и свобод в результате принятия любого нормативно-правового акта

  14. Существующие в Испании автономные сообщества представляют собой:

    1. персональную (национально-культурную) автономию, предполагающую создание ассоциаций (общественных объединений) представителей той или иной национальности

    2. национально-территориальную автономию с собственными предметами ведения и полномочиями на принятие законодательных актов

    3. корпоративную автономию, предполагающую резервирование мест в органах государственной власти за представителями определенных лингвистических сообществ

  15. Правительство Испании подотчетно:

    1. Парламенту и несет политическую ответственность перед Конгрессом депутатов

    2. Монарху и несет политическую ответственность только перед ним

    3. Премьер-министру и несет политическую ответственность перед ним

  16. Изменения в Конституцию Китая вносятся:

    1. по предложению Постоянного комитета ВСНП или 1/5 голосов депутатов ВСНП и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП

    2. только по предложению Председателя КНР и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП

    3. по предложению 1/5 депутатов ВСНП и принимаются на референдуме

  17. Статус особых административных районов в Китае регулируется:

    1. только Конституцией КНР

    2. специальными основными законами для каждого особого административного района

    3. только актами Центрального народного правительства

  18. Законодательный орган Китая представляет собой:

    1. однопалатный орган, состоящий из президиума, комиссий, делегаций от избирательных единиц – Всекитайское собрание народных представителей

    2. двухпалатный орган, состоящий из ВСНП и Постоянного комитета ВСНП

    3. триединый орган, состоящий из Председателя КНР, Постоянного Комитета ВСНП и ВСНП

  19. Основной способ изменения Конституции Индии предполагает, что:

    1. проект конституционной поправки вносится парламентарием в свою палату, а получив в порядке обычной законодательной процедуры одобрение в палатах большинством общего числа членов и не менее 2/3 присутствующих и голосующих, законопроект поступает к Президенту, который обязан его подписать

    2. проект конституционной поправки вносится только в Народную палату и считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее ¾ депутатов палаты

    3. проект конституционной поправки вносится Президентом на референдум и требует одобрения не менее 2/3 голосов граждан, принявших участие в голосовании

  20. Президент Индии избирается:

    1. непосредственно народом

    2. особой избирательной коллегией, состоящей из выборных членов обеих палат Парламента и выборных членов легислатур штатов

    3. избирается Конгрессом, состоящем из членов Совета штатов и Народной палаты

  21. В качестве суда первой инстанции Верховный Суд Индии рассматривает споры:

    1. между Союзом и штатами; между штатами по вопросу права или факта

    2. между гражданами Индии и иностранными гражданами

    3. между гражданами Индии

Примерные темы контрольных работ и

методические указания к ним

Тема № 1

Институт конституционного контроля во Франции и Польше

План:

  1. Конституционный контроль: понятие, виды, основные модели.

  2. Состав, порядок формирования и структура органов конституционного контроля.

  3. Полномочия Конституционного Совета и Государственного Совета и Конституционного Трибунала

  4. Основные принципы и стадии конституционного судопроизводства.

Литература:

  1. Конституции зарубежных государств. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

  2. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2, 3. М., 2001.

  3. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.

  4. Ардан Ф. Франция: государственная система. М., 1994.

  5. Гарлицкий Л. Реформа конституционного судопроизводства в Польше // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3 (28).

  6. Гена И. Конституционное правосудие во Франции: итоги и перспективы // Конституционное правосудие на рубеже веков: Материалы международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2002.

  7. Жаке Ж. – Ж. Конституционное право и политические институты. Пер. с фр. М., 2002.

  8. Крутоголов М.А. Конституционный Совет Франции (организационные и правовые аспекты деятельности). М., 1993.

  9. Маклаков В.В. Конституционный контроль в странах – членах Европейского Союза. М., 1995.

  10. Сафонов В.Е. Зарубежные системы конституционного контроля: проблемы теории и практики // Российский судья. М., 2002. № 4.

  11. Сафонов В.Е. Институт судебного конституционного контроля в зарубежных странах: история, теория, практика. М., 2003.

  12. Судебные система европейских стран. Справочник. М., 2002.

Методические указания

При ответе на первый пункт плана необходимо раскрыть понятие конституционного контроля, определить основные модели осуществления конституционного контроля в зарубежных странах. Более подробно следует остановиться на европейской модели и выделить в ее рамках две разновидности. При этом следует показать основные отличия между ними.

Основная часть работы должна состоять из сравнения соответствующих конституционных норм, относящихся к институту конституционного контроля в названных странах. При этом студент не должен последовательно описывать порядок формирования, структуру, полномочия и основные стадии конституционного контроля в одной, а затем в другой стране, но показать умение сравнивать и делать выводы из сравнения.

В заключительной части уместно сделать собственные выводы о достоинствах и недостатках изученных систем, отметить государства, заимствовавшие французский опыт.