logo search
граждана 3 и 4 часть (1)

62, 63. Понятие и признаки фирменного наименования

Действующее российское законодательство, не дает определения фирменного наименования, а лишь указывает на его реквизиты. В юридической литературе фирмой чаще всего называется то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.

Прежде всего наименование предпринимателя должно правдиво отражать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского оборота.

Принципы:

1. В этой связи ведущим принципом является принцип истинности фирмы. Фирменное наименование должно содержать соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, научное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п.

2.Этим обусловлен принцип исключительности фирмы, в соответствии с которым фирменное наименование должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые не допускали бы смешения одной фирмы с другой.

Указанный принцип при всей его видимой простоте является наиболее сложным в плане практической реализации. Казалось бы, из него с очевидностью следует, что не допускается использование тождественных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотя бы и под сходными, но не полностью совпадающими фирмами, с другой стороны.

С другой стороны, по смыслу закона не исключается использование участниками оборота и полностью совпадающих фирменных наименований, если это не приводит к коллизии их интересов и не вводит в заблуждение третьих лиц. Иными словами, оценивая степень сходства фирменных наименований и допустимость выступления в обороте под одним и тем же наименованием, нельзя ограничиваться только "голым" сравнением самих фирменных наименований. Это был бы сугубо формальный подход, далекий от действительного смысла закона. Например, если предприниматели действуют в совершенно различных и не пересекающихся друг с другом сферах (как деловых, так и территориальных), они вполне могут пользоваться сходными и даже тождественными наименованиями, так как здесь нет опасности введения в заблуждение контрагентов и потребителей. Поэтому вопрос о допустимой или недопустимой степени сходства двух фирменных наименований должен решаться каждый раз исходя из фактических обстоятельств каждого отдельного случая. Содержание принципа исключительности фирмы не ограничивается, однако, лишь сферой используемых фирменных наименований. 3.Наименование предпринимателя не должно совпадать также с принадлежащими третьим лицам товарными знаками и наименованиями мест происхождения товаров. В данном случае, конечно, исключено полное совпадение рассматриваемых объектов, которые имеют не совпадающую друг с другом структуру. Однако недопустимым может оказаться и частичное совпадение, если дело касается, например, предприятий одного профиля, действующих на одном и том же участке рынка.

не допускается произвольное и не обусловленное переменой правового статуса изменение фирменного наименования. Право на фирму не ограничено каким-либо сроком и действует в течение всего времени, пока существует данное предприятие. Конечно, принцип постоянства фирмы не должен входить в противоречие с принципом истинности.

Право на фирменное наименование

Фирменное наименование

1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

2. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

3. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

4. В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

5. Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Исключительное право на фирменное наименование

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

2. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

3. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

4. Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации

1. На территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц.

2. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания

1. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения.

Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

2. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания.

Фирменное наименование, включенное в товарный знак или знак обслуживания, охраняется независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания.

Защита права на фирменное наименование

Защита права на фирменное наименование осуществляется в административном и судебном порядке. Административной мерой по предупреждению нарушения существующего права на фирменное наименование является предусмотренный законодательством отказ в регистрации предприятия с названием, совпадающим с ранее зарегистрированным наименованием.

В случае, когда два предприятия имеют одно и то же наименование, нарушается субъективное право предприятия, поэтому оно вправе обратиться с иском в суд. Вместе с ответчиком в качестве третьего лица к участию в судебном рассмотрении привлекается учреждение, зарегистрировавшее предприятие ответчика. При установлении нарушения со стороны ответчика суд обязует ответчика изменить свое наименование в установленный судом срок и произвести перерегистрацию предприятия. При установлении, что одно наименование присвоено различным организационно-правовым формированиям, требование истца не может быть удовлетворено.

Каждому предпринимателю, создавшему в результате значительных затрат интересное, узнаваемое название, не хотелось бы, чтобы конкурент, использовав иную организационно-правовую форму предпринимательской деятельности смог на вполне законных основаниях использовать его наименование в отличительной части. Здесь для защиты интересов предпринимателя служат товарные знаки, которые могут удачно дополнять защиту фирменного наименования.

Следует уяснить соотношение между правом на фирменное наименование и товарный знак, поскольку одно и то же обозначение может одновременно получить охрану в качестве фирменного наименования и товарного знака.

Сравниваемые права сходны тем, что оба они относятся к категории абсолютных и исключительных прав, оба относятся к объектам промышленной собственности - коммерческим обозначениям. Сходны они и по условиям возникновения - возникают лишь после регистрации в установленном порядке.

Но между ними есть и определенные различия по условиям возникновения и прекращения, по сфере действия, по конкретному содержанию.

Право на фирменное наименование не отчуждаемо от предприятия, а право на товарный знак может быть уступлено полностью или частично при соблюдении соответствующих требований закона. Регистрация товарного знака предусматривает обязательную проверку обозначения на новизну, которая включает сравнение не только с тождественными, но и со сходными до степени смешения зарегистрированными ранее обозначениями, включая фирменные наименования. Проверка товарных знаков на новизну значительно надежней, чем проверка фирменных наименований, осуществляемая в административном порядке.

Право на фирменное наименование и право на товарный знак, словесно совпадающий с фирменным наименованием, взаимно дополняют друг друга, расширяют объем прав их обладателя при условии принадлежности одному лицу. Поэтому предпринимателю, желающему по возможности наиболее полно защитить свое фирменное наименование от недобросовестного использования третьими лицами, следует одновременно с регистрацией предприятия осуществить регистрацию логотипа - словесного знака, повторяющего фирменное наименование предприятия, или включить фирменное наименование в состав регистрируемого товарного знака.