Глава IV. Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
Понятие «Резерв» происходит от французского слова «reserv» или от латинского слова «reservus», что означает сберегаю, сохраняю и имеет два значения: - запас чего-либо на случай надобности; - источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы.
Государственный резерв – это создаваемые и планомерно пополняемые государством запасы сырья и материалов, топлива, зерна и других продовольственных товаров, некоторых видов машин и оборудования, необходимые для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и удовлетворения других потребностей государства и общества.
С древних времен человечество заготавливало запасы продовольствия впрок до нового урожая, на случай непредвиденных обстоятельств, для обмена. Искусство длительно сохранять накопленные запасы пришло из глубины веков и как бесценный опыт человечества передается из поколения в поколение. С образованием государства стали создаваться общественные, а затем и государственные материальные запасы. Сильное государство всегда имело большие запасы продовольствия, топлива, военного снаряжения, которые страховали страну от неурожая, стихийных бедствий, а также обеспечивали армию в военное время. Образование и накопление продовольствия и промышленных ценностей является экономической необходимостью государства любой общественной формации.
В современных условиях накопление материальных средств приобретает особое значение не только для повышения устойчивости и восстановления экономики, но и в целом для обороноспособности государства.
Какой бы ни был достигнут уровень устойчивости экономики и государства в целом в мирное время, как бы не были совершенны Вооруженные Силы, они не могут выполнить возлагаемые на них задачи, если в мирное время не будут накоплены материальные резервы, которые дадут возможность в особый период какое-либо время обеспечивать военные потребности экономики.
Резервы существовали еще при феодальном строе. Особенно это касается запасов продовольствия. Запасы продовольствия известны еще в Киевской Руси. При раскопках 1929 года Донецкого городища, относящегося к 10-11 векам, обнаружены специально оборудованные ямы для хранения зерна.
Особенно значительные запасы продовольствия сосредотачивались в княжеских и боярских усадьбах, а так же в монастырях на случай ведения военных действий.
В последствии в царской России так же большое значение уделялось созданию запасов. Особенно они возрастали перед войной и сосредотачивались в предполагаемых районах ведения военных действий и вдоль границ.
Начало создания системы государственных резервов Российской Федерации было положено в 1931 году. Первоначально закладки в государственный резерв носили разовый характер. Но начиная с 1935 года стали утверждаться годовые планы накопления материалов и товаров в этом резерве.
Накопленные к началу 40-х годов запасы продовольственных и промышленных товаров, материалов и нефтепродуктов сыграли важную роль в обеспечении армии и тыла в период Великой Отечественной войны.
Активно использовались запасы государственного и мобилизационного резервов при восстановлении разрушенных войной промышленности и сельского хозяйства.
В 60-90 годы система государственного резерва продолжала развиваться. В 1994 году был принят Федеральный закон «О государственном материальном резерве», который устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования и освежения запасов государственного резерва и регулирует взаимоотношения в этой области.
Законом определено, что формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации (система государственного резерва).
В настоящее время управление системой государственного резерва осуществляет Федеральное агентство по государственным резервам.
Прошлые мировые войны показали, что для ведения войны необходим огромный расход материальных ресурсов. Например, в первую мировую войну только русская армия израсходовала около 1 млн. тонн различных боеприпасов, а в Великую Отечественную войну расход боеприпасов составил уже более 8 млн. тонн.
В связи с неуклонным ростом технической оснащенности Вооруженных Сил увеличилось и потребление горюче-смазочных материалов (ГСМ). Так в Великую Отечественную войну расход ГСМ составил свыше 13 млн. тонн. Расчеты показывают, что для проведения фронтовой наступательной операции требуется около 300 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. В целом горюче-смазочные материалы составляют сейчас более 50% общего веса материальных средств, необходимых Вооруженным Силам.
Накоплению материальных средств придается большое значение и в зарубежных государствах. Так, чтобы обеспечить наращивание выпуска военной продукции в США с 1961 года продолжают хранить в государственных запасах стратегическое сырье и дефицитные материалы на сумму около 2 млрд. долларов, хотя по расчетам американских специалистов на трехлетний период его необходимо иметь на сумму 4 млрд. долларов.
Среди запасов стратегического сырья в США имелось: алюминия – 1720 тыс. тонн, никеля- 997 тыс. тонн, меди – 910 тыс. тонн, цинка – 1290 тыс. тонн и т.д..
Наряду с запасами стратегического сырья в США имеются значительные запасы продовольствия на сумму около 8 млрд. долларов, которые могут покрывать потребности страны в течение двух лет войны.
Важнейшим средством сохранения накопленных запасов материальных средств является их рассредоточение, сохранение, своевременное освежение (замена) и поддержание в готовности к использованию по предназначению. Особого подхода к рассредоточению и защите требуют нефтепродукты, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные вещества, медицинские иммунобиологические препараты, отравляющие и ядовитые вещества, которые при их уничтожении или разрушении хранилищ могут вызвать вторичные поражения и значительно усложнить обстановку как в районах боевых действий, так и в далеком тылу.
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о государственном материальном резерве.
В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (далее мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов материальных ценностей регламентируется Федеральным законом от 29.12.1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
Государственный резерв предназначен для:
- обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
- обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
- оказания гуманитарной помощи;
- оказания регулирующего воздействия на рынок.
- I. Введение
- Термины и определения
- Готовность мобилизационная экономики
- Глава I. Национальная безопасность
- 1. Роль и место россии в мировом сообществе
- 2. Национальные интересы россии, интересы личности и общества в различных сферах
- 3. Угрозы национальной безопасности российской федерации в различных сферах
- 4. Характер современных войн и вооруженных конфликтов
- 5. Обеспечение национальной безопасности россии.
- При этом, Вооруженные Силы рф должны быть способны 6:
- Глава II. Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения.
- 3.1. Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки и мобилизации.
- 3.1.1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.)
- 3.1.2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-фкз «о военном положении».
- 3.1.2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-фкз «о чрезвычайном положении».
- 3.1.3. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-фз «Об обороне».
- 3.1.4. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-фз «о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
- 3.1.5. Федеральный закон от 29 декабря 1004 года № 79-фз «о государственном материальном резерве».
- 3.1.6. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-фз «о воинской обязанности и военной службе».
- 3.2. Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки.
- 3.2.1. Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 года № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности»
- 3.2.2. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «о Концепции национальной безопасности Российской Федерации»
- 3.2.3. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»
- 3.2.4. Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 года № 231 «о Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации».
- 3.3. Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.
- 3.3.4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 397 «Об утверждении Положения об оплате труда работников мобилизационных органов».
- 3.3.7. Постановление Правительства рф от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
- 3.3.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
- 3.4. Ведомственные документы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения Российской Федерации.
- Глава III. Специальные формирования здравоохранения
- Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий
- 1. Базовый тыловой госпиталь:
- 2. Нейрохирургический тыловой госпиталь:
- 3. Травматологический тыловой госпиталь:
- 4. Терапевтический тыловой госпиталь:
- 5. Кожно-венерологический госпиталь:
- 6. Туберкулезный тыловой госпиталь:
- Комплектование тыловых госпиталей личным составом
- Материальное, техническое и финансовое обеспечение тыловых госпиталей
- Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания сфз
- Основные принципы формирования и организации работы тыловых госпиталей здравоохранения в период мобилизации
- Расформирование тыловых госпиталей
- Предназначение, организационно-штатная структура и порядок работы обсервационных пунктов
- Задачи и организационная структура обсервационных пунктов здравоохранения Российской Федерации.
- Порядок обсервации.
- Органы управления специальными формированиями здравоохранения
- Глава IV. Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
- 1. Краткая историческая справка.
- 2. Законодательное и нормативно-правовое регулирование работы с государственным и мобилизационными резервами.
- 3. Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва.
- 4. Учет и отчетность.
- 5. Финансирование материальных ценностей мобилизационного резерва.
- Глава V. Ведение воинского учета в организациях здравоохранения.
- «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе»
- Регистрационный № ______ ______
- I. Общие сведения
- II. Сведения о воинском учете
- III. Прием на работу и перевод на другую работу
- Дата увольнения «______» _______________________ 20____ года
- Приложение 5 № 6
- Приложение 5 № 7
- Приложение 5 № 8 «согласовано» «утверждаю» Военный комиссар Красносельского Руководитель Федерального
- Ведомость
- Приложение 5 № 16
- Регистрационный №_____ книга
- 11. Код окпо: _____________________________________________________
- Приложение 5 № 21 Для служебного пользования
- Приложение 5 № 22 Регистрационный №_____
- 143000, Московская обл., г. Краснознаменск,
- 7 Д.А.Журавлев. Влияние боевых действий на социально-экономическую обстановку в Ленинграде в период Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг.