57. Решение Европейского суда и их правовые последствия.
За счет государства нар. Право
Подписав и ратифицировав Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», Россия в Законе о ее ратификации 30 марта 1998 г. согласно ст. 46 Конвенции («Обязательная сила и исполнение постановлений») признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека и обязательный характер исполнения решений Европейского суда. Это означает, что Российская Федерация в случае признания Европейским судом нарушения того или иного права, обязана принять как меры индивидуального характера, так и меры общего характера. Применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда во избежание любого нарушения этой Конвенции.
Конвенция обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Комитета министров Совета Европы. Эти постановления в отношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти РФ, в том числе и для судов.
Пункт 2 ст. 46 Конвенции предусматривает: «Окончательное постановление Суда направляется в Комитет министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением».
Комитет министров является основным исполнительным органом, наделен особой функцией надзора за исполнением решений Европейского суда. Заседания, специально посвященные контролю за исполнением решений Суда, проводятся, каждые два месяца, т.е. шесть раз в год. На практике Комитет иногда рассматривает особо срочные вопросы, касающиеся исполнения решений на регулярных заседаниях. Комитет министров состоит из Министров иностранных дел государств-участников. Заседания Комитета с личным участием Министров иностранных дел проводятся лишь два раза в год. На всех остальных заседаниях Министры представлены их постоянными представителями при Совете Европы.
Решение Суда в день его вынесения направляется с сопроводительным письмом Секретариата Суда в Комитет министров. Как только решение Суда, становится окончательным, оно ставится на повестку дня ближайшего заседания Комитета министров. После этого решение Суда рассматривается Комитетом министров периодически, с интервалами, как правило не превышающими шесть месяцев до тех пор пока Комитет не сочтет решение исполненным и соответственно не завершит его рассмотрение принятием закрывающей дело резолюции.
До того как Комитет завершит рассмотрение дела, он может принимать предварительные резолюции, в которых выражает свою позицию по различным вопросам.
Комитет министров начинает рассмотрение каждого судебного решения с требования к государству-ответчику проинформировать его о мерах, принятых для исполнения данного решения.
На основании этого Комитет министров производит контроль выплаты установленной Судом денежной компенсации, контролирует принятие мер индивидуального и общего характера.
Существует элемент судебного решения - присуждение заявителю «справедливой компенсации», т.е. определенной денежной суммы, с целью возмещения материального и/или морального ущерб, а также судебных издержек, связанных с этим нарушением. Контролируя исполнение решения Суда, Комитет министров следит за выплатой присужденных денежных сумм и возможных процентов за просрочку. В ходе рассмотрения судебного решения государство информирует Комитет министров о факте и дате выплаты денежной компенсации. Секретариат регистрирует факт и дату выплаты и закрывает финансовый аспект дела. При контроле за выплатой компенсации Комитет министров практически не имеет свободы действия и призван строго проконтролировать передачу денежных.
Комитет министров систематически контролирует принятие государствами мер индивидуального характера с целью устранения возможно имеющихся последствий нарушения для заявителя и принимает меры общего характера, чтобы предотвратить риск подобных нарушений Конвенции в будущем.
Меры индивидуального характера преследуют цель прекращения нарушений, продолжающихся во времени, и устранения последствий нарушений, совершенных в прошлом, с целью восстановления, насколько это возможно, ситуации, которая имела место до нарушения Конвенции.
Яркий и наиболее часто встречающийся пример меры индивидуального характера — это снятие наложенной в нарушение Конвенции судимости и/или восстановление неправомерно изъятых прав.
Другой мерой индивидуального характера, принимаемой при исполнении решений Суда, является пересмотр внутренними судами дела, в котором было найдено нарушение Конвенции.
В отличие от мер индивидуального характера мерами общего характера являются меры, принимаемые государством с целью предотвращения в будущем новых нарушений Конвенции, подобных тем, которые были выявлены в решениях Суда. Огромная важность мер общего характера состоит в том, что они по определению выходят за пределы данного конкретного дела и затрагивают широкий круг лиц.
- 4. Европейское право и международное право.
- 5. Принципы европейского права.
- 6. Источники европейского права.
- 9. Конституция ес.
- 10. Лиссабонский договор.
- 12. Россия и Европейский союз.
- 13. Европейский совет.
- 14 Совет Европейского Союза
- 15. Отличительные черты Совета Европейского союза и Совета Европы.
- Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из одной единственной статьи 1. В ней, в частности, говорится следующее:
- 16. Европейская комиссия
- 17 Европейский парламент
- 18. Статус депутата Европейского парламента.
- 19 - Судебная система Европейского Союза
- 20. Отличие задач Суда Европейских сообществ от задач
- 21. Верховный представитель ес.
- 22 Президент ес.
- 24. Гражданство Европейского союза.
- 26. Шенгенские соглашения.
- 27. Шенгенская виза: понятие и классификация.
- 28. Единая европейская валюта (евро).
- 29 Основные этапы формирования валютного союза.
- 30. Общая внешняя политика Европейского союза.
- 31 Североатлантический договор от 4 апреля 1949 г.: содержание и значение.
- 32. Взаимоотношения России и нато.
- 33. Организационная структура блока нато.
- 34. Основные этапы развития Совета Европы.
- 35. Устав Совета Европы.
- 36. Членство в Совете Европы: порядок, условия и процедура вступления.
- 37. Комитет министров Совета Европы.
- 38. Парламентская Ассамблея Совета Европы (пасе).
- 39. Генеральный секретарь Совета Европы.
- 40. Комиссар Совета Европы по правам человека.
- 41. Россия и Совет Европы.
- 42. Общая характеристика системы защиты прав человека в европейском праве.
- 47. Европейское право и клонирование человека.
- 48. Европейское право и эвтаназия.
- 49. Права этнических меньшинств в европейском праве.
- 50. Права сексуальных меньшинств в европейском праве.
- 51. Общеевропейские стандарты прав человека и Россия.
- 53. Структура Европейского суда по правам человека.
- 54. Правовой статус судьи Европейского суда.
- 55. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека: субъекты права на обращение, предмет обращения, условия приемлемости.
- 56. Производство в Европейском суде по правам человека. Языки производства.Учебник
- 57. Решение Европейского суда и их правовые последствия.
- 58. Правовое положение Европола.В тетради