logo search
ГМУ к госам

Управление стратегическим развитием.

Системное управление социально-экономическим развитием муниципальных образований имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение, так как эффективное использование потенциала городов и поселений, устойчивое экономическое развитие возможны лишь на основе осознанных, целенаправленных действий по преобразованию экономических и социальных подсистем. В настоящее время вопросы стратегического управления муниципальными образованиями в научных кругах и среди руководства муниципалитетов рассматриваются как основа реформирования системы местного управления.

На сегодняшний день накоплен значительный опыт разработки стратегий развития муниципальных образований различного уровня - от городских округов до муниципальных районов и сельских поселений. Несмотря на это, остается большой пласт не решенных на теоретическом и методологическом уровне проблем. К ним среди прочих относятся методы стратегического планирования и проблемы стратегического выбора. Актуальной остается проблема разработки механизмов реализации стратегии, в том числе и выстраивание новых организационных связей, и реформирование уже существующих.

Разработка добротного стратегического плана не гарантирует положительного результата, поскольку многое зависит от внедрения необходимых изменений в самой организации.

До настоящего времени, к сожалению, еще не созданы новые организационные формы и экономические механизмы, необходимые для того, чтобы использовать в производственных целях все положительные результаты научных и технических решений, полученных исследователями.

Основная задача, которая стоит при внедрении системы стратегического менеджмента, - это разработка новой организационной модели муниципального управления и методики перехода на эту модель с традиционной, существующей в рамках старых принципов построения вертикальных и горизонтальных связей.

Более чем двадцатилетний опыт функционирования систем стратегического планирования и управления в крупнейших компаниях подтвердил их достаточно высокую эффективность. Однако к концу 1970-х годов отчетливо проявился ряд недостатков стратегического планирования. Главная причина заключается в том, что в большинстве компаний внедрение стратегического планирования осуществлялось в рамках морально устаревших организационных структур, без существенной перестройки форм и методов управления, систем контроля. Руководители среднего звена по-прежнему главное внимание уделяли достижению текущих целей, вопросам оперативного управления. В результате происходил своего рода отрыв стратегического планирования от руководителей организации всех уровней. Современный этап перестройки организационных структур управления компаниями, ориентированных на рынок и на создание структур стратегического менеджмента, приобретает форму поиска золотой середины между централизацией и децентрализацией властных функций.

Желание найти приемлемые соглашения между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создания системы стратегического управления, которая характеризуется централизованной разработкой стратегии и хозяйственной политики и децентрализованным оперативным управлением.

Большинство исследователей, изучающих проблемы стратегического управления в системе предпринимательства, отталкиваются от следующего постулата. Основой структурной перестройки системы стратегического управления организации должна стать децентрализация, перераспределение полномочий по принятию управленческих решений на уровень линейных менеджеров, под руководством которых идет непосредственный процесс реализации стратегий. Это требование обусловлено условиями существования организаций при неопределенности внешней среды. Чем ниже уровень, на котором организация принимает управленческие решения, чем больше устанавливается горизонтальных связей, тем оперативнее и гибче она реагирует на изменение внешних факторов, влияющих на стабильность организации.

Децентрализация управления обусловливает необходимость детализации стратегического плана. Общая стратегия организации формируется руководством и решает три основные задачи: отбор основных элементов стратегии, установление роли подразделений в ее реализации, определение способов распределения ресурсов. Это невозможно без детализации общей стратегии организации. Подтверждение тому - наблюдающаяся в последнее время тенденция проникновения стратегического управления на уровень функциональных подразделений, которые еще недавно были во власти правил и инструкций, определяемых деятельностью организации.

Функциональная стратегия как категория все больше входит в оборот менеджеров. С ее помощью обозначается направление деятельности той или иной функциональной службы или отдела в рамках общей стратегии данного хозяйственного субъекта. Ныне понятие функциональной стратегии приобрело особый смысл, поскольку отражает действие стратегического мышления на всех уровнях управления.

  1. Исследование систем управления.

Следовательно, система управления как объект исследования обладает следующими признаками: состоит из множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система — это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой.

Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:

• детерминированность элементов системы;

• динамичность системы;

• наличие в системе управляющего параметра;

• наличие в системе контролирующего параметра;

• наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.

Вторым требованием системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.

Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.

Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.

С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.

Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.

При этом руководитель должен обладать необходимой компетенцией, а условия работы — позволять выполнить данное поручение. Следовательно, условие наличия управляющего параметра можно считать выполненным, если внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.

Несоблюдение данного требования, т.е. наличия управляющего параметра, приводит к принятию субъективных управленческих решений и так называемому волевому стилю руководства. Это требует четкой организационной структуры и распределения обязанностей между руководителями подразделений, наличия должностных инструкций и прочих документов, регламентирующих их деятельность.

Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, т.е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия.

Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы. Функцию контролирующего параметра в системе управления, как правило, реализует один из сотрудников аппарата управления. Например, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. На уровне министерства такие функции осуществляют кураторы по определенным проблемам в управлениях. Любые управленческие решения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контролирующего параметра.

Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в системе обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений.

Итак, мы рассмотрели требования, предъявленные к системе управления как объекту исследования. Что дает нам такое рассмотрение?

1. Рассматривая конкретную организацию как объект исследования, мы всегда должны фиксировать и сравнивать ее системные характеристики. Это позволяет лучше понять эту организацию и определить, к какому классу сложности она относится.

2. Чтобы совершенствовать систему управления с использованием компьютерной техники, организационное проектирование необходимо доводить до такого уровня, при котором обеспечивается четкость распределения обязанностей руководителей и исполнителей.

3. Необходима персональная ответственность руководителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно четко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает.

4. Необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений.

5. Исследование и проектирование должно быть непрерывным процессом. В системе управления необходимо предусматривать отдел или группу сотрудников, которые должны постоянно прорабатывать технологию подготовки новых решений, обусловленных новыми целями.

6. Должна существовать четкая документация, регламентирующая деятельность организации. Зачастую Положения об отделах, должностные инструкции не конкретны и не обеспечивают персональной ответственности при принятии управленческих решений.

Как же обеспечить эти требования? Как отмечалось выше, это возможно только на основании общей концепции исследования систем управления как систем принятия решений, так как конечным продуктом системы управления является управленческое решение. Концепция будет рассмотрена в гл. 3.

1.2. Исследование как составная часть менеджмента организации

Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные и слабые стороны организации, процесс производства и сбыта (на предприятии), финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная культура.

Для анализа сильных и слабых сторон организации руководство предприятия должно оценить: обладает ли фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы. Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон:

• маркетинг;

• финансы (бухгалтерский учет);

• производство;

• персонал;

• организационную культуру;

• имидж организации.

  1. Эффективность управления.

Эффективность представляет собой одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющее общепринятого определения. Авторы словарей экономических терминов дают различные толкования термина эффективности.

Л.И. Лопатников рассматривает эффективность как одну из возможных характеристик качества некоторой системы с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы. В зависимости от того, какие затраты и особенно – какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально-экономической, социальной эффективности.

В экономико-математической литературе понятие «эффективность» используется в составе терминов типа эффективная точка, эффективная технология. Здесь рассматриваемый термин означает наибольшую степень достижения некоторой цели, реализации потенциальной возможности, выполнения задачи. Также рассматривается эффективность экономических ресурсов – способность экономических ресурсов (трудовых, капитальных, финансовых, информационных) приносить экономический эффект и реализация этой способности. При этом принято различать абсолютную эффективность ресурса (количество единиц результата, полученное в расчете на единицу приложенного ресурса) и предельную эффективность (количество единиц полезного эффекта, полученного за счет применения дополнительной единицы ресурса) .

Следуя рассматриваемому подходу отметим, что абсолютная эффективность использования ресурса (ресурсов) в организации может оцениваться с помощью индикаторов типа

К(АОР)= Объем результата / Объем ресурса, затраченного на получение этого результата (в натуральных или стоимостных показателях).

Предельная эффективность использования ресурса в территориальной сети может оцениваться с помощью индикаторов типа

К’(АОР)= Прирост результата / Прирост объема ресурса, затраченного на получение этого результата (в натуральных или стоимостных показателях).

С.В. Бичик, А.С. Даморацкая пишут, что «эффективный» означает действенный, дающий определенный эффект (т.е. результат чего-либо) . При этом, эффективность, в отличие от эффекта, учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и условия, при которых он достигнут.

По мнению Р.А. Фатхутдинова, эффективность объекта – это результативность создания и использования объекта как отношение суммарного полезного эффекта к совокупным затратам за его жизненный цикл .

В «Словаре менеджера» В.А. Новикова под экономической эффективностью понимается результативность производства, выражаемая в виде соотношения между итогом хозяйственной деятельности и затратой труда (ресурсов).

Выделяется «эффективность» как экономическая категория, определяющая комбинацию ресурсов, при помощи которых получен конечный результат, и характеризующая, в широком смысле, качественную сторону развития общества .

Также, рассматривается «эффективность» нормативно-правовых актов различного характера, так называемая «юридическая эффективность» .

Одним из компонентов эффективности системы, в которой осуществляется какое–либо производство товаров и услуг, является эффективность управленческих решений (мероприятий) – мера изменения эффективности рассматриваемой системы в результате реализации оцениваемых управленческих решений. В хозяйственной практике эффективность управленческих решений обычно характеризуется дополнительным эффектом, получаемым за некоторый срок.

При этом сравнительная эффективность различных вариантов решений определяется сопоставлением приведенных затрат на получение равного результата .

Авторы большинства теоретических работ примерно одинаково определяют сущность эффективности, лишь акцентируя внимание на значимых для себя аспектах.

Эффективность – качественная категория, связанная с интенсивностью развития предпринимательства. Она отражает глубинные процессы совершенствования, происходящие во всех его элементах, и исключает механистические подходы. Столь широкая трактовка эффективности не противоречит узконаправленному ее пониманию. Широко известны показатели эффективности производства: его результативность, интенсивность функционирования системы, степень достижения цели и уровень организованности системы и т.д.

Эффективность – это соотношение результата деятельности и затраченных ресурсов .

Эффективность воспринимается как характеристика способности системы производить экономический эффект, равный разности между результатом экономической деятельности и затратами, произведенными для его получения и использования, или эксплуатации .

Экономическая эффективность характеризует собой результативность использования ограниченных ресурсов, то есть, в какой мере достигается цель – максимальное удовлетворение потребностей – при выбранном способе использования ресурсов .

Таким образом, изложенное выше позволяет выделить два подхода к раскрытию содержания категории «эффективность»:

1) эффективность есть соотношение результатов и затрат на достижение этих результатов;

2) эффективность есть факт наличия эффектов от какого-либо вида деятельности (в том числе хозяйственной, управленческой и др.).

3.2. Подходы к определению и оценке эффективности управления

Современное состояние теории эффективности управления сложными многоуровневыми системами переживает некоторый подъем, связанный, по-видимому, с конъюнктурой рынка аналитических и консультационных услуг в сфере корпоративных взаимоотношений. В целом же можно выделить два основных направления в развитии теории – это традиционное исследование эффективности на уровне организации, и второе направление, охватывающее более высокий организационно-управленческий уровень сложных многоэлементных организационных систем.

Сегодня в литературе представлено несколько подходов к пониманию эффективности управления. Наиболее простой, на наш взгляд, является системно-ресурсная модель, разработанная в 70-ые годы Е. Юхтманом и С. Сишором. Она определила эффективность управления как «способность эксплуатировать свою окружающую среду для приобретения редких и ценных ресурсов с целью поддержания своего функционирования» .

Иное понимание эффективности управления дают так называемые модели удовлетворенности участника, которые опираются на индивидуальные или групповые оценки качества системы управления. Здесь эффективность управления рассматривается не как достижение целей, а скорее как выживание благодаря способности получать достаточную отдачу от своих сотрудников посредством обеспечения достаточного вознаграждения или стимулов .

В современной теории управления наибольшее распространение получила целевая модель, в рамках которой эффективность управления определяется как «степень, в которой (система) реализует свои цели» . Отечественная литература дает нам несколько подходов к определению понятия «эффективность управления» в рамках указанной модели .

Наиболее общие подходы к пониманию эффективности в различных организационно-управленческих структурах представлены в учебных пособиях. Как правило, в этих работах эффективность рассматривается в рамках общих теорий и положений, занимая некое подчиненное положение . Показательна работа Т.В. Яркиной «Основы экономики предприятия» . Учебное пособие представляет собой краткий курс по дисциплине «Экономика предприятия» и рассматривает современный экономический механизм, обеспечивающий производственно-хозяйственную деятельность предприятия в условиях рынка и конкуренции, что невозможно без измерения эффективности производства и управления.

В учебном пособии Ю.И. Ребрина «Управление качеством» проблема эффективности управления рассматривается в аспекте управления качеством: освещены вопросы, связанные с историей развития систем управления качеством, методология и терминология управления качеством, методические основы стандартизации и сертификации продукции и построения систем управления качеством.

В работе В.И. Кнорринга «Теория, практика и искусство управления» впервые в отечественной и зарубежной литературе процессы управления рассматриваются не только с позиции теории, но и искусства воздействия на любой социум: общество, производственный коллектив, семью, личность. Сформулированы принципы управления как теоретической основы государственного и производственного управления, методы управления личностью и коллективом. При рассмотрении самых различных аспектов управления, эффективности управления посвящены здесь лишь самые общие рассуждения.

В коллективном труде «Комплексное оценивание в задачах регионального управления» рассматриваются методы комплексного оценивания на основе матричных сверток, выполняется постановка задач оптимизации программ регионального развития, и предлагаются методы их решения. Рассматриваются также методы оценки риска региональных программ на основе понятия резерва направления. Экономическая эффективность при этом становится одним из важнейших показателей .

Ряд исследований рассматривают вопросы максимизации эффективности управления системой .

По мнению В.И. Бовыкина, «эффективность управления - это соотношение результата управленческой деятельности и затраченных на достижение этого результата ресурсов» .

  1. Исследовательская деятельность руководителя. Опросные методы, используемые в диагностике.

  1. Предмет и функции экономической науки.

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Экономика обычно ассоциируется с такими понятиями, как эффективность, бережливость, рациональное использование ресурсов. Ее можно рассматривать, по меньшей мере, с трех точек зрения. Во-первых, как совокупность общественных отношений исторически определенного способа производства, то есть отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Во-вторых, как хозяйство страны, включающее отрасли и виды производства или его часть. В третьих, как отрасль науки, изучающей различные аспекты экономических отношений.

Экономика имеет дело с законами не одного лишь домашнего хозяйства, но и всего общества в целом. Соответственно существует разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и специфические науки (финансы, статистика), изучающие общие законы экономического развития, и отраслевые науки (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства), и науки об истории хозяйства и экономической мысли. Среди них можно выделить как теоретическую, так и прикладную экономику.

  1. Типы (модели) организации экономических систем.

В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.

Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран — России, других стран — членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама — к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.

  1. Собственность как основа хозяйственных систем и формы предпринимательства.

Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.

Наличие той или иной экономической формы присвоения не является случайным, а обусловливается уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Сегодня в России прошел процесс приватизации, в результате которого имущество, входившее в состав государственной и муниципальной собственности, в значительной мере перешло в собственность хозяйственных обществ и товариществ, отдельных граждан, других физических и юридических лиц. Предприниматель действует в интересах получения прибыли, а наемный работник в системе трудового договора, так как прав на собственность владельца он не имеет. При переходе к рыночным отношениям ломается психология людей и вместе с тем возникает необходимость регулирования производственных отношений между трудом и капиталом. Вот почему вопрос о нормах собственности и формах предпринимательской деятельности в условиях рынка является сегодня одной из наиболее актуальнейших экономических и правовых проблем.

  1. Сущность рынка и механизм рыночной экономики.

Несмотря на очевидные преимущества рыночной экономики, общество встречается с множеством других проблем, которые рынок решить не может. В экономической литературе такого рода явления выражаются понятием несовершенства (провалы) рынка.

Там, где рыночный механизм не действует, должен существовать другой механизм, способный взять на себя соответствующие функции. Таким механизмом является государство. Поэтому необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику научно может быть объяснена именно неэффективностью рынка.

Итак, выделим те социально-экономические проблемы, которые неподвластны рынку.

1. Механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражаются в индивидуальном платежеспособном спросе. Речь идет о так называемых общественных благах, на которые люди не предъявляют платежеспособного спроса, хотя желают их потреблять. Для общественных благ характерно неконкурентное потребление. При предоставлении их одному индивиду они становятся доступными и другим без дополнительных затрат. К таким благам относят: национальную оборону, охрану общественного порядка, защиту окружающей природной среды, уличное освещение и т.п. Эти блага должны поставляться государством и оплачиваться за счет обязательных налогов.

Общественные блага – товары и услуги, к которым не применим принцип исключения из потребления и производство которых обеспечивается при условии, что они приносят существенные выгоды обществу.

Наиболее яркие примеры общественных благ имеют место в тех случаях, когда полезное действие блага обращено к целым группам людей и поэтому неразделимо на индивидуальные услуги, которые могли бы потребляться независимо друг от друга. Таково, например, действие законодательства.

2. Рыночный механизм порождает внешние эффекты (экстерналии).

Внешние эффекты – издержки или выгоды от рыночных операций, не отражаемые в ценах. Их иногда называют эффектами соседства.

Например, сброс в озеро Байкал стоков Братского целлюлозно-бумажного комбината загрязняет уникальный водоем и уменьшает количество рыбы в озере, т.е. создает внешний эффект для рыбаков, жителей прибрежных населенных пунктов, исследователей местной флоры и фауны. Такого рода эффекты называются отрицательными, поскольку они навязывают внешним субъектам дополнительные издержки, которые те должны оплачивать, вследствие чего снижается производительность или полезность потребляемых ими благ и ресурсов.

Приносящие пользу внешние эффекты называют положительными или создающими экономию. Они характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Например, пчеловод может принести пользу соседним фермерам, если его пчелы опыляют растения, а благотворительный взнос в фонд местной больницы может повысить качество лечения больных.

Для компенсации отрицательных внешних эффектов и стимулирования положительных требуется вмешательство государства.

3. Рынок не в состоянии обеспечить стратегический прорыв в области науки и технологии, глубокие структурные преобразования в национальном хозяйстве. Фирмы, стремящиеся к получению максимальной прибыли, реализуют уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяют средств на фундаментальные научные исследования, которые крайне необходимы для развития общества. Во всех странах средства на развитие фундаментальной науки выделяет государство.

4. Механизм рынка не обеспечивает устранения неравенства в распределении доходов. Сильная дифференциация доходов ведет к углублению проблемы социальной напряженности и к снижению трудовых стимулов. Одна из приоритетных задач государства – перераспределение национального дохода страны с целью уменьшения этих различий, обеспечение более благоприятных условий материальной жизни для всех членов общества. Для достижения указанной цели правительства используют политику налогообложения, программы социальной помощи малообеспеченным слоям населения, поощряют развитие частного предпринимательства.

В цивилизованных странах существуют программы поддержания уровня доходов. Нужно различать два вида таких программ:

• программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Данные программы финансируются за счет налогов на зарплату, резервируемых для этих целей;

• программы государственной помощи предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имея на иждивении детей. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений и считаются государственными благотворительными программами. Отдельные лица и семьи должны предоставлять свидетельства своих низких доходов, чтобы получить право на помощь.

В связи с существованием благотворительных программ возникла проблема соотношения между равенством доходов и эффективностью. Активное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. В то же время сокращение роли государства в регулировании доходов населения приводит к росту дифференциации доходов, обострению социальных конфликтов. Достижение оптимальных масштабов вмешательства государства в регулирование социальных отношений в обществе связано с разрешением противоречий между эффективностью и социальной справедливостью: большие налоги, обеспечивающие перераспределение богатства, ослабляют стимулы к труду. Кроме того, не все средства, взятые от богатых, достаются бедным. По расчетам американских ученых, утечка из каждых 10 дол., предназначенных для пособий, составляет 7 дол. Средства идут на содержание чиновников, ведение систем учета, разворовываются и т.д.

5. Недостатком свободного рынка является неэкономное использование ресурсов и узкий диапазон потребительского выбора. В условиях конкуренции часто случается, что многие производители дублируют производство товаров и услуг, используя тем самым больше ресурсов, чем необходимо. Перераспределяя капиталы в те отрасли, которые приносят наибольшую прибыль, фирмы сокращают диапазон потребительского выбора.

Кроме того, при выборе ассортимента товаров фирмы ориентируются на платежеспособный спрос покупателей с более высокими доходами, поэтому часто делают выбор в пользу производства предметов роскоши для богатых, а не товаров массового спроса.

6. Рыночный механизм не решает региональных проблем (экономических, демографических, социальных, экологических и др.).

Региональные проблемы возникают вследствие бедности региона природными ресурсами, недостатка капитала, стагнации или упадка предприятий в ключевой отрасли экономики. Ликвидировать эти дисбалансы при помощи рыночного механизма невозможно, рынок еще больше их усугубляет. Система перераспределения ресурсов, основан ная на ценах, направляет миграционные потоки труда и капитала из неблагополучных мест в более привлекательные регионы. В этих случаях государство должно проводить соответствующую региональную политику, направленную на развитие региона, размещая там свои заказы, создавая свободные экономические зоны, направляя субсидии.

7. Механизм рынка не в состоянии достаточно эффективно реализовать интересы отдельных стран в сфере международных отношений. В этом случае необходимо государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

8. Экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции. Отсюда следует еще одна функция государства – проведение антиинфляционной политики.

9. Рыночной системе, поскольку она ориентирована на максимизацию прибыли, внутренне присуща склонность к монополизации, что препятствует эффективному распределению ресурсов. Для поддержания рынка и сохранения регулирующих функций цен государство проводит антимонопольную политику.

Исходя из вышесказанного можно определить основные экономические функции государства (правительства):

• обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение “правил игры” для экономических субъектов);

• перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертных платежей;

• финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей природной среды;

• изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;

• контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

• финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг;

• защита конкуренции. Поскольку господство монополий наносит вред самому обществу, постольку антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становится функцией государства.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических методов (государственное регулирование).

Государственный сектор базируется на государственной собственности, которая преобладает в сферах экономики, имеющих большое народнохозяйственное или социальное значение, в капиталоемких, убыточных или малоприбыльных отраслях, не выгодных для частного бизнеса (это объясняет более низкую эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими). Государство в рыночной экономике является производителем общественных благ, производство которых, как правило, не выгодно частному сектору, но необходимо обществу в целом.

Наряду с непосредственно предпринимательской деятельностью государство выполняет обширные регулирующие функции, воздействуя на частный сектор в целях достижения тех или иных результатов. Регулирование экономики достигается на основе соответствующего законодательства.

Все методы воздействия государства на экономику могут быть подразделены на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, ограничения, разрешения и принуждения.

Экономические методы регулирования предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая соответствовала бы проводимой государством политике. Выдвигая на первый план те или иные задачи (стимулирование капитальных вложений, обеспечение занятости, экономического роста, борьбы с инфляцией, повышение уровня жизни населения, поощрение экспорта и т.п.), государство проводит соответствующую бюджетно-налоговую, кредитно-денежную, социальную и внешнеэкономическую политику.

  1. Основные проблемы макроэкономики и направления государственной макроэкономической политики.

Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей. Макроэкономика представляет собой раздел экономической теории.

В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных (индивидуальных) хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя) на индивидуальных рынках, макроэкономика изучает экономику как единое целое. Исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др.

Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.

  1. Денежная и кредитно-банковская системы рыночной экономики.

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном итоге сокращению кредитных операций.

Учетная политика - это условия, при которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Учетная политика относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования качественного параметра рынка, а именно стоимости банковских кредитов.

Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком). Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики установление норм обязательных резервов коммерческих банков затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом..

Денежно-кредитная политика Банка России

С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике.

На современном этапе главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

Контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля и является основой плавного и предсказуемого изменения валютного курса.

В 2001 году усилия Банка России направлены на формирование более гибкой системы используемых инструментов денежно-кредитной политики, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем, а также соответствующей потребностям в расширении возможностей получения кредитов от банков реальным сектором экономики и населением. Банк России продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. При этом получат дальнейшее развитие как постоянно действующие кредитные и депозитные механизмы Банка России, так и операции Банка России на открытом рынке. В целях повышения привлекательности кредитования банками предприятий реального сектора экономики Центральный банк Российской Федерации разрабатывает механизм рефинансирования банков под залог векселей, прав требований по кредитным договорам и закладных.

Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

Коммерческие банки

Функции коммерческих банков - это, прежде всего, аккумулирование депозитов и ведение текущих счетов; предоставление кредитов предпринимателям. В связи с формированием фондового рынка получила развитие еще одна функция банков - посредничество в операциях с ценными бумагами. Важное место в деятельности банков занимает функция доверенного лица, которая заключается в осуществлении трастовых операций. В отличие от других финансово- кредитных институтов банки обладают способностью увеличивать предложение денег («создавать деньги»). Кредитная мультипликация - процесс эмиссии платежных средств в рамках системы коммерческих банков.