logo search
shpory_pravo(1)

Формы государства.

Форма гос-ва состоит из: формы правления, формы гос. устройства и формы полит. режима.

Форма правления предст-т собой способ орг-ции гос-ой власти: монархия, респ-ка.

Монархия- бессрочное, пожизненное польз-е властью, занятие трона по наследству, предст во внеш отн не по поруч-ву, а по собст праву. Правитель ни перед кем не отвеств-н. 1)абсолютная- типична для позднего феод-ма; вся полнота гос. власти; он сам издает з-ы, вершит высший суд; ни как ограничений по власти нет. 2)ограниченная: сословно-представит.(Земской собор в эп. феодализма); конституцион.(созд в период появл-я бурж-го общ-ва, в эпоху созд-я конституции): а)дуалистическая- власть носит двойств. хар-р, разд-ся м/у правит-вом, форм-ся монархом и парламентом, кот. законодат-т; упр-т страной монарх, перед кот. несут ответств-ть министры; дуализм- закл-ся в том, что монарх выр-т интересы феодалов, а парламент интересы буржуазии. б)парламентар: король царствует, но не правит, правит-во форм-ся парл-ом из представ-лей опр. партий. Законодат. акты приним-ся парламентом и только формально подпис-ся монархом. Республика - форма правл-я, где: власть осущ-ся выбор-ми орг-ми; огранич-ся власть глав гос-ва, а тж законодат. и исполинт. орг-ов опр. сроком; отв-ть главы гос-ва перед з-ном; обяз-ть реш-я верхов. власти над низшими. 1)парламент. (значит.роль – парламент; правит-во форм-ся парл-ом из числа депут-ов, принадлеж. тем партиям, кот. имеют больш-во голосов в парл-те; парл-т заним-ся законод. деят-ю и контролем за исп-ой вл. Глава гос-ва- избир-ся парл-ом, или спец коллегией выборщиков; Италия, Германия). 2)президент.(президент совмещ-т должности главы гос-ва и прав-ва - США, либо участ-т в форм-и состава прав-ва и выбир. его гл - РФ). 3)социалист. (объед-е высших и мест орг-ов власти, в един. сист, основ. на принципе демократ. центр-зма. Рук-во управл-я всеми сферами жизнедеят-ти общ-ва, созд усл-й для рук-щей роли раб.кл, отриц-т раздел. власти).

Форма гос. устр-ва – это админ.-террит.строение гос-ва, опред-е хар-р взаимоотн-й м/у центр. и местными орг-ми гос. власти. Делятся на:

1)Унитарное (простое по составу, единое цельное гос-во, образов-е из админ.-террит. единиц, м. иметь в своём составе автоном. ед-цы(Испания – страна басков и Каталония), хар-ся единством террит, населения, власти; им-т единую сист.права; законодат.органы не им-т палат(искл. Англия – 2 палаты).

2)Федеративное (сложное гос-во, в кот.им-ся и др.гос-ва, облад. суверенитетом. Террит.гос-ва сост-т из субъектов. Гр-н 1ого субъекта – гр-н всего гос-ва. Сущ-т общие фед.органы власти(законодат., судеб., исполнит.), их реш-я обязат.для субъектов в той мере, опред.в Коституции.). Наряду с общефед.сущ-т и органы власти субъектов.(Россия, США).

3)Конфедеративное (союз суверенных гос-в, образованныйй для реш-я полит., эконом. или военных задач)

Полит. режим – это совок-ть способов и методов осуще-я гос. власти.

Тоталитарный: культ личности, контроль над всеми сферами жизни общества, контроль над личностью, однопартийная система, аппарат принуждения и насилия, цензура, господство одной идеологии, «железный занавес».

Авторитарный: мягче, чем тоталитарный режим, но присутствуют его признаки.

Демократический: власть народа