logo search
ОТВЕТЫ НА МК № 1 (телефон)

Политические учения Нового времени.

В Новое время началось формирование полит.науки как самостоятельной области научного знания. Родоначальником полит.науки считается Н.Макиавелли, он сформулировал предмет и метод полит.науки, отделил полит.науку от философии и морали. Предметом полит.науки Макиавелли считал власть во всех ее проявлениях. Он ввел метод полит. реализма, состоящий в прямом наблюдении за фактами: поведением полит. лидеров, масс, их взаимодействием.

Начиная со ІІ пол. XVII в. полит.мысль развивается в рамках идеологий - систем политических, правовых, нравственных, философских взглядов и идей, в которых оцениваются отношения человека к действительности с позиций определенной группы людей. Идеологии предлагают новую систему смыслов человеческой деятельности. Либеральная, демократическая, консервативная и социалистическая мысль в условиях заметно возросших возможностей человека стремится найти более совершенные формы организации общества и государства.

Полит. теория либерализма (Дж.Локк, А.Смит и др.) исходила из ценностей естественного права, свободы личности и ограниченного вмешательства государства в жизнь граждан. Идея приоритета прав личности над правами государства стала основой концепции либеральной демократии, на основе которой формировалось большинство полит.режимов развитых стран. В либеральной демократии личность признается главным источником власти. Для эффективного контроля граждан за властью осуществляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые сдерживают и уравновешивают друг друга.

Основатель демократической полит.мысли Ж.-Ж.Руссо полагал, что существующее государство не представляет собой политического целого, т.к защищает интересы не всего народа, а лишь частных собственников. В основе государства должна лежать всеобщая воля, выраженная непосредственно самим народом (народное собрание, референдумы).

Сторонники консервативной полит.мысли (основатель - Э.Бёрк) отрицали идеалы индивидуализма и прогресса и утверждали, что в основе окружающего мира лежит жизненное начало, неподвластное ограниченному разуму человека. Это жизненное начало выражается в системе институтов, норм, обычаев, традиций, которые обеспечивают целостность общества.

Социалистическая политическая мысль неоднородна: она представлена как ортодоксальным, так и реформистским направлением.

Ортодоксальная традиция опирается на работы К. Маркса, Ф. Энгельса, в. И. Ленина, которые рассматривали государство как орудие полит. господства экономически правящего класса.

Реформистское направление представлено идеями немецкого социал-демократа Э.Бернштейна, критиковавшего классический марксизм и доказывавшего его классовую ограниченность, несоответствие новым условиям существования западного общества. Возросший уровень жизни заметно ослаблял классовые конфликты и позволял осуществлять преобразования общества на основе реформ, а не революций.