logo
ОТВЕТЫ НА МК № 1 (телефон)

Политические учения Средневековья.

В Средневековье политическая мысль развивалась вокруг трех противоречивых, но взаимосвязанных проблем:

1) обоснование необходимости усиления власти монархов;

2) поиск средств ограничения сильной центральной власти;

3) доказательства приоритета церковной власти над властью светской.

Полит.знание в этот период существовало в религиозно-этической форме. Полит.мысль развивалась усилиями богословов. Это отражало уровень влияния христианской морали на общественные отношения. Философы-богословы выступали с обоснованием приоритета церковной власти над светской властью. Они создали христианское полит.учение. Особая роль в этом принадлежала средневековым философам Аврелию Августину и Фоме Аквинскому.

В произведении «О граде Божием» Августин писал, что в мире существуют два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство). Смысл государства в том, что оно поддерживает земной, временный порядок, в служении церкви, в помощи «небесному граду» направлять «мир земной» к «миру небесному», сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

Характеризуя «христианское государство» как образец «земного града», Августин писал, что государство лучше всего обустраивается и хранится, если оно основано и связано верой и согласием. Прототипом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны.

Согласно учению Ф. Аквинского, император и государство заботятся о всех и являются гарантом христианской справедливости и гражданского спокойствия на земле. В том случае, если монарх в своем правлении не соблюдает заповедей христианской морали, злоупотребляет властью, то он становится тираном и народ имеет право на неповиновение и даже тираноубийство. Следовательно, правители не должны забывать, что их впасть имеет свои пределы, указываемые католической церковью. В стремлении ограничить власть монарха Ф. Аквинский использовал идею народного суверенитета (принадлежности всей светской власти народу), ставшей впоследствии одним из принципов демократической организации общества.