Политические учения Средневековья.
В Средневековье политическая мысль развивалась вокруг трех противоречивых, но взаимосвязанных проблем:
1) обоснование необходимости усиления власти монархов;
2) поиск средств ограничения сильной центральной власти;
3) доказательства приоритета церковной власти над властью светской.
Полит.знание в этот период существовало в религиозно-этической форме. Полит.мысль развивалась усилиями богословов. Это отражало уровень влияния христианской морали на общественные отношения. Философы-богословы выступали с обоснованием приоритета церковной власти над светской властью. Они создали христианское полит.учение. Особая роль в этом принадлежала средневековым философам Аврелию Августину и Фоме Аквинскому.
В произведении «О граде Божием» Августин писал, что в мире существуют два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство). Смысл государства в том, что оно поддерживает земной, временный порядок, в служении церкви, в помощи «небесному граду» направлять «мир земной» к «миру небесному», сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.
Характеризуя «христианское государство» как образец «земного града», Августин писал, что государство лучше всего обустраивается и хранится, если оно основано и связано верой и согласием. Прототипом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны.
Согласно учению Ф. Аквинского, император и государство заботятся о всех и являются гарантом христианской справедливости и гражданского спокойствия на земле. В том случае, если монарх в своем правлении не соблюдает заповедей христианской морали, злоупотребляет властью, то он становится тираном и народ имеет право на неповиновение и даже тираноубийство. Следовательно, правители не должны забывать, что их впасть имеет свои пределы, указываемые католической церковью. В стремлении ограничить власть монарха Ф. Аквинский использовал идею народного суверенитета (принадлежности всей светской власти народу), ставшей впоследствии одним из принципов демократической организации общества.
-
Содержание
- Предмет, методы и функции политологии.
- Политические идеи Древнего мира.
- Политические учения Средневековья.
- Политические учения Нового времени.
- Становление и развитие политической мысли в Украине.
- Классификация современных политических концепций и теорий.
- Политика как общественное явление.
- Природа политической власти.
- Структура и функции политической системы общества.
- Субъекты и объекты политики.
- Формы государственного устройства.
- Формы правления государства.
- Этнонациональная политика.
- Типы демократии. Современные теории демократии.
- Особенности тоталитаризма, как политического режима.
- Авторитаризм как политический режим. Характеристика авторитаризма.
- Сущность политического режима. Характеристика демократического режима.
- Основные концепции происхождения и сущность государства.
- Государство как политический институт.
- Правовое государство.
- Типология политических систем.
- Понятие и теории гражданского общества.
- Понятие и исторические формы демократии.
- Политические трансформации посткоммунистических обществ.
- Гражданское общество и правовое государство.
- Предмет, методы и функции политологии.
- Политические идеи Древнего мира.