logo search
2_2_2010

§1.1. История развития и становления института страхования в России.

В истории развития страхового дела в России исследователи выделяют пять основных периодов.

Первоначально на Руси развивался некоммерческий тип страхования, истоки которого относятся к эпохе Средневековья. В Киевской Руси в знаменитом Законнике (XI в.) зафиксированы правовые основы страхового дела. Защита личности в "Русской правде" гарантировалась статьей, по которой, если на территории общины происходило убийство, а убийца не был пойман, община была обязана оплатить виру (штраф). Община же помогала выплатить виру, если убийство было неумышленным (в ссоре, на пиру и т.д.). Вира собиралась с каждого общинника, но тот, кто не желал участвовать в собирании виры, должен был платить за себя сам. Последнее, в силу ограничений величины платы за убийство, для отдельного общинника было невозможно. По мнению историков, принцип страхования заключается по "Русской правде" в том, что, во-первых, происходит раскладка виры на каждого члена в общине, во-вторых, выплата этого штрафа продлевается на несколько лет3.

После свержения татаро-монгольского ига и образования Московского государства (XIV в.) некоммерческий тип страхования осуществляется в государственной форме. Начальным этапом было формирование особого денежного фонда в царской казне. Целью этого фонда был выкуп бояр, стрельцов, казаков, посадских людей и крепостных из татарского плена4.

Так, медленно, с отставанием от передовых западноевропейских стран развивалось некоммерческое страхование в России. Завершилось оно в XVII в., т.е. в период, когда в Европе закончился I этап коммерческого типа страхования.

Формально коммерческое страхование началось в России в XVII в., т.е. в этом плане Россия отставала от Европы почти на 400 лет. В XVIII в. идет поиск организационно-правовых форм страхового предпринимательства. Первой формой было введение по закону государственных вдовьих касс для страхования жизни. Но эта первая попытка страхового предпринимательства в России не закрепилась в связи с тем, что она не нашла поддержки в высших слоях общества.

Потребности в страховой защите предпринимательских рисков в России в XVIII в. покрывались услугами иностранных страховых компаний. В 1765 г. в Риге было основано первое общество взаимного страхования от огня. Значительное число домов в Санкт-Петербурге страховалось за границей. В других городах России в XVIII в. страхования не существовало5.

В 1776 г. был учрежден Государственный Заемный банк с правом принимать на свой риск каменные дома, фабрики. Так развивалось имущественное страхование. Манифест Екатерины II от 28 июня 1786 г. (об учреждении Государственного Заемного банка) запрещал страховать имущество в иностранных компаниях. В том же году при банке открылась Государственная страховая экспедиция. Операции этой экспедиции ограничивались, во-первых, избранными рисками (каменные дома, каменные фабрики); во-вторых, страховая сумма не должна была превышать 75% стоимости недвижимости. Просуществовала эта Государственная страховая экспедиция недолго, в 1822 г. она была закрыта6.

В 1798 - 1799 гг. в Москве и Санкт-Петербурге при Камеральном департаменте были созданы "Ассекуранц-Конторз" и "Фейер-Хафстр" для взаимного страхования от огня. Эта попытка создать взаимное страхование под контролем государства была отражена в уставах столиц Санкт-Петербурга и Москвы того времени. Предписывалось по этим документам передать страхование в столицах ассекуранц-конторам при Камеральном департаменте, которые принимали на страхование недвижимое имущество. Это нововведение не получило дальнейшего развития.

В 1800 г. издается указ о страховании Компании для кораблей и товаров. Компания вскоре распалась, клиентов у нее не оказалось. Были и другие попытки, но они оказались нереализованными, так как все эти формы коммерческого страхования предусматривали в качестве страховщика только государство.

По мнению большинства правоведов, таких как Серебровский В.И., Брагинского М.И., Петрова Д.А. первый этап истории российского страхования (1771 - 1827 гг.) закончился неудачей монополизации страхования государством7. Принцип государственной страховой монополии и идея государственного страхования в этот период оказались неплодотворными. В начале XIX в. правительство рассматривало проект совместной организации государственно-частной страховой формы предпринимательства, но отклонило его. Правительство монархической России поддержало идею частного страхования только в 1827 г.

С 1827 по 1850 годы девятнадцатого столетия характеризуется как второй этап в развитии страхования.

Этот период становления страхования в России связан с отказом от огосударствления коммерческого страхования. Появляется страхование в форме частного акционерного общества. Известный экономический деятель России барон Штиглиц 27 июня 1827 г. совместно с другими учредителями открывает первое Российское Страховое от огня Общество на акциях8. Правительство, чтобы поддержать эту форму страхования в России, предоставило Обществу монополию на введение страхования в главных губерниях на 20 лет. Общество страховщиков освобождалось от налогов, за исключением пошлины в казну (по 25 коп. с тысячи руб. страховой суммы). Другой льготой Обществу было разрешение принимать застрахованное в нем имущество в залог во всех казенных и кредитных учреждениях. Все это обеспечивало успешное функционирование данного страхового дела. Поэтому в 1835 г. учреждается второе Российское от огня страховое общество; в 1846 г. - товарищество "Саламандр" для страхования от огня.

В 1835 г. приступает к деятельности Российское Общество страхования капиталов и доходов, учрежденное в 1835 г. Так было создано акционерное страхование жизни. Это Общество также получило монополию страхования от огня на 20 лет.

Затем коммерческое страхование распространяется на транспорт. В 1847 г. учреждается для ведения транспортного страхования (первоначально на Черном море) акционерное общество "Надежда".

Соучредителями этих страховых обществ были высшие должностные лица государства, которые и курировали их деятельность. Постепенно происходит раздел сфер влияния этих обществ на территории России, три страховые компании "от огня", разделив территорию своих операций, выработали единые тарифы страхования. По финансовым результатам огневое страхование было чрезвычайно прибыльным, так как операции по нему приносили 55% прибыли на основной капитал.

Таким образом, по мнению В.С. Белых, И.В. Кривошеева на втором этапе становления страхового дела в России произошла замена некоммерческой государственной страховой монополии на монополию частных акционерных обществ с ограниченным сроком действия, которые занимались страхованием на коммерческой основе9. К началу 50-х гг. XIX в. была учреждена частная монополия, что дало толчок к дальнейшему развитию страхования в России.

Третий период, который начинался с 1850 и продолжался до 1900 годов, характеризуется тем, что в это время закончились монополизированные привилегии частных акционерных обществ, и они вступили в отношения свободной конкуренции. Формируется рынок страховых услуг, как части капиталистического рыночного хозяйства России.

По мнению В.И. Серебровского зарождению национального страхового рынка способствовали отмена крепостного права, развитие крупного фабричного производства, транспорта, товарного и денежного обращения финансов. Стимулировали этот процесс свобода частного предпринимательства и свобода конкуренции10.

Конкуренция, борьба за клиентуру породили множество страховых компаний и одновременно способствовали их объединению, чтобы затруднить проникновение конкурентов на собственный рынок и обеспечить единые правила страхования.

Появляется новая организационно-правовая форма страхования - общества взаимного страхования от огня. Полномочия их распространялись на город, где они были основаны.

Второе место в имущественном страховании России занимали транспортные общества. По сбору страховых взносов (премий) они уступали только обществам огневого страхования. В 1894 г. в России вводится страхование от разбитых стекол и акционерного, и взаимного типов. С 1900 г. учреждаются два страховых общества по страхованию в случаях кражи со взломом.

Для третьего периода характерно (в связи с проведением земских реформ второй половины XIX в.) в области имущественного страхования учреждение земского страхования. Руководство страховым делом осуществляли губернские земские управы. К 1902 г. земское страхование укрепило свои позиции. Земства получили право заключать между собой договоры перестрахования. Позднее они объединились в земский страховой союз. Земское страхование проводилось как в обязательной, так и в добровольной форме11.

Законодательство предусматривало, что обязательному страхованию подлежат все сельские постройки, как частные, так и общественные, находящиеся в "черте крестьянской оседлости". Обязательное и добровольное страхование строений осуществлялось в пределах особых норм, но не свыше 75% стоимости строения. Так в недрах земского страхования складываются две основные формы страхования - обязательные (окладные) и коммерческие - добровольное страхование.

Полагаем, что к концу XIX в. в царской России сложился национальный страховой рынок. Это потребовало введения мер государственного регулирования страховых правоотношений и создания системы страхового надзора.

В 1894 г. в России был установлен государственный страховой надзор за деятельностью страховых компаний. Министерство внутренних дел выполняло функции органа государственного страхового надзора. Помимо этого начинает складываться государственное страхование (пенсионные кассы).

Параллельно этому государство обеспечивает интеграцию российского национального страхового рынка в систему мирохозяйственных связей. В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ. В Петербурге открылось в этом же году центральное агентство страхового общества "Нью-Йорк" (США). Эти общества специализировались на заключении договоров личного страхования с населением. На международном рынке активно развивались также операции перестрахования рисков12.

К концу третьего периода развития страхового дела в России сложилась система страхования в российских и иностранных акционерных страховых обществах. Начинают формироваться государственное страхование и государственный страховой надзор. Проникновение акционерных обществ России на зарубежный страховой рынок, а иностранных на российский свидетельствует об интеграции национального страхового рынка с международным.

Четвертый период, самый короткий из всех в развитии страховании с 1900 по 1917 годы отметился возникновением новых видов взаимного страхования в среде сельскохозяйственных и промышленных предприятий. За короткий период рубежа XIX - XX вв. промышленность, торговля, транспорт, финансы и страхование России овладели основными организационно-правовыми формами предпринимательства, эффективными в условиях российского рыночного хозяйства13.

В 1903 г. промышленники создают Российский взаимный страховой союз. К 1913 г. этот союз утроил свой капитал (3 млн. руб. против 1 млн. руб.) и увеличил более чем в 2,5 раза количество пайщиков (от 141 до 371 пайщика).

В 1905 г. принят устав Общества взаимного страхования от огня мукомолов. В 1909 г. принят устав Общества взаимного страхования от огня имущества горных и горнозаводских предприятий юга России (с центром в Харькове).

Характерной особенностью этого периода стало разнообразие организационно-правовых форм в личном страховании.

Приоритет здесь также принадлежал частным акционерным обществам. В 1914 г. их было 11, в том числе 3 иностранных. В 1906 г. принимается Закон о страховании жизни государственными сберегательными кассами. Рынок личного страхования обслуживали еще два общества взаимного страхования - в Киеве и в Риге, пенсионная касса для железнодорожных служащих14.

Отрасли страхования (имущественное и личное) принимают формы обязательного и добровольного страхования. Было освоено и перестрахование.

Также в этот период развитие страхования происходит с сопровождением концентрации и централизации капитала. В России появляется первый страховой синдикат (с 1875 г. по 1918 г.), предметом соглашения которого является установление единых тарифов в зоне своего влияния.

В этот период финансовые ресурсы страховых обществ стали инвестироваться в государственные займы и акции торгово-промышленных предприятий и коммерческих банков. Шли они на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. Страхование превратилось в развитую отрасль инфраструктуры рыночного хозяйства страны.

Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., имела следствием крупные экономические и политические потрясения в России. В результате - глубочайший финансово-экономический и политический кризис. Страховые суммы заключенных договоров, страховые платежи обесценивали падение покупательной способности рубля, начавшееся в эти годы.

Пришедшая к власти партия большевиков в 1917 г. в качестве одного из требований своей экономической программы пролетарской революции выдвинула идею национализации банков и страхового дела. После 1917 г. в стране вместо страхового рыночного хозяйства стала утверждаться монопольная система страхования в лице единственного его представителя - Госстраха. Национализация страхового дела в Советской России практически осуществлялась в два этапа. Первый этап - установление государственного контроля над всеми видами страхования. Второй этап - объявление государственной страховой монополией страхования во всех видах и формах.

В 1917 - 1920 гг. государственная власть предпринимала попытки использовать дореволюционную систему частного и земского страхования, но не для страховой защиты интересов страхователей, а для пополнения государственного бюджета разоренной войной страны. Государственная страховая монополия хотя и была формально провозглашена, но фактически не была проведена в жизнь15.

В заключительном пятом периоде становления института страхования получило развитие имущественное и личное страхование в Советском Союзе.

После отмены государственного имущественного страхования была введена бесплатная государственная помощь (натурой, реже - деньгами) трудовым хозяйствам, пострадавшим от стихийных бедствий. Только после окончания Гражданской войны было вновь восстановлено государственное имущественное страхование в денежной форме.

Прежде всего, декларировалось государственное добровольное имущественное страхование. Только после укрепления аппарата страховых органов предусматривался переход к государственному обязательному страхованию. Осуществление этой программы поручалось Главному управлению государственного страхования системы Наркомфина РСФСР. На местах операции проводились подразделениями финансовых отделов исполкомов16.

В восстановительный период (1921 - 1926 гг.) развитие государственного имущественного страхования путем изъятия денег, переполнявших каналы обращения, содействовало стабилизации валюты и финансовому оздоровлению экономики.

В период построения основ социалистической экономики (1926 - 1932 гг.) основным видом стало обязательное государственное имущественное страхование. В дополнение к нему стало развиваться добровольное страхование домашнего имущества, жилищ, животных и т.д.

С 1934 г. с целью повышения экономического значения государственного страхования было повышено страховое обеспечение, увеличено число объектов обязательного страхования, восстанавливалось добровольное страхование имущества горожан.

На протяжении 1941 - 1944 гг. средства государственного страхования поступали главным образом на нужды фронта и тыла. Операции страхового дела сокращались неизбежно в первые годы войны из-за фашистской оккупации значительной территории страны. Имущественное страхование восстанавливалось по мере освобождения районов.

В первый год после окончания Великой Отечественной войны были приняты меры на повышение роли государственного страхования в восстановлении животноводства. В 1956 г. обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, было дополнено добровольным страхованием.

В 1968 - 1969 гг. в сферу страховой защиты вошло практически все имущество колхозов, урожай полеводства, сельскохозяйственные животные, здания, транспорт, оборудование и т.д. Реформа страхования имущества совхозов была проведена в 1979 - 1984 гг. В этот период все колхозы и совхозы были охвачены государственным обязательным страхованием.

В начале 80-х годов обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам, стало проводиться по новым оценочным нормам на строения личной собственности. За период с 1983 г. по 1987 г. стала применяться только добровольная форма. С 1986 г. с автолюбителями стал заключаться страховой договор "Авто-комби". В настоящее время операции государственного имущественного страхования осуществляет Российская государственная страховая компания (Росгосстрах). Данная компания была создана в 1992 году17.

Параллельно имущественному страхованию развивалось и государственное личное страхование. После установления Советской власти в 1917 г. личное страхование проводилось через концентрацию договоров страхования жизни в государственных сберегательных кассах. 18 ноября 1919 г. в связи с Гражданской войной и иностранной военной интервенцией был принят Декрет Совета народных комиссаров "Об аннулировании договоров по страхованию жизни". Отменялось также страхование капиталов и доходов18.

В период новой экономической политики правительство предоставило образованному в 1921 г. Госстраху право добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. Однако только с 1924 г. началось практическое развитие операций личного страхования. С 1930 г. наряду с индивидуальным заключением договоров страхование жизни стало производиться и в групповом порядке. Преимущество последнего состояло в том, что договоры заключались сразу с целыми коллективами предприятий, цехов, отделов при условии участия в страховании большинства работающих. Так, в короткий срок был достигнут массовый охват страхованием трудящихся.

В течении двух лет после окончания Великой Отечественной войны утверждаются новые правила по всем видам личного страхования, направленные на расширение объема ответственности по каждому заключенному договору.

Изменения и дополнения в правила личного страхования были внесены в 1956 и 1965 гг. Был расширен круг страхователей за счет лиц старшего возраста до 65 лет.

Уже 1966 г. стал внедряться опыт заключения договоров личного страхования с уплатой взносов по желанию застрахованных через расчетные счета бухгалтерий предприятий, учреждений, организаций, т.е. путем безналичных расчетов, годом позже стало проводиться страхование детей как самостоятельный вид страхования. В 1972 г. существенно пересмотрены правила смешанного страхования жизни, а уже через 13 лет появилось страхование детей от несчастных случаев, страхование школьников от несчастных случаев.

Распад Союза советских социалистических республик в 1991 г. сопровождался явной недооценкой роли государственного страхования во всех странах Содружества независимых государств, неуправляемым процессом демонополизации страхового дела. Государственные страховые организации большинства бывших союзных республик были поставлены на грань банкротства19.

Возрождение национального страхового рынка в Российской Федерации (далее по тексту РФ) началось в начале 90-х гг. 27 ноября 1992 г. Закон РФ "О страховании" заложил законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка. В эти же годы был создан Росстрахнадзор - Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

В целом Закон РФ "О страховании" 1992 г. создал необходимые условия формирования страхового рынка. Им предусматривается конкуренция страховых организаций, мобилизация денежных средств в страховые фонды, выгодное их инвестирование и достижение высоких финансовых результатов. 31 декабря 1997 г. в Закон "О страховании" были внесены изменения и дополнения. Было изменено и само название. Теперь он называется Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

С 1 марта 1996 г. вступила в действие часть вторая нового Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), глава 48 которого посвящена страхованию. Данная глава по-новому регулирует некоторые отношения, возникающие при страховании. Например, ГК РФ значительно расширил перечень интересов, страхование которых делает договор страхования недействительным.

В 1997 г. создается специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, стихийных бедствий, катастроф. Развитие и совершенствование страхового рынка активно продолжается и в настоящее время20.

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку.