49. Частные дет. И охр. Предпр.
Понятие и характеристика частной детективной деятельности.
Частная детективная и охранная деятельность - новый вид негосударственной правоохранительной деятельности, которая определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Содержание этой деятельности - оказание услуг, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, охрану их имущества и других законных интересов - считается по существу такой же деятельностью, которая свойственна государственным правоохранительным органам. Принципиальное отличие состоит в том, что деятельность частных детективных и охранных служб:
« предпринимательская, рассчитанная на поддержку частной инициативы, осуществляется на коммерческой основе, имея в виду получение прибыли теми, кто ею занимается;
направлена на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определенным клиентам путем заключения соответствующих соглашений, предусматривающих надлежащую оплату таких услуг;
проводится лицами, на которых не распространяется действие законов, закрепляющих правовой статус работников право охранительных органов, и не имеющими права/осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции государственных органов. Правовыми основами частной детективной и охранной деятельности служат Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств.
Законом РФ от •11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» регламентированы порядок ее организации и ведения, создание и компетенция частных детективных и охранных предприятий, полномочия частных детективов, государственный контроль в этой сфере.
В соответствии с упомянутым законом частная детективная и охранная деятельность осуществляется в целях сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
поиск без вести пропавших граждан;
поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
В целях, охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
защита жизни и здоровья граждан;
охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
проектирование, монтаж и эксплуатация средств охранно-пожарной сигнализации;
консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные ранее.
Законом установлено, что частную сыскную (детективную) деятельность могут осуществлять как предприятия, так и отдельные граждане-частные детективы, частная охранная деятельность осуществляется только предприятиями.
Организация частной охранной деятельности.
Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.
Действия частных детективов включают устный опросчграждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.
В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливается Правительством РФ.
Лицензия на частную детективную деятельность выдается органом внутренних дел. Гражданин, претендующий на получение лицензии, обязан лично предъявить анкету и фотографию, медицинскую справку о состоянии здоровья; документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет; сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.
Лицензия не выдается: гражданам, не достигшим возраста 21 год; гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления; гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим основаниям; бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год.
В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд.
Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.
Законом Остановлены ограничения в сфере деятельности частного детектива. Частным детективам запрещается:
скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;
выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;
совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;
передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.
Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность. Сыскная деятельность может проводиться как индивидуально, так и в рамках соответствующих частных детективных предприятий (объединений). Такие объединения обязаны получить лицензию и имеют статус юридического лица. Обязательным требованием к их руководителям является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность.
О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.
Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных законами и иными, правовыми актами РФ.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.
Надзор за исполнением законов, регулирующих частную детективную и охранную деятельность, осуществляет Генеральный про-0курор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
- 1.Понятие, содержание и основные направления правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
- 2.Общая характеристика российских правоохранительных органов.
- 3.Общая характеристика судебной системы Российской Федерации.
- 4.Суд как орган правосудия: понятие, виды, общий порядок формирования.
- 5.Аппарат суда: состав, полномочия.
- 6.Понятие и роль судебной власти в правовом государстве.
- 7.Принципы осуществления правосудия в Российской Федера¬ции.
- 8.Порядок формирования, состав и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
- 10.Военные суды: место в судебной системе Российской Феде¬рации и полномочия.
- 11.Состав и полномочия Верховного Суда Российской Федерации.
- 12. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
- 13. Суды субъектов рф
- 14.Состав и полномочия городского (районного) суда.
- 15.Место мирового судьи в судебной системе России.
- 16.Система арбитражных судов Российской Федерации, их компетенция.
- 17. Понятие и виды судебных инстанций, звенья судебной системы. Соотношение судебной инстанции и судебного звена.
- 18. Подведомственность: понятие и содержание
- 19. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах
- 20. Органы судейского сообщества в Российской Федерации: понятие, виды, задачи и порядок формирования.
- 21.Общие положения статуса судьи в Российской Федерации.
- 22. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи
- 23.Основы правового статуса присяжных и арбитражных заседателей.
- 24. Общая характеристика прокурорского надзора.
- 25.Система органов прокуратуры в России, основные задачи и принципы их организации и деятельности.
- 26. Основные направления деятельности прокуратуры в российской федерации:
- 27. Генеральная прокуратура Российской Федерации: состав и компетенция.
- 30. Состав и компетенция районной (городской) прокуратуры.
- 31. Кадры органов прокуратуры
- 33. Подследственность уголовных дел.
- 34. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России): система органов, основные задачи и полномочия.
- 35. Общая характеристика системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
- 36. Система органов внутренних дел Российской Федерации.
- 37. Министерство внутренних дел Российской Федерации (мвд России): структура, основные задачи и функции органов внутренних дел.
- 38. Основы правового статуса работника органа внутренних дел. Федеральный закон о Полиции 2011г.
- 39. Общая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- 40. Органы адвокатуры в российской федерации
- 41. Виды юридической помощи населению, оказываемой адвокатами.
- 42. Правовой статус адвоката.
- 43.Понятие и основные задачи нотариата.
- 44. Правовой статус нотариуса.
- 45. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
- 47. Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков. Правовые основы борьбы с наркоманией.
- 48. Система таможенных органов рф: их основные задачи, направления деятельности и полномочия.
- 49. Частные дет. И охр. Предпр.
- 50. Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных стран.