§ 4. Организация местной власти в советский период.
С первых дней своего существования Советы депутатов стремились либо сменить органы местного самоуправления, либо поставить их под свой контроль. Постепенно Советы депутатов сменяли на местах органы земского и городского самоуправления. Конституция РСФСР 1918 г. установила принцип единства Советов как органов государственной власти с жесткой подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.
В советское время одним из основных принципов организации и деятельности всех звеньев Советов являлся принцип демократического централизма. Этот принцип был положен в основу объединения всех Советов в одну систему. Принцип демократического централизма отражался и в конституциях советского периода, и в законах, регламентирующих организацию деятельности отдельных звеньев Советов. Это Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов РСФСР (1968 г.); Закон о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР (1971 г.); Закон о краевом, областном Совете народных депутатов (1980 г.).
В целом местное самоуправление стало рассматриваться как институт, свойственный исключительно буржуазной демократии. Снова проблема правового статуса местных органов власти была поднята в период подготовки и обсуждения проекта Конституции СССР 1977 г. Итогом стало закрепление в Конституции положения о наличии в Советском Союзе системы местных органов государственной власти, в принципиальном плане не отличающегося от ранее действовавшего конституционного положения.
Новый этап в развитии местного самоуправления был связан с принятием 9 апреля 1990 г. Закона СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" и 6 июля 1991 г. Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР". Данные Законы сыграли определенную роль в развитии местного самоуправления. Однако противостояние представительных органов (Советов) и исполнительных органов, определенная конфронтация органов государственной власти и местных органов - это в итоге привело к роспуску местных Советов. В октябре 1993 г. в рамках разрешения кризиса власти в Российской Федерации было издано Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года. Все местный советы были распущены, а глав местных администрации назначал Президент РФ.
Важнейшей вехой в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., отнесшей к основам конституционного строя такие положения, как отнесение местного самоуправления к формам народовластия, гарантированность местного самоуправления, наличие у местного самоуправления собственных полномочий, организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти, существование муниципальной собственности, в том числе на землю.
После принятия новой Конституции Российской Федерации Президентом России в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки был издан Указ от 22 декабря 1993 г. "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации".
Разработка Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. и его принятие ознаменовали новый этап в развитии муниципального права. В 2005 г. вступил в силу новый ФЗ.
Муниципальная реформа направлена на конкретизацию финансовой основы местного самоуправления, приближение муниципальной власти к населению, уточнение правового статуса, прежде всего полномочий, видов муниципальных образований, формализацию нескольких моделей местного самоуправления, развитие форм территориального общественного самоуправления.
Конкретизация финансовой основы предполагает, во-первых, определение финансовых источников муниципальной самостоятельности в рамках налогового, бюджетного законодательства, во-вторых, четкое разграничение в рамках гражданского, административного, земельного законодательства объектов публичной собственности разного уровня. Это одно из главных направлений реформы.
Приближение муниципальной власти к населению должен обеспечить вводимый там, где он отсутствует, поселенческий уровень местного самоуправления (муниципальные образования городских и сельских поселений). В то же время предусмотрен и второй территориальный уровень в виде муниципальных образований муниципальных районов. Крупные города получают статус городских округов, обладающих полномочиями и городского поселения, и муниципального района. Таким образом, предусматривается, что субъекты Федерации, местное население должны иметь оба указанных уровня. Ранее субъекты Федерации вправе были иметь двухуровневую территориальную модель самоуправления, но могли избирать и другие варианты. Насколько новый подход целесообразен, покажет время. Здесь надо принимать во внимание, что ряд субъектов РФ уже избрали территориальную модель самоуправления, в которой акцент был сделан на поселенческий уровень. Итог - стремление многих из них, их муниципальных образований отказаться от данной схемы и выйти на укрупнение муниципальных образований на районном уровне. Главная причина - финансово-экономическая и материальная несостоятельность мелких территорий в условиях мобилизационно-догоняющей экономики.
Предусмотрев различный правовой статус муниципальных образований разного типа, уровня и места расположения с более детальным, чем ранее, изложением вопросов местного значения, законодатель осуществляет то, о чем много говорили теоретики и практики. Муниципальные образования значительно отличаются друг от друга по численности населения, социально-экономическому, культурному потенциалу, другим показателям. Очевидно, что в силу этого и их правовой статус, круг задач должны различаться. Однако в Законе от 28 августа 1995 г. такое различие не было заложено. Сильная сторона Закона от 6 октября 2003 г. - допущение, пусть и минимальное, выбора населением разных моделей формирования и организации местной власти. До сего времени доминировала одна модель, включающая представительный орган местного самоуправления и, как правило, главу муниципального образования. Теперь предусмотрены разные схемы формирования (выборов) органов местного самоуправления, в том числе вариант косвенных выборов представительного органа местного самоуправления муниципального района.
Закон от 6 октября 2003 г. стимулирует развитие организационно-правовых форм общественного самоуправления жителей, в том числе уточнение публично-правового и гражданско-правового статуса органов территориального общественного самоуправления (ОТОС). В целом Закон от 6 октября 2003 г. сохранил подход, представляющий собой симбиоз государственной и общественной теорий местного самоуправления. Однако государственная его составляющая усилена. Таким образом, очевидно, что реформа нацелена на укрепление государственного контроля за органами местного самоуправления.
- Учебно-методический комплекс муниципальное право
- I. Рабочая программа
- 3.2.Распеределение часов по разделам и видам учебной работы
- 4.Содержание дисциплины
- Тема 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и научная дисциплина
- Тема 2. Развитие муниципального права и местного самоуправления в зарубежных странах
- Тема 3. Муниципальное право и местное самоуправление в России
- Тема 4. Сущностная характеристика местного самоуправления
- Тема 5. Правовые, организационные и материально-финансовые основы местного самоуправления
- Тема 6. Система местного самоуправления
- Тема 7. Особенности местного самоуправления отдельных территорий
- Тема 8. Компетенция муниципальных образований
- Тема 9. Представительные органы муниципальных образований
- Тема 10. Администрация муниципальных образований
- Тема 11. Непосредственное самоуправление населения
- Тема 3. Муниципальное право и местное самоуправление в России
- Тема 4. Сущностная характеристика местного самоуправления
- Тема 5. Правовые, организационные и материально-финансовые основы местного самоуправления
- Тема 6. Система местного самоуправления
- Тема 7. Особенности местного самоуправления отдельных территорий
- Тема 8. Компетенция муниципальных образований
- Тема 9. Представительные органы муниципальных образований
- Тема 10. Администрация муниципальных образований
- Тема 11. Непосредственное самоуправление населения
- Тема 12. Территориальное общественное самоуправление населения
- Тема 13. Гарантии и ответственность местного самоуправления
- 6. Тематика курсовых работ и рефератов
- 77. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 7.1. Литература
- 7.2. Информационное обеспечение
- Методические указания студентам
- 7.3.1. Общие требования
- 7.3.2. По самостоятельной работе
- 7.3.3. По курсовым работам
- Глава 1. Муниципальное право - отрасль права.
- § 4. Муниципально-правовые нормы, институты, субъекты
- § 5. Место муниципального права в правовой системе рф
- Глава 2. История местного самоуправления
- § 3. Самоуправление в дореволюционной России
- § 4. Организация местной власти в советский период.
- Глава 3. Сущность местного самоуправления
- § 1. Основные теории местного самоуправления
- Основы местного самоуправления
- Основные модели организации муниципальной власти
- Глава 12. Представительный орган муниципального образования
- § 3. Численность депутатов представительного органа
- Глава 14. Администрация муниципального образования
- Глава 6. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении
- § 3. Муниципальные выборы
- § 6. Сход граждан
- § 7. Правотворческая инициатива граждан
- § 8. Территориальное общественное самоуправление
- § 9. Публичные слушания
- Глава 5. Гарантии местного самоуправления
- 7.3.5. Методические рекомендации для преподавателя
- Результаты освоения Материала
- II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
- К темам 1-4:
- К темам 5-8:
- К темам 9-13: