logo
Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования транспортной деятельности города Смоленска

Введение

Актуальность исследования

Смоленская область занимает выгодное геополитическое положение, способствующее развитию межрегионального сотрудничества и сотрудничества с ближним зарубежьем.

Смоленская область расположена почти в центре Восточно-Европейской равнины, на западе Российской Федерации. Около 30 процентов общей протяженности ее границ приходится на государственную границу Российской Федерации с Республикой Беларусь. На севере Смоленская область граничит с Псковской и Тверской областями, на востоке - с Московской и Калужской областями, на юго-востоке - с Брянской областью.

Ситуация в транспортной системе определяется состоянием двух ее основных подсистем - транспортной и дорожной.

Региональная неравномерность развития дорожной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства региона и влияет на полноту освоения ресурсов региона.

Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. За последние 10 лет темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог.

Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения составляют ее важнейшую часть. Развитая дорожная сеть считается одним из 5 основных факторов экономического развития. Сеть автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивает перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов, связь муниципальных районов между собой и с областным центром, а также имеет выход в другие регионы Российской Федерации и Республику Беларусь. Изменения в секторах экономики приводит к изменению состава транспортного потока и росту интенсивности движения. Поэтому без развития автомобильных дорог невозможно повышение инвестиционной привлекательности региона и достижение устойчивого экономического роста.

Разработанность темы исследования. До настоящего времени практика управления формированием транспортной инфраструктуры в регионах страны основывается преимущественно на использовании зарубежного опыта в этой области, который не всегда согласуется с экономическими, финансовыми и социальными особенностями развития отечественных регионов, а также специфики российских рыночных отношений и состоянием материально-технической базы транспортного комплекса.

Проблемы развития инфраструктуры различных отраслей на региональном уровне исследовались в работах отечественных ученых: Л.И. Абалкина, А.Л. Гапоненко, А.Г. Гранберга, Ю.С. Дулыцикова, С. Маршаловой, СБ. Мельникова, А.С. Новоселова, А.З. Селезнева, В.Ф. У колова, Ю.М. Швыркова и др.

Определяющий вклад в развитие теоретических аспектов развития инфраструктуры внесли зарубежные ученые, такие как Д. Бенсон, Н. Везник, К. Виксель, X. Зинтер, П. Розенштейн-Родан, Д. Уайтхед, Д. Уотерс и др.

Теоретическую основу исследования проблем формирования и развития транспортной инфраструктуры составили труды российских ученых-экономистов В.Н. Бугроменко, В.Г. Галабурды, Н.Н. Громова, Э.В. Дигнеса, Н.Н. Колосовского, B.C. Лукинского, Л.Б. Миротина, P.M. Нуреева, В.П. Орешина, И.Г. Павловского, В.А. Персианова, СМ. Резера, А.А. Смехова, М.П. Улицкого, Н.С Ускова, Б.Н. Хомелянского, И.Ф. Чернявского и других.

Вместе с тем, следует отметить, что многие теоретические, методологические и методические вопросы исследований региональной транспортной инфраструктуры недостаточно изучены и требуют дальнейшего научного осмысления и развития. Возрастающая роль транспорта в подъеме экономики страны обусловливает необходимость расширения масштабов научных исследований, определяющих пути решения задач, стоящих перед транспортной инфраструктурой в масштабе конкретного региона.

Таким образом, проблемы эффективного функционирования региональной транспортной инфраструктуры, а также отсутствие единых методических приемов анализа ее развития предопределили выбор темы, постановку цели и задач диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является исследование процесса развития транспортной инфраструктуры на примере города Смоленска.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

- уточнить сущность и содержание понятия "региональная транспортная инфраструктура", состав и классификацию ее элементов,

- исследовать современное состояние транспортной инфраструктуры региона, определить ее соответствие условиям развития экономики территории;

Предмет исследования - организационно-экономический механизм формирования и развития транспортной инфраструктуры в системе региональной экономики.

Объектом исследования является транспортный инфраструктурный комплекс города Смоленска и его отдельные подкомплексы.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики эффективного функционирования и развития региональной транспортной инфраструктуры, законодательные и нормативные акты, регламентирующие социально-экономическое развитие регионов и функционирование инфраструктуры в них.

В процессе исследования применялись методы сравнительного и структурного анализа, корреляционно-регрессионного анализа, экспертных оценок, комплексного, системного и программно-целевого подходов, экономико-математического моделирования, метода построения статистических группировок и анализа динамических рядов.

Информационной базой исследования послужили статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее территориального органа по городу Смоленску, Администрации города Смоленска, федеральные и региональные программы экономического и социального развития, статистические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также Интернет-ресурсы и материалы проведенных автором исследований.

Изложенные в работе выводы и рекомендации носят универсальный характер и применимы не только в городе Смоленске, но и в других регионах Российской Федерации.