logo
Вопросы расследования убийств, замаскированных инсценировкой

1. Инсценировка как способ сокрытия преступлений.

Умышленные убийства могут совершаться при внезапно возникшем умысле и с заранее обдуманным умыслом. И в том, и в другом случае, но чаще в последнем, виновное лицо может предпринимать действия по сокрытию преступления.

Способы сокрытия преступлений преследуют разные цели, а именно:

скрыть само событие преступления;

скрыть его преступный характер;

скрыть участие и заинтересованность в нем преступника.

Так, убийца, тщательно спрятавший труп потерпевшего и объясняющий его исчезновение отъездом, стремится скрыть сам факт смерти потерпевшего. Убийца, применяющий во время совершения преступления перчатки, засыпающий место происшествия табаком и т.д., пытается скрыть лишь свое участие в убийстве. Лицо, инсценирующее убийство по ложным мотивам, пытается скрыть свою заинтересованность, свои подлинные мотивы и цели совершения данного преступления. Преступник, совершив убийство путем нанесения ударов тупым предметом потерпевшему, сбрасывает труп с высоты на землю и, инсценируя самоубийство, пытается скрыть преступный характер события. По содержательной стороне можно выделить сокрытия преступления путем утаивания, маскировки, уничтожения, фальсификации информации и ее носителей, а также смешанного способа (различных инсценировок). Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике. - М., 1988. - С.218-220; Белкин Р.С. Курс криминалистики. - М., 1997. - Т.3. - С.366.

Таким образом, инсценировка является одним из способов сокрытия преступления. Подробнее о способе сокрытия преступления и соотношении его с инсценировкой см.: Карагодин В.Н. Преодоление противодействия предварительному расследованию. - Свердловск, 1992; Лузгин Н., Лавров В. Способ сокрытия преступления и его криминалистическое значение. - М., 1980; Овечкин В.А. Расследование преступлений, скрываемых инсценировками. - Харьков, 1979.

При обнаружении трупа убитого чаще всего нет никаких сомнений в том, что смерть вызвана именно убийством: характер, локализация, а иногда и количество повреждений, местоположение трупа, окружающая обстановка - все это вместе взятое обычно дает представление о происшедшем.

В то же время встречается немало случаев, когда установить, чем вызвана смерть погибшего - убийством, самоубийством или несчастным случаем, оказывается сложной задачей. В частности, следователю приходится сталкиваться с неясными случаями смерти при обнаружении трупа в водоемах, при установлении смерти от падения с высоты, от действия высокой температуры, от огнестрельного ранения. Во всех этих ситуациях смерть могла явиться последствием собственной неосторожности погибшего, самоубийства, а равно и убийства.

Следственной практике известно немало убийств, при совершении которых преступники, стремясь уйти от ответственности, считают возможным и достаточным скрыть не факт смерти определенного лица, а лишь конкретную причину смерти. В этих целях они создают ложную видимость гибели потерпевшего от самоубийства, несчастного случая, от болезни или в результате убийства, совершенного другими лицами.

Сообразно этим целям убийца до прибытия следователя на место происшествия уничтожает или маскирует одни следы, в то же время создавая другие, удаляет те или иные предметы, перемещает труп, подчас на значительное расстояние, или изменяет его позу, посмертно наносит дополнительные телесные повреждения и т.д.

Таким путем преступник достигает того, что созданная им на месте преступления обстановка приходит в соответствие с картиной будто бы происшедшего события, которое он описывает в своих показаниях.

В литературе имеется несколько определений инсценировки преступления. Так, ее определяют как "совокупность действий, направленных на сокрытие виновности определенного лица в совершении данного преступления путем создания ложной видимости иного события". Руководство по расследованию убийств. - М., 1977. - С.246.

О.Я.Баев и А.С.Одиноких под ней понимают "умышленное создание преступником доказательств, которые в своей совокупности образуют обстановку, характерную для определенного, желаемого преступником события". Расследование отдельных видов преступлений. /Под ред. О.Я.Баева. - Воронеж, 1986. - С.43.

Р.С.Белкин пишет, что инсценировка преступления есть "создание обстановки, не соответствующей практически происшедшему на этом месте событию, что может дополняться поведением и ложными сообщениями, как исполнителя инсценировки, так и связанных с ним лиц". Криминалистика. /Под ред. А.Ф.Волынского. - М., 1999. - С.246.

В.А.Образцов отмечает, что инсценировка - одна из разновидностей противодействия правоохранительным органам и представляет собой создание видимости события путем целенаправленного внесения в обстановку реального события изменений, направленных на дезориентацию следователя. Криминалистика. /Под ред. В.А.Образцова. - М., 1999. - С.594.

Последнее определение, по нашему мнению, является наиболее точным и полным.

Инсценировки, как правило, включают систему действий преступника по предупреждению возникновения следов, уничтожению, фальсификации, утаиванию, маскировке возникших в результате убийства изменений, созданию новых следов, подтверждающих версию субъектов сокрытия. Криминалистика. /Под ред. И.Ф.Герасимова, Л.Я.Драпкина. - М., 1994. - С.348.

Структура деятельности, связанной с инсценировкой, складывается из следующих операций:

анализа и оценки ситуации, в которой оказался будущий инсценировщик;

принятия решения об инсценировки;

рассмотрения возможных вариантов инсценировки и определения наиболее целесообразного варианта;

создания мысленной модели события, которое предполагается инсценировать;

реализация разработанной модели;

подготовка объяснений, рассчитанных на то, чтобы убедить других лиц, включая работников правоохранительных органов, в реальности инсценированного события и его причин;

определения линии поведения на следствии и подготовка объяснений на случай разоблачения инсценировки.

Цель инсценировки - подтвердить ложную версию преступника, нейтрально для него объясняющую причину, характер и обстоятельства расследуемого события.

Инсценировки классифицируются по различным основаниям:

по субъекту: а) выполняемые участниками преступления; б) выполняемые другими лицами по просьбе преступника или по своей инициативе; в) выполняемые преступником совместно с другими лицами;

по месту: а) на месте совершения преступления; б) в ином месте;

по времени осуществления: а) до совершения преступления; б) во время совершения преступления; в) после совершения преступления;

по целям: а) сокрытие преступления; б) сокрытие некриминального события; в) в иных целях;

по объекту: а) инсценирование преступления; б) инсценирование события некриминального характера; в) инсценирование отдельных элементов, подсистем события;

по содержанию: а) инсценирование материальных следов на месте происшествия; б) инсценирование материальных следов в сочетании с выработкой и реализацией соответствующего варианта дезинформирующего следствие поведения и сообщения ложных сведений.

Способ убийства преступник избирает уже с таким расчетом, чтобы применение его создавало видимость смерти от другой причины: а) самоубийства, б) несчастного случая, в) убийства, совершенного другим лицом (лицами), г) ненасильственной смерти и д) при бесспорной их причастности к убийству - совершение его в состоянии необходимой обороны или по неосторожности.

Инсценировка как способ сокрытия убийства используется преступником в том случае, когда он знает или предполагает, что ему придется объяснять, почему и как погиб убитый им человек. Давать же такие объяснения приходится только убийцам, более или менее близко связанным с потерпевшим. Это, как правило, члены одной семьи, соседи по квартире, квартирная хозяйка и жильцы, любовники и т.д.

Однако далеко не всегда преступник, убивший близкого ему человека, подтверждает свое объяснение его смерти инсценировкой. В большинстве случаев он скрывает сам факт смерти потерпевшего, уничтожает либо тщательно скрывает сам труп.

К факторам, обуславливающим выбор "своим" преступником такого способа сокрытия, как инсценировка, следует отнести совершение убийства на общей квартире преступника и потерпевшего, т.к. это дает возможность использовать достаточно времени, чтобы инсценировать нейтральную причину смерти. Большое значение имеет и способ совершения преступления, обуславливающий характер нанесенных потерпевшему повреждений или их отсутствие. Так, если потерпевший погиб в результате сбрасывания с высоты, то характер повреждений полностью совпадает с получаемыми при аналогичном падении в результате неосторожности или самоубийства. При утоплении и отсутствии наружных повреждений преступник выдвигает версию о самоубийстве или несчастном случае.

Немаловажное значение имеют и обстоятельства, не дающие преступнику возможности прибегнуть к другим способам сокрытия, например, к таким, которые связаны с удалением трупа из помещения, где было совершено убийство, и с необходимостью затем объяснять причину исчезновения потерпевшего (убитый был болен и не мог передвигаться).

Давая свои объяснения об обстоятельствах смерти потерпевшего, преступник стоит перед выбором: либо он должен утверждать, что отсутствовал в момент наступления смерти, либо отвечать, почему он не предотвратил наступление смерти, если в это время находился вместе с потерпевшим. Выбор преступником той или иной разновидности оправдательной версии не случаен и определяется, во-первых, местом совершения убийства, во-вторых, характером связи убийцы с потерпевшим, и, наконец, родом и видом инсценируемой смерти. При совершении убийства по месту жительства потерпевшего, либо в ином месте, не совпадающем с местом жительства преступника, виновные почти всегда отрицают, что потерпевший умер при них, и ссылаются на алиби. В тех же случаях, когда убийство совершается там, где совместно проживают и преступник и потерпевший, то виновные выдвигают либо версию своего отсутствия, либо он находился в другой комнате, спал, не мог предвидеть "несчастье" по независящим от него причинам. При инсценировке убийства "другими лицами" преступник в большинстве случаев утверждает, что нападение происходило в его отсутствие, и, возвратившись домой, он обнаружил потерпевшего уже мертвым, или "убийцы" напали одновременно на него и потерпевшего, но ему (преступнику) "чудом" удалось спастись. При таких же инсценировках, как "смерть по болезни", преступник, как правило, не отрицает своего присутствия при смерти потерпевшего, а при версии об убийстве "неосторожном" или вызванном "необходимой обороной", естественно всегда утверждает, что убийство произошло при нем.

Виновный, выдвинувший версию о смерти потерпевшего в его присутствии, обычно утверждает, что кроме них двоих при этом никого не было. Объяснения преступника носят иной характер лишь в случаях, когда ему удается подговорить других членов семьи, соседей или иных лиц, подтвердить выдвинутую им версию, дав соответствующие ложные показания.

Инициатива оказаться наедине с потерпевшим почти всегда принадлежит преступнику, поэтому он или отсылает куда-нибудь остальных лиц под вымышленным надуманным предлогом, или приходит туда, где потерпевший, заведомо для него, находится один, или уводит потерпевшего в какое-нибудь уединенное место и т.д. Излагая же свою версию о случившемся, убийца представляет дело так, будто наедине с потерпевшим он оказался случайно.

Решив инсценировать тот или иной род смерти потерпевшего, преступник после убийства принимает все необходимые меры, чтобы создать обстановку, подтверждающую намеченную им версию, и уничтожить следы убийства. В этой связи он не сразу заявляет о "случившемся", т.к. затрачивает необходимое для него время для инсценировки, а иногда и для того, чтобы уговорить своих близких подтвердить его показания.

Виновный, выдвинувший версию о смерти потерпевшего в его отсутствие, чаще всего не отрицает, что последний раз виделся с потерпевшим в день его смерти, находясь с ним наедине. И хотя такое признание для преступника опасно, однако, он понимает, что отрицать данное обстоятельство, как правило, бессмысленно, поскольку следствие легко может изобличить его во лжи. В то же время преступник обязательно утверждает, что он куда-то уходил, оставив потерпевшего одного. Данное утверждение необходимо убийце по двум причинам: во-первых, чтобы объяснить, почему смерть потерпевшего не могла быть им предотвращена, а во-вторых, чтобы создать себе алиби, поскольку согласно его версии именно в это время и произошла смерть потерпевшего.

В большинстве случаев сразу же после совершения убийства и выполнения задуманной инсценировки преступник действительно куда-нибудь уходит, стараясь при этом, чтобы либо его видели знакомые, либо его пребывание в определенном месте было зафиксировано. В отдельных же случаях преступник фактически вообще никуда не уходит после убийства, ограничиваясь ложными утверждениями о своем отсутствии вплоть до обнаружения трупа потерпевшего.

Для данного рода версий характерно также то, что преступник, уходя из жилища после совершенного убийства и заранее зная, что, вернувшись домой, обнаружит труп потерпевшего, часто принимает меры к тому, чтобы это произошло при третьих лицах. В частности, убийца с этой целью делает вид, что не может попасть домой, т.к. дверь заперта, на стук никто не открывает, а ключей у него нет.

Обращаясь за помощью соседей, дворника либо других посторонних лиц, преступник использует их присутствие для того, чтобы продемонстрировать перед ними свое удивление, отчаяние, жалость и т.п. Сразу же после обнаружения трупа преступник либо сам сообщает о случившемся в милицию, либо просит это сделать кого-нибудь из окружающих, подчеркивая этим, что у него не было никаких оснований скрывать от соответствующих органов смерть потерпевшего или чего-либо опасаться в связи с этим событием.

Все сказанное здесь об особенностях поведения преступника, выдвинувшего версию о смерти потерпевшего в его отсутствие, относится к тем случаям убийства, замаскированных инсценировками, когда преступление совершается в месте совместного проживания убийцы и потерпевшего. Если же убийство совершается на квартире потерпевшего, или в ином месте, то поведение преступника в подобных ситуациях существенно меняется. Поскольку тесной связи с потерпевшим большинство таких убийц не имеют, то главная их надежда на уклонение от ответственности основана на том, что подозрение, скорее всего, на них вообще не падет. К инсценировке же они прибегают на случай, если им придется все же объяснять причину смерти потерпевшего.

Исходя из этого, такие преступления, как правило, тщательно скрывают свою встречу с потерпевшим в день убийства и, лишь будучи изобличенными во лжи, вынуждены признать указанное обстоятельство и стараются его объяснить, выдвинув версию о той или иной "нейтральной" причине смерти потерпевшего.

Преступники, проживающие отдельно от потерпевшего, как правило, не "обнаруживают" труп убитого, не сообщают о его смерти следственным органам, а при допросе всегда ссылаются на алиби.

Знание следователем того, какие факторы обуславливают выдвижение преступником той или иной оправдательной версии, связанной с инсценировкой, на что рассчитывают преступники, выбирая тот или иной вид инсценировки, и от чего зависит этот выбор, как вообще ведет себя преступник после убийства в различных ситуациях, - все это крайне важно для анализа поведения обвиняемого (подозреваемого) и проверки вопроса о его виновности.