logo
Авторские и смежные права

Введение

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития зависит в итоге успех решения стоящих перед ним экономических проблем. Технологически ведущие страны мира в последние годы в основу своей экономической (а в ряде случаев и политической) стратегии на первые позиции поставили науку и ее результаты, как основу основ, базис высоких технологий Совершенно очевидно, что в сегодняшних условиях; эффективность экономики, научно-технический уровень производства, социально-экономический прогресс в целом, наконец, благосостояние общества в значительной степени зависят от уровня образования и объема, накопленных обществом знаний, от уровня и эффективности творческой деятельности в этом обществе. Не будет преувеличением утверждение, что одной из самых могущественных движущих сил развития цивилизации является творческая деятельность людей. Человек по своей природе склонен к творчеству, он всегда находится в процессе поиска лучших условий жизни, способов ее улучшения, своей безопасности и т д. Однако в силу тех или иных причин уровень интеллектуальной деятельности в разных странах неодинаков. Прежде всего, он определяется уровнем осознания значения этой деятельности для развития общества, созданием благоприятных условий для этого вида творчества и другими факторами, которые в определенной мере ей способствуют.

В современных условиях любой вид целесообразной деятельности человека -- производство, оборона, здравоохранение и т, п. -- без надлежащего научно-технического обеспечения просто невозможен, как невозможен и социально-экономический прогресс общества вообще бездуховного развития. Это как взаимосвязанные, так и взаимозависимые процессы. Наука не может успешно развиваться, если производство не обеспечит ее необходимыми инструментами, приборами, оборудованием, а производство не может прогрессировать без развития науки.

Прогресс общества невозможен также без отлаженной системы образования. Следовательно, современная цивилизация держится на трех "китах" - образование, наука, культура. Если приходит в упадок один из этих "китов", страна переходит в группу "слаборазвитых". Мировой опыт свидетельствует, что там, где глубоко осознают значение этих факторов общественного развития и уделяют им надлежащее внимание, страна приравнивается к числу государств с высокоразвитой экономикой. При. этом рынок обусловливает переход этих стран в группу высокоразвитых, а именно уровень развития образования, науки, культуры. Этот тезис прослеживается на опыте Южной Кореи и других стран Восточной и Южной Азии так называемых "маленьких драконников", не имеющих ни своего сырья, ни собственных энергоносителей. Не так давно Южная Корея относилась к группе слаборазвитых стран, однако там отлично осознавали, какие именно факторы способствуют переходу государства в разряд стран с высокоразвитой рыночной экономикой. Государственной стала политика, при которой нее наличные средства, как в семье, так и в государстве в целом были направлены на развитие образования, науки и культуры. Культуру здесь следует толковать в широком понимании этого слова -- уровень развития творчества и производства, производственной инфраструктуры и материально-технического обеспечения и т.п. Именно эти факторы способствовали быстрому развитию экономики, созданию и рациональному использованию достижений науки и техники, что в свою очередь, вывело вышеупомянутые страны в число передовых.

Все страны с высокоразвитой рыночной экономикой отличаются высоким уровнем образования, науки и культуры, Именно это обусловливает и определяет уровень цивилизованности того или иного общества. Они же являются результатом творческой деятельности человека, поскольку состояние и образования, и культуры определяется уровнем развития науки. Научная деятельность -- это, несомненно, творческий процесс.

Творчество -- целеустремленная поисковая деятельность человека, результатом которой является нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью Творчество присуще человеку, поскольку предусматривает творца субъекта творческой деятельности, которым может быть только человек.

Часто творчество определяют как интеллектуальное. Однако это акцептирование ничего нового не добавляет к его характеристике, поскольку слово "интеллект" в переводе с латинского означает познание, понимание, ум. Интеллект -- это способность к мышлению, рациональному познанию Следовательно, интеллектуальное творчество -- это и есть разумная деятельность, ведь деятельности без разумного осмысления быть не может, потому что творить способен только человек, наделенный разумом, Однако определение "интеллектуальное творчество" часто употребляется в более широком понимании.