logo
Авторские права на музыкальные произведения

4. Коллективное управление авторскими правами

Наиболее распространенной формой использования музыкального произведения является публичное исполнение. Как рассматривалось выше, согласно пп.6 п.2 ст.1270 ГК РФ под публичным исполнением понимается представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведенияГражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)//Доступ из справ.-прав. системы Косультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (Дата обращения: 06.02.2016). На сегодняшний день публичное исполнение встречается практически повсеместно: на мероприятиях, в организациях торговли, общественного питания и т.п.

Другими распространенными способами использования музыкальных произведений является сообщение в эфир, по кабелю и ретрансляция. Несмотря на разницу в способе передачи информационного сигнала, данные способы объединяет сообщение произведения до всеобщего сведения.

За исключением некоторых случаев, указанных в предыдущем параграфе, согласно концепции ГК РФ, лица, использующие музыкальные произведения должны заключать лицензионный договор с правообладателем. Однако в большинстве случаев данный процесс может сопровождаться большими издержками как со стороны правообладателя, так и со стороны лиц, использующих произведение. Поэтому ст. 1242 ГК РФ регламентирует, что в случае, если осуществление прав авторов или иных правообладетелей музыкальных произведений в индивидуальном порядке затруднено или допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, они могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе)Там же. Таким образом, правообладатель заключает с организацией коллективного управления договор и отказывается от некоторых своих исключительных прав, передавая их управление организации.

Заключив несколько подобных договоров, организация по коллективному управлению правами заключает лицензионные договоры с потенциальными пользователями произведений о предоставлении им прав на соответствующие способы и формы использования музыкальных произведенийГаврилов Э.П. Публичное исполнение охраняемых авторским правом произведений "малых форм". Хозяйство и право. 2012. N 9. С.27. Что примечательно, пользователи получают право на использование не конкретно одного, а всех музыкальных произведений, права на управление которыми получила организация.

Пользователи в свою очередь обязаны периодически предоставлять организации отчет о фактическом использовании произведений и перечислять вознаграждение. Организация в свою очередь распределяет вознаграждение между всеми правообладателями.

Кроме того, примечательным является тот факт, что организация по коллективному управлению правами обязана заключать договоры со всеми пользователями, обратившимися к нейТам же.

Указанные организации могут иметь государственную аккредитацию. Особенность аккредитованной организации заключается в управлении правами не только правообладателей, с которыми заключен договор, но и с правообладателями, с которыми такой договор заключен не был. Самой известной организацией по управлению коллективными правами в Российской Федерации, имеющей государственную аккредитацию, является Российское авторское общество (РАО). Исходя из данного факта, организация или лицо, желающее использовать музыкальные произведения, может заключить договор с РАО и использовать любое обнародованное произведение. На наш взгляд, данная концепция может быть оправдана с точки зрения защиты прав всего авторского сообщества в целом. Дабы защитить от посягательства на исключительные права не только конкретного автора, но и любого автора в перспективе. Однако она же имеет и ряд недостатков, связанных с желанием того или иного автора отказа от отстаивания своих прав, например, в случае желания популяризировать свое произведение и свое имя.

Согласно п.4 ст.1244 ГК РФ если правообладатель не желает, чтобы его право защищалось организацией по коллективному управлению авторскими правами, то он вправе написать письменное уведомление об этом, и организация по истечение трех месяцев со дня получения уведомления должна исключить его права из договоров со всеми пользователями, выплатив вознаграждение от полученных ранее средств по договору с пользователями. Получается, что до того, как автор уведомит организацию, она свободно может получать от пользователей вознаграждение за пользование произведениями, а после уведомления организация передает это вознаграждение автору. Из этого исходит вывод, что право, гарантированное автору п.2 ст.1270, заменяется денежным вознаграждением, что противоречит самой сути авторского права.

В США существуют специальные сайты (пр.: http://creativecommons.org/music-communities), на которых правообладатели (как правило, малоизвестные музыкальные группы) выкладывают свои произведения, отказываясь от исключительных прав на них. Многие организации используют эти произведения в своей деятельности в связи с их доступностью и отсутствия издержек в случае их использования. Таким образом, произведения могут услышать большее количество людей и, соответственно, автор может стать популярным очень быстро. В России же даже при наличие публичного отказа от своих исключительных прав на произведение, автор отдельно должен уведомить организацию по коллективному управлению авторскими правами.

Именно поэтому, на наш взгляд, законодательство в сфере коллективного управления авторскими правами должно быть усовершенствовано: для правообладателей должна быть предусмотрена возможность выбора субъекта защиты своих прав (самостоятельно, через своего представителя или организацию), а также возможность публичного отказа от своих исключительных прав на произведение.