4. Коллективное управление авторскими правами
Наиболее распространенной формой использования музыкального произведения является публичное исполнение. Как рассматривалось выше, согласно пп.6 п.2 ст.1270 ГК РФ под публичным исполнением понимается представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведенияГражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)//Доступ из справ.-прав. системы Косультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (Дата обращения: 06.02.2016). На сегодняшний день публичное исполнение встречается практически повсеместно: на мероприятиях, в организациях торговли, общественного питания и т.п.
Другими распространенными способами использования музыкальных произведений является сообщение в эфир, по кабелю и ретрансляция. Несмотря на разницу в способе передачи информационного сигнала, данные способы объединяет сообщение произведения до всеобщего сведения.
За исключением некоторых случаев, указанных в предыдущем параграфе, согласно концепции ГК РФ, лица, использующие музыкальные произведения должны заключать лицензионный договор с правообладателем. Однако в большинстве случаев данный процесс может сопровождаться большими издержками как со стороны правообладателя, так и со стороны лиц, использующих произведение. Поэтому ст. 1242 ГК РФ регламентирует, что в случае, если осуществление прав авторов или иных правообладетелей музыкальных произведений в индивидуальном порядке затруднено или допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, они могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе)Там же. Таким образом, правообладатель заключает с организацией коллективного управления договор и отказывается от некоторых своих исключительных прав, передавая их управление организации.
Заключив несколько подобных договоров, организация по коллективному управлению правами заключает лицензионные договоры с потенциальными пользователями произведений о предоставлении им прав на соответствующие способы и формы использования музыкальных произведенийГаврилов Э.П. Публичное исполнение охраняемых авторским правом произведений "малых форм". Хозяйство и право. 2012. N 9. С.27. Что примечательно, пользователи получают право на использование не конкретно одного, а всех музыкальных произведений, права на управление которыми получила организация.
Пользователи в свою очередь обязаны периодически предоставлять организации отчет о фактическом использовании произведений и перечислять вознаграждение. Организация в свою очередь распределяет вознаграждение между всеми правообладателями.
Кроме того, примечательным является тот факт, что организация по коллективному управлению правами обязана заключать договоры со всеми пользователями, обратившимися к нейТам же.
Указанные организации могут иметь государственную аккредитацию. Особенность аккредитованной организации заключается в управлении правами не только правообладателей, с которыми заключен договор, но и с правообладателями, с которыми такой договор заключен не был. Самой известной организацией по управлению коллективными правами в Российской Федерации, имеющей государственную аккредитацию, является Российское авторское общество (РАО). Исходя из данного факта, организация или лицо, желающее использовать музыкальные произведения, может заключить договор с РАО и использовать любое обнародованное произведение. На наш взгляд, данная концепция может быть оправдана с точки зрения защиты прав всего авторского сообщества в целом. Дабы защитить от посягательства на исключительные права не только конкретного автора, но и любого автора в перспективе. Однако она же имеет и ряд недостатков, связанных с желанием того или иного автора отказа от отстаивания своих прав, например, в случае желания популяризировать свое произведение и свое имя.
Согласно п.4 ст.1244 ГК РФ если правообладатель не желает, чтобы его право защищалось организацией по коллективному управлению авторскими правами, то он вправе написать письменное уведомление об этом, и организация по истечение трех месяцев со дня получения уведомления должна исключить его права из договоров со всеми пользователями, выплатив вознаграждение от полученных ранее средств по договору с пользователями. Получается, что до того, как автор уведомит организацию, она свободно может получать от пользователей вознаграждение за пользование произведениями, а после уведомления организация передает это вознаграждение автору. Из этого исходит вывод, что право, гарантированное автору п.2 ст.1270, заменяется денежным вознаграждением, что противоречит самой сути авторского права.
В США существуют специальные сайты (пр.: http://creativecommons.org/music-communities), на которых правообладатели (как правило, малоизвестные музыкальные группы) выкладывают свои произведения, отказываясь от исключительных прав на них. Многие организации используют эти произведения в своей деятельности в связи с их доступностью и отсутствия издержек в случае их использования. Таким образом, произведения могут услышать большее количество людей и, соответственно, автор может стать популярным очень быстро. В России же даже при наличие публичного отказа от своих исключительных прав на произведение, автор отдельно должен уведомить организацию по коллективному управлению авторскими правами.
Именно поэтому, на наш взгляд, законодательство в сфере коллективного управления авторскими правами должно быть усовершенствовано: для правообладателей должна быть предусмотрена возможность выбора субъекта защиты своих прав (самостоятельно, через своего представителя или организацию), а также возможность публичного отказа от своих исключительных прав на произведение.
- 1. Содержание авторских прав на музыкальные произведения
- 2. Музыкальные произведения, пользующиеся частичной правовой охраной и не охраняемые авторским правом
- 3. Правовое регулирование отношений по использованию музыкальных произведений
- 4. Коллективное управление авторскими правами
- 5. Авторское право на музыкальное произведение в интернете
- Музыкальные произведения
- 6. Виды объектов авторского права, их характеристика. Произведения, не охраняемые авторским правом.
- 96. Объекты авторских прав: понятие, признаки, виды. Произведения, не охраняемые авторским правом.
- 120. Объекты авторского права: понятие, признаки, виды. Произведения, не охраняемые авторским правом.
- 96. Объекты авторских прав: понятие, признаки, виды. Произведения, неохраняемые авторским правом.
- 10. Виды произведений, охраняемых авторским правом
- Кто обладает авторскими правами на аудиовизуальные произведения?
- 2. Авторские права на часть произведения, на его название, на персонаж. Статья 1259. Объекты авторских прав