logo
Авторский договор

1. Понятие и история авторского договора

авторский договор

Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов трагедий для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению. Творения должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм.

Возникла настоятельная потребность в осуществлении государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.

Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто, на что имеет право.

Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей - и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. «Закон есть... общее обещание государства», «где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением» - считали римские юристы.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров). Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство современных государств не только осуществляет контроль за соблюдением прав и охраняемых законом интересов авторов и иных правообладателей, но и устанавливает некоторые минимальные стандарты, которых обязаны придерживаться все участники сделок, связанных с использованием авторских и смежных прав.

В цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или как соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения.

В подобных определениях гражданско-правового договора акцент делается на волевое начало, а также на содержание правоотношения.

При заключении договора волеизъявление направлено на достижение определенных правовых последствий. Совершенно недостаточно выражения воли одной стороной. Эта воля должны быть доведена до сведения другой стороны и воспринята ею.

Как результат принятия сделанного предложения вторая сторона выражает свою волю. Согласованность воли одной и другой стороны приводит к заключению договора, т.е. к подчинению тем условиям, которые стороны оговорили и к обязательности их выполнения.

Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей. Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав.

Итак, авторский договор-это двусторонняя сделка, в соответствии, с которой автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Все права прямо не переданные по авторскому договору, являются непереданными.

Авторский договор выступает основной правовой формой, в рамках которой автор имеет возможность трудиться над созданием произведений. Вместе с тем, автор может создавать то или иное произведение в рамках трудовых отношений с организацией, которая нуждается в использовании его произведений. В этих случаях правовой формой, опосредствующей использование произведений автора, выступает трудовой договор.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные и имущественные права.

Личные имущественные права заключаются в следующем:

право признаваться автором произведения (право авторства);

право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв. Здесь следует отметить, что (кроме случаев создания служебных произведений) если что в случае отзыва ранее принятого решения об обнародовании произведения, автор обязан возместить пользователю причинённый ущерб, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить об его отзыве. При этом он вправе изъять (за свой счёт) из обращения, ранее изготовленные экземпляры произведения.

право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинства автора (право на защиту репутации автора).

Следует отметить, что личные неимущественные права принадлежат автору всегда, даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Имущественные права автора в отношении его произведения состоят в том, что автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, если только они не перешли к другому лицу согласно Закону или по авторскому договору.

Исключительные права на использование произведения состоят в праве осуществлять или разрешать следующие действия:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать произведение (право на публичный показ);

- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. Данная норма относится только тем случаям, когда архитектурный проект производится по договору подряда (ст.ст.758-762 ГК РФ).

Защита авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно на признание или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда авторские права оспорены или нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные средства защиты.

Что же касается такого понятия, как обеспечение авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются для того, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны),

Вывод, который можно сделать, исходя из вышеизложенного, состоит в том, что обеспечение авторских прав - это использование правовых средств, с помощью которых правообладатель может не только защитить их в случае нарушения, но и создать такие условия, при которых вероятность нарушения авторских прав будет минимальна. Таким образом, обеспечение авторских прав - это более широкая система правовых средств, чем защита. При этом защита авторских прав является частью их обеспечения.