logo
Конституция Украины - основа правовой системы Украины

2.4 Правовая охрана Конституции Украины

Правовая охрана Конституции есть непремененным условием обеспечения ее верховенства и стабильности, высоко-эффективности действия ее положений во всех сферах жизнедеятельности нашего государства.

Надлежащий уровень правовой охраны Конституции - необходимый атрибут правового государства, что есть самым важным фактором построения гражданского общества.

Правовая охрана, как свидетельствует мировая практика, осуществляется в разнообразных формах, главными с которых есть конституционный контроль и конституционный надзор.

Что же представляют собою обе формы, их соотношение? Это - давняя проблема, и есть различные взгляды на ее содержание и пути решения - от отождествления обоих форм к полному возражению контроля за конституционностью законов. Основное отличие между ними - в мерах воздействия при нарушении Конституции, которые могут быть применены соответствующими органами

Сущность конституционного контроля состоит в том, что соответствующие органы могут непосредственно вмешиваться в деятельность подконтрольных органов, отменять или приостановлять незаконные акты

Органы конституционного надзора подобных полномочий не имеют; их основное назначение в том, чтобы сообщить о неконституционности принятого правового акта. Приверженцы такой точки зрения считают, что в противоположном случае, то есть при осуществлении конституционного контроля в форме конституционной юстиции, это поставит под угрозу верховенство парламента, будет так или иначе ущемлять суверенитет украинского народа. Правда, таких взглядов становится меньше, тем более, что в условиях настоящего правового государства будет обеспечено реальное равновесие различных ветвей властей, где посягательств на полномочие парламента не будет.

Реальную политико-правовую базу для внедрения конституционного надзора в жизни было учреждено Декларацией о государственном суверенитете, где власть делится на законодательную, исполнительскую и судебную. На основе этого положения Закон "Об изменениях и дополнении Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" от 24 октября 1990 г. предусмотрел создания Конституционного надзора. Совокупность органов, способных выполнять функции охраны Основного Закона, составляет систему конституционного контроля.

Зарубежная теория и практика предоставляет преимущество судебным органам конституционного контроля, то есть конституционной юстиции и конституционной юрисдикции. Это полностью совпадает с идеей раздела властей, с идеей господства права, что исключает или минимизирует не только политическое, а и парламентское влияние на конституционную юстицию. Еще Г. Кельзен, один из основоположников нормативистской школы, утверждал, что любая судебная деятельность, связанная с применением закона, есть вместе с тем и проверкой его конституционности.

Конечно, проблема этим не исчерпывается, поскольку речь идет о созидании права органами конституционной юстиции, принятие ими актов нормативно-правового характера.

Во-первых, по мнению некоторых авторов, спор о конституционности того или иного закона или нормативно-правового акта есть исключительно юридическим, а потому подлежит рассмотрению органом, что обладает для этого соответствующей квалификацией;

во-вторых, право судей проверять конституционность законов и, таким образом, контролировать деятельность законодательных властей вытекает из принципа раздела властей;

в-третьих, независимость присуща представителям судебных властей в силу их специфики, освобождают их от влияния любых политических сил и служат гарантией того, что решение по делу будет базироваться на действительно правовой основе;

в-четвертых, правила судопроизводства, которые выходят с принципов состязательности и гласности процесса, предусматривают вынесение мотивированного решения, обеспечать наиболее полное и всестороннее рассмотрение дела.

Различают различные виды и формы конституционного контроля. Прежде всего - предыдущий, то есть когда нормативно-правовой акт еще разрабатывается и не вступил в законную силу, и следующий контроль, когда такая проверка осуществляется после принятия акта.

По правовым результатам контроль может быть как обязательным, так и факультативным.

По форме различают абстрактный и конкретный конституционный контроль. За абстрактным - вопрос о соответствии определенного акта Конституции рассматривается вне конкретными обстоятельствами его применения. Орган конституционного контроля в таком разе подтверждает конституционность данного акта или лишает его юридической силы.

Конкретный конституционный контроль, наоборот, может быть лишь следующим и связанный с обстоятельствами, которые произошли в процессе применения соответствующего нормативно-правового акта. В таком случае сторона, справа которой решенная или решается на основании соответствующего нормативно-правового акта, оспаривает такое решение, мотивируя это тем, что акт, на основе которого решено дело, на ее взгляд, не отвечает Конституции. Довольно часто такой контроль осуществляется при рассмотрении конкретного дела в суде.

В конце концов, для Конституционного Суда процедура деятельности должна быть специфической.

Правовой статус, порядок формирования, состав и полномочия Конституционного Суда Украины определен в ст. 147-153 Раздела XII Конституции Украины и в Законе Украины "О Конституционном Суде Украины" от 16 октября 1996 г.

Заключение

Таким образом, мы подошли к завершающей стадии нашей работы, а именно подведению логического итога.

Конституция - это один из источников правовой системы Украины.

Функции Конституции неразрывно связаны общественных методов, усовершенствование старых просто диктуется временем.

Наряду с изменениями в организации государства и общества и благодаря им происходят изменения в правовой системе в целом. С первых лет независимости было принято значительное количество принципиально новых законодательных актов Украины вместо прежних союзных актов ы подзаконных актов и существенно оновлено немало действующих законов. Налаживается качественно новая система права Украина, в том числе ее основная отрасль - конституционное право.

Принятие Конституции Украины стало важным этапом в образовании украинского государства и создании законодательной базы, в развитии общества и государства. Эта Конституция провозгласила Украину суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым государством, признала человека высшей социальной ценностью и утвердила реальное народовластие. Она обобщила прежнее развитие общества и государства, создала объективно необходимые правовые основы их функционирования и дальнейшего развития, обусловила неотвратимость этих процессов и новое отношение к Украине других государств и международных органов и организаций.

Новая Конституция создала основу для качественно новой системы права Украины, всех ее отраслей и, прежде всего такой ведущей отрасли, как конституционное право Украины. Принятые на основе Конституции в развитие ее положений новые законодательные акты способствовали становлению большинства основных институтов конституционного права, прежде всего, - государственного и общественного устройства, прав и свобод человека и гражданина, форм демократии, организации государственной власти и местного самоуправления и других.

Конституция Украины, как источник права является не только Основным Законом, но главным двигателем развития правовой системы общества, а значит служит важнейшим документом в жизнедеятельности государства.

Список использованной литературы

Конституція України, Закон України від 28.06.1996 р.

Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.

Алексєєв С. С. Государство и право. - М., 1993.

Алексеев А.А. Общая теория права в 2 т. М., 1988.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый юрист, 1998.

Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. - Г.: Юристъ. 1999.

Колодий А.М.: Копейчиков В.В.и др. Теория государства и права. - К. Юринформ. 1995.

Коркунов Н. М. Русское государственное право. Спб., 1904. Т.1.

Кошкин. Ф. Русское государственное право. Г., 1908.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций.: Юристъ. -М.,1997.

Общая теория государства и права. Академический курс. В 2-х томах. Т. 1. / Под ред. Марченко М.Н.. -М.: Зерцало, 1998.

Г.Омельяненко, Нова Конституція України і питання судів і судочинства, Право України № 10, 1996р.

Шаповал В. Верховенство закону, як принцип Конституції, Право України, № 6, 1999 р.

Шишкін В. Організація судоустрою у світлі вимог ст 6 Європейської Конвенції, Право України, № 9, 2000 р.

Шишкін В. Диспозитивність - принцип судочинства, № 6, 1999 р.

Шишкін В. Змагальність - принцип судочинства в кримінальному процесі, Право України, № 1, 1999 р.