logo
Авторское право

Что охраняет авторское право?

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, т.е., на любые результаты творческой деятельности, если они являются оригинальными и выражены в объективной форме. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга; последний способен создавать только идеальные образы (понятия), а не предметы материального мира. Следовательно, само произведение - не материальный, а идеальный объект. Творчество приводит к появлению объективно новых результатов, то есть таких результатов, которые ранее не были известны. Но авторское право охраняет не все объективно новые творческие результаты. Некоторые из них могут быть получены разными лицами, работающими независимо друг от друга, то есть при параллельном творчестве. Такие результаты авторским правом не охраняются: ведь для их охраны надо бы вводить систему регистрации всех произведений с установлением первенства (приоритета) при создании произведения, либо признавать соавторами всех авторов, получивших одинаковые результаты.

Ни того, ни другого в авторском праве нет. Таким образом, авторское право охраняет лишь уникальные, не повторяющиеся при параллельном творчестве результаты, то есть лишь оригинальные результаты. В законах некоторых зарубежных стран прямо указывается, что авторским правом охраняются оригинальные результаты. Отнесение произведения к сфере "науки", "литературы" или "искусства" несущественно для охраняемости произведения: творчество может быть только научным, литературным или художественным; никаких иных видов творчества нет. Произведения охраняются авторским правом независимо от их назначения и способа выражения. Назначение произведения - это предполагаемый или фактический способ его использования. Этот способ может быть предложен самим автором или другим лицом, причем - даже независимо от намерения автора. Предполагаемый способ использования произведения не влияет на решение вопроса об охраняемости произведения авторским правом, однако фактический способ использования иногда влияет на содержание и объем имущественных прав.

Авторское право охраняет произведения независимо от их достоинств. Достоинства - это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность, художественность образов, научная достоверность и т.п. Авторским правом охраняются как высокохудожественные, истинно научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в художественном или научном отношении. Конечно, эти последние произведения не должны вообще использоваться из-за их низких характеристик. Но это не значит, что они не охраняются авторским правом.

Отдельные части произведения

Любые отдельные части произведения, являющиеся оригинальными, охраняются авторским правом сами по себе: охраняется отрывок из телефильма, из радиопередачи и т.п. Охраняется даже отдельный кадр из телепередачи (п.3 ст.6 Закона). На основе указанной нормы охраняется и название произведения (разумеется, если оно является результатом творчества, оригинально). Однако название произведения, состоящее из одного-двух слов, как правило, не является само по себе оригинальным и потому авторским правом не охраняется ("Кавказский пленник", "Петербургские тайны", конкурс "Мисс Россия" и т.п.). Неоригинальные названия, не охраняемые сами по себе авторским правом, могут получать охрану путем регистрации их в качестве товарных знаков. Кроме того, использование другими лицами неохраняемых, но получивших известность названий, может быть запрещено на основе норм о запрете недобросовестной конкуренции.

Форма и содержание произведения

В любом произведении различают элементы формы и элементы содержания. Например, в произведении художественной литературы, в художественном фильме к элементам формы относятся язык, художественные образы, а к элементам содержания - тема, сюжет, идейные достоинства и т.п. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно и выступает. Длительная практика показала, что элементы содержания различных произведений при параллельном творчестве повторяются, даже без заимствования. Напротив, формы, в которых проявляется содержание, являются многообразными, неповторяемыми, оригинальными. В этой связи в авторском праве, как России, так и иных стран, установлено, что авторское право охраняет только форму произведения, а содержание произведения, напротив, не охраняется. Вернее сказать, что содержание охраняется только в той форме, в которой оно выражено в произведении. Поэтому пункт 4 ст.6 Закона гласит, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Таким образом, идея телепередачи, например, "Угадай мелодию", "На самом деле", "Старая квартира", сама по себе авторским правом не охраняется; охраняются лишь конкретные передачи, конкретные сочетания образов, фраз и т.п. Имидж персонажа, созданного актером, как идея, авторским правом не охраняется; однако образ персонажа мультфильма (например, "Волк", "Заяц") охраняется авторским правом, т.к. рисунок - это форма образа. Вообще вопрос о разграничении формы произведения (охраняемой) и содержания произведения (не пользующегося охраной) является очень сложным: часто ответ на него требует специальных знаний. В частности, между музыковедами до сих пор идет спор о том, относится мелодия музыкального произведения к форме или содержанию музыкального произведения. По моральным соображениям автор, который использовал при создании своего произведения элементы содержания чужого произведения (идею, метод, факты и т.п.) должен дать ссылку на источник заимствования.

Авторское право возникает автоматически, без необходимости соблюдать какие бы то ни было формальности при создании произведения или при его опубликовании. В частности, не требуется никакой регистрации, сдачи на хранение экземпляра произведения или особого оповещения при публикации произведения.

В США автор или иной владелец авторских прав может в любое время зарегистрировать свое произведение в Ведомстве по авторским правам США. Такая регистрация не является обязательной. Однако, регистрация обязательно должна быть проведена до начала судебного процесса в США по поводу нарушения авторских прав (без регистрации права владельца авторских прав оказываются значительно хуже защищенными).

Сходные нормы действуют в некоторых латиноамериканских странах. В России произведения могут быть зарегистрированы в двух случаях в Российском авторском обществе (РАО).

Во-первых, РАО регистрирует произведения российских авторов - членов РАО для того, чтобы их точно идентифицировать в целях последующего сбора вознаграждения за их использование на телевидении, на радио, при публичном исполнении. Это так сказать, техническая регистрация. Она не влияет на авторские права.

РАО осуществляет и другой вид регистрации: любое лицо может обратиться в РАО и зарегистрировать свой "объект интеллектуальной собственности". Часто при этом пытаются зарегистрировать идею теле - или радиопередачи, сценарий телефильма, название и краткое описание передачи. Эта регистрация - платная. Размер оплаты зависит, в частности, от суммы, в которую заявитель оценивает свое произведение. В заявлении, которое авторы представляют при этом в РАО, они подтверждают, что "являются единственными обладателями права интеллектуальной собственности на данное произведение и что при создании произведения не были нарушены права других лиц".

Далее, в самом заявлении авторы обязаны указать следующее:

"Юридическое значение этой регистрации произведения и условия регистрации нам разъяснены, в том числе, что данная регистрация произведения не влияет на возникновение, осуществление и охрану авторских прав, но может быть использована автором в качестве доказательства факта существования неопубликованного произведения к моменту его регистрации в РАО". Все это указано - с правовой точки зрения - полно и верно. Правовое значение такой регистрации в РАО, таким образом, не следует преувеличивать. Но свидетельство о регистрации произведения, выдаваемое Российским авторским обществом, выглядит очень солидно и красиво, а потому оно вносит успокоение в сердца авторов. При этом следует, однако, учитывать, что при возникновении споров и конфликтов РАО защищает только тех авторов, которые являются членами РАО. Определенной формальностью, допускаемой российским законодательством, является помещение на экземплярах выпускаемых в свет произведений знака охраны авторского права.

Этот знак состоит из трех элементов:

буква С в окружности (от английского слова "Copyright" - авторское право);

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

года первого опубликования произведения.

Например, © REN-TV, 1998.

Помещение такого знака не является обязательным; оно носит чисто информационный характер, как бы подсказывая, к кому следует обращаться лицу, желающему использовать произведение.

В последующем права на произведение могут перейти к другому лицу. Тогда новый владелец прав может указать себя в знаке охраны авторского права. Если произведение перерабатывается (дорабатывается), то можно давать ссылку на несколько годов, например: "1997, 1998 гг.". В случае нарушения авторских прав на произведение, содержащее знак охраны, нарушитель не может ссылаться на то, что он предполагал, что произведение не охраняется авторским правом, или что он не знал, у кого надо получить разрешение на использование произведения.

Производные произведения и сборники

Закон (п.3 ст.7) предусматривает, что авторское право распространяется на производные произведения и на сборники. К числу производных произведений относятся переводы, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки. При этом в форме производного произведения всегда используются части (элементы) формы других произведений. Именно поэтому они именуются производными произведениями (переработками). Авторское право переработчика возникает только на творческую переработку; техническая работа (например, технический перевод) не получает охраны по авторскому праву. Если произведение, которое легло в основу переработки, охраняется авторским правом, то авторское право переработчика является "зависимым": автор аранжировки может использовать аранжировку при условии соблюдения прав владельца первоначального музыкального произведения. От производных произведений, в форме которых использованы элементы (части) формы другого произведения, следует отличать случаи использования в произведении элементов содержания другого произведения, т.е. использование идеи, сюжета, темы, фактов другого произведения. В последних случаях созданное произведение не является производным, а авторские права на него никогда не могут считаться зависимыми. Следует также учитывать, что использование в произведении цитат не делает его производным. Сборники, охраняемые авторским правом, - это подборки различных произведений, отрывков из них или материалов, не являющихся объектами авторского права. Они охраняются в связи с творчеством, вложенным в отбор (подбор) и в расположение содержащихся в них произведений (материалов). Разумеется, что сборники не пользуются охраной, если при их составлении творчества не внесено. Авторское право, возникающее на сборник, также может быть зависимым: если вошедшие в сборник произведения охраняются авторским правом.

Неопубликованные и опубликованные произведения

Авторское право охраняет произведение с момента выражения его в какой-либо объективной форме. При этом очень часто произведение не становится еще доступным неопределенному кругу лиц. Но это обстоятельство не препятствует возникновению охраны. Если произведение становится (при его создании или впоследствии) доступным неопределенно широкому кругу лиц, то оно превращается в "обнародованное" или "опубликованное". По Закону (ст.4) это - разные понятия. Но мы не имеем возможности углубляться в детали, а потому будем употреблять эти термины как синонимы.

Опубликование произведения обычно влечет выплату вознаграждения автору произведения. Авторские права на опубликованное произведение сохранятся. При этом объем авторского права не увеличивается, как многие полагают, а наоборот - несколько уменьшается, поскольку опубликованное произведение в некоторых, указанных в законе случаях может использоваться свободно - без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения (случаи свободного использования - см. п.1.7.).