1.1. Программное обеспечение как объект авторского права
Для понимания того, что именно из компьютерных разработок и в каком объеме охраняется авторско-правовым законодательством, необходимо проанализировать понятие "программа для ЭВМ". Напомним, программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.
Традиционно авторским правом применительно к программам защищается:
1. то, что непосредственно создано разработчиком и существует в символьном (литеральном) представлении до исполнения программы;
2. то, что порождается в ходе функционирования программы, это так называемые нелитеральные (non-literal) элементы.
Из законодательного определения, следует, что в белорусском законодательстве термином охватывается три группы объектов:
1. объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств;
2. подготовительные материалы;
3. порождаемые программой аудиовизуальные отображения.
Общее требование к этим трем группам объектов - объективная форма представления (отображения), то есть возможность фиксации на каком-либо материальном носителе.
По внешнему выражению литеральные элементы программы (первая и вторая группы объектов) могут существовать:
· в машиночитаемой форме, это исполняемый код, некоторые промежуточные формы существования набора команд и данных (псевдо-код, объектный код и т.п.);
· в форме, доступной для понимания человеком, в виде исходного текста или подготовительных материалов (блок-схем и т.п.), при этом для признания их охраноспособными не важно, на каком носителе закреплен текст (на диске, на бумаге).
К нелитеральным элементам, порождаемым программой аудиовизуальным отображениям относятся, в частности, отдельные изображения, звуковое сопровождение, видеоряды - все то, что проявляется в процессе исполнения программы. Общее требование к таким элементам для признания их охраноспособными - оригинальность, то есть такой объект должен быть результатом творческой деятельности разработчика.
По большому счету можно было бы признать программой любое произведение, выраженное в цифровой форме, ведь это наборы кодов или сигналов, которые заставляют некое техническое устройство функционировать определенным образом, например воспроизводить звук или изображение. Однако отличия имеются.
Программа - это всегда набор данных и команд, предназначенных для функционирования компьютерных устройств. Вне памяти компьютеров программы как таковые ни к какому результату приводить не могут.
Иные произведения, выраженные в цифровой форме, наоборот, могут "жить" своей самостоятельной, не зависимой от компьютерного устройства жизнью: литературное произведение может быть распечатано, надиктовано в виде фонограммы; музыкальная фонограмма может быть изготовлена в цифровой форме (например, в формате mp3) или иными способами механической записи (например, на виниловой пластинке), сущность фонограммы от этого не изменяется, поскольку на носителе записана лишь звуковая информация, а не команды, реализующие в соответствии с замыслом разработчика определенный алгоритм.
Авторским правом также может охраняться оригинальное название программного продукта. Забегая вперед, следует отметить, что название программы может охраняться и законодательством о товарных знаках, если соответствующее обозначение прошло процедуру регистрации.
В силу прямого указания Патентного закона "алгоритмы и программы для вычислительных машин" не признаются патентоспособными изобретениями. Вместе с тем не исключена возможность патентования устройств или способов, технический результат применения которых определяется в том числе программным обеспечением.
Классификация программ :
Сегодня, с точки зрения человека, взаимодействующего с различными компьютерными устройствами, можно выделить как минимум три функциональные составляющие, приписываемые программному обеспечению:
· программа как инструментальное средство обработки информации и решения других прикладных задач пользователя;
· программа как источник нового знания (познавательной и справочной информации);
· программа как произведение, способное оказывать эмоциональное воздействие и обладающее эстетическими качествами.
Выделение функциональных составляющих носит весьма условный характер.
Деление программ по основному типу пользователей (домашние и деловые программы) в значительной степени предопределяет, как будет показано ниже, формы их распространения.
Важно разделять программное обеспечение на заказные и тиражные программы.
Заказное программное исторически более ранний класс ПО. Собственно говоря, во времена больших ЭВМ в 60-70-х гг. ХХ века системные программы поставлялись исключительно производителями оборудования вместе с самим оборудованием, а прикладное ПО писалось под конкретные задачи коллективами штатных программистов или сторонними организациями по подрядным договорам в соответствии с техническим заданием. Такие прикладные программы были приспособлены под нужды конкретной организации и в неизменном виде для других пользователей были малоинтересны.
Тиражные программы представляют собой системные, прикладные или развлекательные программные продукты, потребительские свойства которых позволяют удовлетворять потребности широкого круга пользователей.
Данное деление также весьма условно, поскольку на практике можно встретить множество комбинированных вариантов поставок.
Но с позиций юридической квалификации отношений между заказчиком и поставщиком небесполезно все же разделять эти два класса ПО: важное различие между тиражным и заказным ПО состоит в степени участия заказчика в процессе разработки программы, в возможности влиять на качество и функциональные характеристики ПО.
Особенности правового режима
Для понимания природы отношений между пользователями программы и правообладателем необходимо рассмотреть важный теоретический принцип авторского права - принцип исчерпания прав.
В отношении традиционных объектов ИС - книг с литературными произведениями или пластинок с музыкальными записями - всегда четко можно понять, в каком случае речь идет о передаче прав на экземпляр (то есть на материальный носитель), а в каком о передаче прав на использование самого произведения. Достаточно легко можно выявить различия и между двумя категориями пользователей: пользователями экземпляра - лицами, которые приобрели в собственность носитель (книгу, кассету, диск) и применяют его по прямому назначению, и пользователями произведения - лицами, которые приобрели права, позволяющие извлекать выгоду от эксплуатации произведения (переводить, тиражировать, распространять, сдавать в прокат и т.п.).
Не нарушается ли это право в случае, например, если покупатель решит подарить кому-нибудь купленный диск, или книгу? Нет, поскольку в отношении поступивших в продажу экземпляров правомерно опубликованных произведений действует так называемый принцип исчерпания прав. Суть его состоит в том, что правомерно введенный в оборот экземпляр произведения в дальнейшем может распространяться без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения - это значит, что легально выпущенные книга или диск могут быть впоследствии перепроданы, обменены, подарены, и испрашивать на это согласия правообладателя и заключать с ним по этому поводу какой-либо договор нет необходимости.
Принцип исчерпания права на распространение, также именуемый иногда "правилом первой продажи", сформулирован в законодательстве «Об авторском праве и смежных правах» и звучит он так:
· «Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения».
К экземплярам программ для ЭВМ также применимо правило первой продажи:
· «Перепродажа или передача иным способом права собственности либо иных вещных прав на экземпляр программы для ЭВМ или базы данных после первой продажи или другой передачи права собственности на этот экземпляр допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему дополнительного вознаграждения».
Однако с программами дело обстоит немного сложнее.
Форма выражения в виде символов, объединенных в языковые конструкции, позволила, как отмечалось выше, приравнять в свое время программы к литературным произведениям. Но авторско-правовой режим охраны программ сразу охарактеризовался рядом особенностей, ведь основной формой выражения для программ являлась цифровая форма записи на машинных носителях, не характерная тогда еще для иных объектов авторского права. Цифровое представление предопределяло возможность чрезвычайно легкого воспроизведения и распространения программных продуктов, а также возможность внесения в программы изменений и заимствования их частей. Разработчики первых законопроектов, посвященных правовой охране компьютерных программ, также предвидели, что, кроме распространения на материальных носителях, ПО достаточно широко будет распространяться и по компьютерным сетям. В связи с этим авторско-правовой режим охраны программ, предусмотренный в законодательстве многих государств, несколько отличается от режима, предусмотренного для литературных произведений. В чем же состоят ключевые отличия этого режима?
Прежде всего, отсутствие возможности свободного личного использования программ. Для иных произведений право свободного использования в личных целях традиционно и означает фактически неконтролируемую возможность копирования и модификации до тех пор, пока это использование не выходит за рамки личного. По сути, экземпляр произведения, попав в руки покупателя, оказывается в полной его власти.
Порядок пользования экземпляром программы строго регламентирован. Он может быть прописан в законе или в соглашении с правообладателем. Точнее, закон предусматривает, что такие правила устанавливаются правообладателем, но если правообладателем каких-либо специальных условий (обычно более льготных) не предусмотрено, будут действовать обязательные нормы закона. Такие "правила по умолчанию сводятся к установлению закрытого перечня случаев свободного воспроизведения и модификации программы, в частности:
· прямо оговаривается возможность воспроизводить программу только для работы на одном устройстве или в отношении одного пользователя в сети (презумпция однопользовательской лицензии);
· вводятся определенные ограничения на модификацию программы - это случаи декомпиляции и адаптации программы, которые могут предприниматься исключительно в целях обеспечения совместимости с программными и аппаратными средствами лица, правомерно обладающего экземпляром программы, а также исправления ошибок;
· кроме этого, допускается изготовить одну копию программы для архивных целей.
Из вышесказанного следует вторая особенность авторско-правового режима охраны программ - возможность для правообладателя устанавливать различные условия использования приобретенного пользователем экземпляра, например допускать загрузку программы в память более чем одного устройства.
В случаях с программами правила пользования экземпляром могут быть установлены правообладателем, а при отсутствии установленных правил действуют специальные положения законодательства. Несоблюдение установленных правил использования экземпляра может быть квалифицировано как нарушение авторских прав.
Международные источники прав авторов программ
Большое значение в правовом регулировании отношений в области авторского права и смежных прав имеют международные договоры. Согласно положениям международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РБ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
РБ является участницей следующих международных договоров в области авторского права и смежных прав:
· Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г.) Республика Беларусь участвует в Бернской конвенции с оговоркой, согласно которой действие конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для РБ уже являются на ее территории общественным достоянием. Республика Беларусь намерена настоящую оговорку в ближайшее время снять. Бернская конвенция вводит ряд основных принципов охраны произведений:
1. принцип ассимиляции - национальный режим охраны в стране происхождения и свой национальный режим охраны в других странах Бернского союза плюс права "особо предоставляемые конвенцией"
2. национальный принцип - предоставление охраны вне зависимости от места первой публикации, основываясь на гражданстве или постоянном проживании автора в стране участнице
3. территориальный принцип - предоставление охраны вне зависимости от гражданства или постоянного пребывания в странах-участниках, основываясь на месте первой (или одновременной) публикации в одной из стран Бернского союза
4. принцип автоматической охраны, согласно которому предоставляемая охрана не должна обуславливаться соблюдением каких-либо формальностей
5. минимальный обязательный (50-летний) срок охраны авторского права исчисляемый со дня смерти автора
· Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г.) с 1973 г.
Разработана по инициативе ЮНЕСКО, подписана в 1952 году в Париже и была пересмотрена одновременно с Бернской конвенцией в 1971 г.
Она разрешает странам участницам отходить от принципа автоматической охраны и требовать выполнения формальностей для приобретения и реализации авторских прав по отношению ко всем произведениям, впервые опубликованным на их территории, и по отношению к произведениям отечественных авторов, независимо от места их опубликования.
- Глава 61. Авторское право и смежные права
- 50. Авторское право и смежные права.
- Глава 61 авторское право и смежные права
- § 4. Охрана авторских прав иностранцев в Республике Беларусь и белорусских граждан за рубежом
- 2.2 Источники авторского права и смежных прав в Республике Беларусь
- 1. Понятие, задачи и принципы авторского права. Источники авторского права. Сфера и срок действия авторского права
- Авторские и смежные права иностранцев в Республике Беларусь
- Закон Республики Беларусь Об авторском праве и смежных правах
- Глава 61 авторское право и смежные права
- 1. Понятие авторского права