logo
Основы деятельности юридического отдела ООО "Новоком"

1.3 Общая характеристика и основные направления юридического отдела ООО "Новоком"

В своей деятельности юрист ООО "Новоком" руководствуется:

- нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

- Уставом ООО "Новоком";

- Учредительным договором ООО "Новоком";

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями генерального директора;

- должностной инструкцией.

Основные направления деятельности юриста ООО "Новоком":

- договорная работа,

- претензионная работа.

Договорная работа включает в себя:

- принятии локальных нормативных актов (Положений, инструкций и т.д.);

- в принятии разнообразных индивидуальных юридических актов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей самого предприятия.

Хозяйственные договоры следует относить к числу наиболее типичных индивидуальных правовых актов, в связи с формированием которых на предприятии проводится объемная и важная работа правового характера. Надлежаще оформленный договор сам приобретает силу юридического акта, определяющего последующие действия сторон.

Своевременное и качественное исполнение договора во многом обеспечивается мерами, установленными законодательством и соглашениями сторон. Таким образом, договорная работа - это деятельность предприятия по формированию и правовому закреплению договорных отношений и организации исполнения договоров.

Структура договорной работы на каждом отдельном предприятии отвечает задачам, которые стоят перед ним как участником разнообразных хозяйственных связей. Договор - это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении их прав и обязанностей. Согласно гражданскому законодательству он может быть заключен в устной, письменной либо нотариальной форме. Гражданскому праву известно несколько типов договоров. Тип договора - это группа однородных договоров, которая характеризуется единством объекта правового и юридического содержания. Выделение того или иного типа договора с учетом его особенностей имеет большое практическое значение. Это дает возможность применять определенные нормы права к однородным отношениям. Наиболее часто встречаются в хозяйственной практике такие типы договоров: купли-продажи, подряда, аренды.

Стадии договорной работы характеризуют последовательность ее выполнения и значение действий, составляющих их содержание.

Договорная работа обычно включает в себя такие стадии:

1. Подготовка к заключению договоров (проведение договорной компании, поиск потенциальных контрагентов и т.п.);

2. Разработка, согласование и принятие к исполнению актов планирования хозяйственных связей в случаях, если отношения в этой части регулируются государством;

3. Оформление договорных отношений;

4. Доведение договорных обязательств до служб, подразделений и должностных лиц предприятия, участвующих в исполнении конкретного договора;

5. Контроль за исполнением договоров;

6. Оценка результатов исполнения договоров.

Основные требования к формам (образцам) договоров:

1. соответствие содержания договорных документов требованиям нормативных актов;

2. полнота содержания договора;

3. учет особенностей хозяйственных связей, подлежащих договорному оформлению.

Претензионная работа. Арбитражный процессуальный кодекс РФ установил, что претензионный порядок урегулирования споров может быть установлен федеральным законом для определенной категории споров или может быть предусмотрен договором сторон, и тогда его соблюдение становится обязательным. Таким образом, претензионный порядок урегулирования споров в наше время не является общим правилом. Тем не менее, рядом законодательных актов устанавливается порядок предъявления претензий.

Основной порядок претензионной работы:

Во-первых, нужно иметь в виду, что если претензия обоснованная, она должна быть удовлетворена в полном объеме. Если же претензия не удовлетворяется и интересы пострадавшей стороны не восстановлены, потерпевшая сторона вправе обратиться с иском в арбитражный суд, причем право на обращение в арбитражный суд у потерпевшей стороны наступает лишь в случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии (или в случае неполучения своевременного ответа на претензию).

Во-вторых, ведение претензионной работы должно быть соответствующим образом организовано. На юридическую службу ООО "Новоком" возлагаются обязанности по контролю и ведению справочно-информационной и аналитической работы по претензиям. Регистрация поступающих и отправляемых претензий, как и всей входящей и исходящей корреспонденции, ведется службой документационного обеспечения управления, но одновременно с этим юридическая служба (юрист) ведет собственный учет претензий и связанных с ними документов, что необходимо для осуществления контрольных функций и ведения справочной и аналитической работы по претензиям. Нужно иметь в виду, что претензия - правовой документ, поэтому крайне важно, чтобы делопроизводственная сторона претензионной работы была организована безупречно.

Регистрация и учет претензий решают несколько задач: во-первых, обеспечивается сохранность документов (утеря претензионных документов может повлечь за собой большие убытки для организации, невозможность произвести взыскание, уплату госпошлины и др., если в связи с необоснованным отклонением претензии спор будет передан в арбитражный суд), во-вторых, это позволяет вести контроль за своевременностью рассмотрения, отправки претензий и получения ответов на них. Кроме того, регистрация и учет претензий позволяет вести аналитическую работу: анализировать причины возникновения претензий, способы их удовлетворения или причины отказов в удовлетворении претензии и на основе полученных данных разрабатывать предложения и проводить мероприятия по совершенствованию деятельности организации.

Юрист ООО "Новоком", занимающаяся претензионно-исковой работой, тесно взаимодействует с теми подразделениями, которые заключают гражданско-правовые (хозяйственные) договоры и ведут работу по их выполнению. Поэтому при поступлении в организацию претензии контрагента (стороны по договору) претензия после регистрации в службе ДОУ передается юристу ООО "Новоком", а затем после внесения данных о претензии в учетный журнал (или базу данных) юриста передается в подразделение, которое ведет работу по данному договору. Подразделение изучает претензию на предмет ее обоснованности и готовит свое заключение. Если при этом необходима информация из других подразделений, эти подразделения представляют свои материалы для решения вопроса об удовлетворении претензии (полном или частичном) или ее отклонении…