logo
Правовой режим использования и охраны вод

1. Государственное управление в области использования и охраны вод

Государственное управление в области использования и охраны вод представляет собой деятельность компетентных государственных органов по организации рационального использования и охраны вод и осуществляется в целях обеспечения соблюдения юридическими и физическими лицами требований водного законодательства Республики Беларусь.

Система органов управления определяется статьей 7 Водного кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой государственное управление в области использования и охраны вод осуществляют:

* Президент Республики Беларусь;

* Совет Министров Республики Беларусь;

* местные Советы депутатов;

* местные исполнительные и распорядительные органы;

* республиканский орган государственного управления по природным ресурсам, и охране окружающей среды (Минприроды), а также его территориальные органы и иные специально уполномоченные на то органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 79 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь обладает большими полномочиями в области реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, обеспечивает политическую и экономическую стабильность государства. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. от 6 октября 2006 г. № 166-З) для реализации своих полномочий Президент наделяется правами и исполняет возложенные на него высокие обязанности в формах и пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и решениями республиканских референдумов.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет свою деятельность по управлению водами в соответствии с Законом от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь».

Компетенция Правительства Республики Беларусь в области использования и охраны вод закреплена в статье 8 Водного кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой Совет Министров:

обеспечивает проведение единой государственной политики в данной области;

принимает меры по реализации государственных программ в области охраны и использования вод;

утверждает лимиты водопользования по областям и городу Минску;

руководит деятельностью органов государственного управления в области использования и охраны вод;

определяет порядок осуществления государственного контроля и надзора за использованием и охраной вод, ведения государственного водного кадастра, выдачи разрешений на специальное водопользование, предоставления водных объектов (их частей) в обособленное пользование, установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режима ведения в них хозяйственной и иной деятельности, передачи водных объектов (их частей) в аренду для рыбоводства и других целей, проведения мониторинга поверхностных вод и мониторинга подземных вод;

осуществляет межправительственное сотрудничество в данной области в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Водным Кодексом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Компетенция Совета Министров Республики Беларусь по управлению природными объектами, в том числе водами, определена также в статье 9 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по управлению водами в общей форме закреплена в статьях 9, 24 и 25 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а более конкретно определяется соответствующими статьями Водного кодекса Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 9 данного Кодекса местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в области использования и охраны вод:

* разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий программы и мероприятия в области использования и охраны вод и принимают меры по их реализации;

* обеспечивают потребность населения в питьевой воде;

* принимают решения о предоставлении водных объектов в обособленное пользование;

* осуществляют государственный контроль за использованием и охраной вод в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

* утверждают лимиты водопользования в пределах своих полномочий;

* ограничивают, приостанавливают или запрещают в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, деятельность юридических и физических лиц независимо от форм собственности, не обеспечивающих выполнения требований водного законодательства Республики Беларусь и др.

К органу специальной компетенции по управлению водами можно отнести Минприроды.

В соответствии со статьей 10 Водного кодекса Республики Беларусь Минприроды как республиканский орган государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в области использования и охраны вод, в пределах своей компетенции:

* проводит единую научно-техническую политику в данной области;

* организовывает разработку и реализацию государственных программ рационального использования и охраны вод;

* осуществляет комплексное управление водоохраной деятельностью в республике;

* осуществляет государственный контроль за использованием и охраной вод и проводит государственную экологическую экспертизу;

* осуществляет совместно с другими уполномоченными на то республиканскими органами государственного управления мониторинг вод и ведет государственный учет вод и их использования и государственный водный кадастр;

* утверждает совместно с органами государственного санитарного надзора нормативы качества воды;

* выдает разрешения на специальное водопользование по согласованию с другими специально уполномоченными на то органами государственного управления;

* ограничивает или приостанавливает в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, деятельность юридических и физических лиц независимо от форм собственности, не обеспечивающих выполнения требований водного законодательства Республики Беларусь;

* принимает меры к юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным, по возмещению ими вреда, причиненного водным объектам в результате нарушений в области использования и охраны вод и др.

Основные функции, составляющие содержание деятельности по управлению водами, как и другими природными объектами, включают в себя:

1. Государственный учет вод и ведение государственного водного кадастра. В соответствии со статьей 90 Водного кодекса Республики Беларусь государственный учет вод и их использования имеет своей задачей получение данных о количестве и качестве вод, а также данных об их использовании. Государственный учет вод и их использования осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования и охраны вод. Учету подлежат все воды, составляющие водный фонд Республики Беларусь, а также использование вод водопользователями для питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Государственный учет вод и их использования осуществляется органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного управления по гидрометеорологии и органами государственного санитарного надзора.

Государственный водный кадастр содержит систематизированные данные о количестве и качестве вод, а также об их использовании (статья 91 Водного кодекса). Он основывается на данных государственного учета вод и их использования и мониторинга вод. Как уже отмечалось выше, Государственный водный кадастр ведется республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь [8, с.190].

2. Планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод. В соответствии со статьей 82 Водного кодекса Республики Беларусь республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы должны осуществлять разработку программ, планирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод, а также разработку соответствующих разделов в прогнозах социально-экономического развития.

Финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию и охране вод производится за счет:

* республиканского и местных бюджетов;

* республиканского и местных бюджетов целевых фондов охраны природы;

* средств юридических и физических лиц;

* кредитов банков;

* добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а также общественных объединений;

* других источников.

Программы и мероприятия по рациональному использованию и охране вод с указанием источников финансирования и исполнителей согласовываются с Минприроды или его территориальными органами в соответствии с их полномочиями и утверждаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и соответствующими органами государственного управления.

В соответствии с Водным кодексом Республики Беларусь планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод осуществляется по трем направлениям:

* обеспечение текущего и перспективного планирования рационального использования и охраны вод (статьи 90-93), в основе которого лежат данные государственного учета вод, государственного Водного кадастра, водохозяйственные балансы и схемы комплексного использования и охраны вод;

* планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод (статьи 81 и 82);

* планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод и аварий на водных объектах (статьи 78-80) [8, с.191].

3. Предоставление водных объектов в пользование. Основной целью предоставления водных объектов в пользование является удовлетворение питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей [8, с.191].

4. Контроль за использованием и охраной вод. Он осуществляется в порядке, установленном статьями 85-88 Водного кодекса Республики Беларусь, а также в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003 г. № 963 «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 2045) и другими нормативными правовыми актами [8, с.191].

5. Разрешение споров в области использования и охраны вод. Порядок разрешения споров в области использования и охраны вод определяется статьей 99 Водного кодекса Республики Беларусь. Для рассмотрения таких споров установлен как внесудебный, так и судебный порядок. Данные споры разрешаются органами, осуществляющими государственное управление в области использования и охраны вод, в соответствии с их полномочиями, а также судами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [8, с.191].