logo
Правонарушения в области предпринимательской деятельности

2.2 Юридический анализ административных правонарушений в области предпринимательской деятельности

административный правонарушение предпринимательский

Статья 12.4. Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов)

Объект правонарушения - общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с порядком формирования и применения цен (тарифов).

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образуют действия лица, нарушающего установленный порядок формирования и применения цен (тарифов). Например, в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов отпускные цены на мясную и молочную продукцию формируются организациями-изготовителями исходя из плановых затрат (плановой себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка [2, с. 141].

При формировании отпускных цен на мясную и молочную продукцию составляются плановые калькуляции себестоимости производства единицы измерения или расфасовки каждого вида продукции с расшифровками основных статей затрат (сырье, материалы, топливно-энергетические расходы, заработная плата) и обоснованием накладных, коммерческих и других расходов.

Затраты, включаемые в себестоимость продукции, рассчитываются по утвержденным в установленном законодательством порядке нормам и нормативам.

Для установления состава рассматриваемого правонарушения необходимо определить, что конкретно было нарушено при формировании или применении цен (тарифов).

С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер противоправного деяния и желает его совершить.

Субъектом правонарушения могут быть только должностные лица юридического лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за соблюдение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов).

В качестве взыскания применяется штраф в размере до сорока базовых величин [21, с. 216].

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образуют действия лица, нарушающие установленные соответствующими государственными органами фиксированные и (или) предельные цены (тарифы), предельные нормативы рентабельности, оптовые и (или) торговые надбавки (скидки).

С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер противоправного деяния и желает его совершить.

Субъектом правонарушения могут быть только должностные лица юридических лиц или ИП, ответственные за соблюдение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов).

В качестве взыскания применяется штраф на ИП или юр. лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образует отсутствие решения органа (должностного лица) юридического лица и ИП об установлении цен на товары:

- производимые в Республике Беларусь;

- ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения»;

- ввозимые из Российской Федерации; а также

- непредставление информации о ценах на эти товары в республиканский орган государственного управления по вопросам экономики в Республике Беларусь в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения [26, с. 93].

Непредставление информации означает отказ от представления такой информации либо фактическое ее непредставление.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Субъектом правонарушения могут быть только должностные лица юридического лица и ИП, а также юр. лица, ИП.

В качестве взыскания применяется штраф на индивидуального предпринимателя и юридическое лицо в размере до 10% стоимости реализованных товаров в части цен, на которые произведено нарушение [19, с. 128].

Статья 12.7. Незаконная предпринимательская деятельность

Объект правонарушения - общественные отношения в области предпринимательской деятельности, связанные с порядком ее регистрации и осуществления.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, образуют действия лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность:

- без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, либо

- с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях) [2, с. 142].

Согласно ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе фирменное наименование для коммерческих организаций, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления [15].