2. Типы и классы чинов по Табели о рангах
Стpyктypa текста Табели делится на2 части: систематизированная таблица, включающая всего262 должности военных(126) , гражданских (94) и придворных (42) чинов. Они были определены по14 классам. При этом 11-й класс включал лишь одну должность - корабельного секретаря .Но ,видимо? суеверных соображений решили не использовать «чертову дюжину» для нумерации рангов. Кузнецова Т.В., Кузнецов Л.С. Кадровое делопроизводство (традиционные и автоматизированные технологии). - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2005 - № 4. С. 82 - 88.
Остановимся подробнее на том, какие делопроизводственные должности вошли в Табель и каким образом они были распределены по рангам. Наиболее высокий ранг - 5-й был присвоен тайному кабинет-секретарю. К 6-му рангу были отнесены тайные советники канцеляристы Иностранной коллегии, обер-секретарь Сената. Рангом ниже шли обер-секретари Военной, Адмиралтейской, Иностранной коллегий. Обер-секретари прочих коллегий, секретари Сената относились к 8-му рангу.
9-й ранг включал архивариусов при обоих государственных архивах, сенатских протоколистов и переводчиков. Обратим внимание на то, что создание государственных архивов предусматривалось Генеральным регламентом, но к моменту подписания Табели они еще не существовали. Это в очередной раз демонстрирует, что Табель создавался с учетом Генерального регламента и не только констатировал уже существующие должности, но и предполагал возможные. Кстати, должностей обер-секретарей в штате большинства коллегий не было. И еще одно замечание. К этому же 9-му рангу относились «профессоры при академиях» (пока тоже не открытых) и «докторы всяких факультетов». Трудно сказать, чем было вызвано включение этих должностей в один класс, преувеличением ли значимости одних, либо наоборот, но это дает возможность предположить, что образование канцелярских чиновников, опыт их работы можно было соотнести с уровнем появляющейся научной интеллигенции.
К 10-му рангу относились секретари остальных коллегий, переводчики и протоколисты Военной, Адмиралтейской и Иностранной коллегий. К 11-му рангу относились «одинокие» корабельные секретари морской службы.
12-й и 13-й ранги включали секретарей в надворных судах и канцеляриях в губерниях и провинциях. К 13-му разряду так же относились сенатский регистратор, коллежские переводчики, протоколисты и актуариусы. Коллежские регистраторы и архивариусы получали 14-й класс. Так же к 14-му классу были отнесены коллегии-юнкеры (дворянские недоросли). Им ранг не присваивался (согласно 14-му пункту), но эта должность становилась для них первой ступенью карьерного роста. Если учесть, что в Табель не вошли должности копиистов и канцеляристов, которые должны были выслуживаться до табельных должностей, можно сделать вывод о том, что продвижение по службе для дворян было упрощено, по сравнению с выходцами из недворянских слоев.
Таким образом, в Табели нашла свое отражение строгая иерархия должностей канцелярских чиновников. При этом очень важно отметить, что законодатели стремились повысить престижность государственной службы и подчеркивали, что работа с документами является обязательной ступенью в постижении управленческого мастерства. Для привлечения к государственной службе была открыта возможность получения дворянства. Это должно было сделать этот вид деятельности привлекательным для представителей различных слоев, но прежде всего ставка делалась на молодых дворян. Для достижения более высоких чинов следовало пройти все нижние, постепенно приобретая необходимую выслугу. Условия вступления на службу шляхтичей были предпочтительнее. Вероятно, это было целесообразным, так как дворянство обладало более высоким образовательным уровнем.
Отнесение к тому или иному рангу зависело не только от должности, но и от учреждения, где служил чиновник. Отсюда следует, что наиболее высокий класс устанавливался для служащих в Сенате, затем шли чиновники Военной, Адмиралтейской и Иностранной коллегий. Завершали список чиновники остальных коллегий и местных учреждений. Это предопределило тенденцию, проявляющуюся далее, когда карьерный рост стал связываться не только с учреждением, где начиналась служба, но и с переходом из менее престижных местных учреждений в центральные и правительственные.
Особенности чиновничества в гражданской службе нашли свое отражение в 13-й и 14-й статьях. Придерживаясь принципа последовательности восхождения чиновника по служебной лестнице, Петр был вынужден констатировать, что «нужда, ныне необходимая, требует и в высшие чины того брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел». Эта мера признавалась неизбежной из-за острой нехватки квалифицированных чиновников для новых учреждений. В дальнейшем чинопроизводство должно было осуществляться на общих принципах выслуги. Дворянским детям надлежало пройти курс обучения при Сенате или при коллегиях, а при возможности и за границей.
Возможность получения дворянства за службу потребовала введения должности герольдмейстера, которой была посвящена 16-я статья. В его обязанности входило ведение дворянскими гербами и подготовка дипломов для дворянства.
Следует отметить, что структура подобная Табели о рангах была характерна и для шведских, и для датских законов. Она давала возможность при сравнительно небольшом объеме документа включить значительную информацию. Систематизация материала в табличную форму позволила добиться этого. Таблицы стали часто встречаться в документах XVIII в. Они содержатся в воинском и морском уставах, в инструкции и наказах воеводам и многих других законодательных актах. Это отражает возникшую тенденцию к формализации информации, позволяющей сократить объем документа, сохраняя его информационную емкость. Дав своему законопроекту название «Табель», Петр, вероятно, не предполагал, что предложил название для огромной группы документов, до сих пор применяемых в самых различных отраслях деятельности, где информация представлена в виде таблиц.
Нельзя не сказать и еще об одном моменте, оказавшем серьезное влияние на практику документирования. Введением Табели о рангах было введено обязательное титулирование. Титулирование как особое наименование высокопоставленных и должностных лиц применялось в переписке сначала XVIII в. Табель ввела законченную систему титулирования.
Чинам, указанным в Табели, были присвоены общие титулы. Чинам первых двух классов - «высокопревосходительство», 3-го и 4-го классов - «превосходительство», 5-го класса - «высокородие», 6,7 и 8-го классов - «высокоблагородие», а чинам остальных классов - «благородие». Частными титулами являлись обозначение чина или должности в соответствии с Табелью (например, господин полковник или господин губернатор). Третий вид титулов связывался с происхождением: граф, барон, князь. Кузнецова Т.В., Кузнецов Л.С. Кадровое делопроизводство (традиционные и автоматизированные технологии). - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2005 - № 4. С. 82 - 88.
Пользование общим титулом было обязательным во всех случаях обращения к вышестоящему по службе или общественному положению. Указание титула в адресах часто помогало установить адресата или автора документа, обозначить его вид при регистрации. Знание сложной системы титулов поднимало значимость чиновников, владеющих мастерством служебной переписки.
Дополнительно к «Табели о рангах» существовали еще и высшие почетные звания - статс-секретарь, член Государственного совета, сенатор, а так же так называемое внетабельное чиновничество - низшие канцелярские служащие (копиисты и пр.). Сетка должностей корреспондировалась с лестницей чинов, но не жестко, а допуская определенный «люфт», так что чин мог как бы опережать должность, а мог и отставать. Соответственно, и шкал привилегий было две - по должностям и по чинам.
Еще одной особенностью было то, что все чиновники носили мундиры, а зимой - и шинели, по которым можно было установить ведомство, где они служили и чин. При этом чиновников разных ведомств можно было различить и по пуговицам, и даже «с изнанки»: сановники первых пяти классов имели цветную подкладку шинелей, цвет которой зависел от ведомства: в телеграфном - желтая, путейском - зеленая, внутренних дел - красная…
Ношение мундиров было обязательным. Разработка их эскизов, периодическая перемена фасонов в соответствии с веяниями моды, детальная регламентация знаков различия и правил их ношения всегда считались одним из важнейших государственных дел, в подробности которых лично вникали сами императоры. Они, как правило, помнили детали форменной одежды всех высших и средних чинов и замечали малейшие отклонения от регламентов. Существовало семь вариантов форменной одежды - летняя, дорожная, будничная, особая, обыкновенная, праздничная и парадная - и подробное расписание, что в какие дни надлежит носить.
Свои еще более сложные и гораздо более престижные шкалы чинов и мундирных различий между родами войск и даже полками были так же в придворной и военной службах (последняя подразделялась на военную и флотскую). Мокрый В.С. Муниципальная служба: правовые вопросы, 2008 - № 1. 36 - 38.