§2. Принципы, цели и функции административной ответственности
Принципы административной ответственности - это ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:
· наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;
· наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;
· законность привлечения к административной ответственности;
· справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;
· своевременность ответственности;
· целесообразность привлечения к административной ответственности;
· неотвратимость наказания за совершение административных правонарушений Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 22-27..
Кодекс РФ об административных правонарушениях также содержит ряд принципов административной ответственности.
Первый принцип, по своей сути, представляет собой продолжение общеправового принципа формально юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. КоАП РФ установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Второй принцип - презумпция невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Принцип презумпции невиновности проявляется также в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Третьим принципом, закрепленным законодательно, является законность. Институт административной ответственности опирается также на ряд правил, связанных с обеспечением законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением:
- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;
- применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;
- при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1)..
В науке административного права выявлено значительное число принципов, до сих пор не нашедших законодательного признания в качестве основополагающих идей административной ответственности. К числу таких принципов нужно отнести следующие: справедливость и индивидуализация административной ответственности, ее своевременность, целесообразность и неотвратимость.
Справедливость выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения.
Индивидуализация административной ответственности является частью принципа справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил.
Своевременность означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения.
Целесообразность это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам.
Неотвратимость как принцип административной ответственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным.
Таким образом, принципы административной ответственности - это те основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.
Немногие из принципов административной ответственности получили свое закрепление в законодательстве об административных правонарушениях, остальные принципы освещены лишь в науке административного права.
Цель административной ответственности - это желаемый и планируемый результат, к которому стремится компетентный орган или должностное лицо, применяя меры административной ответственности к виновному лицу.
Целями административной ответственности являются: защита правопорядка, воспитание у граждан уважения к закону, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых правонарушений (общая и частная превенции). Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, -- кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности -- стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. М., 2005. С. 540..
Осуществляя характеристику сущности и особенностей административной ответственности, необходимо обратиться к описанию её функций.
Функции административной ответственности - это основные направления правового воздействия мер административной ответственности на общественные отношения, поведение субъектов, мораль, правосознание, культуру, в которых раскрывается ее сущность и социальное назначение.
В литературе высказываются различные точки зрения на функции административной ответственности. К примеру, А. Б. Агапов, пишет: «…одной из функций административной ответственности является ее превентивная (предупредительная) функция, побуждающая юридических и физических лиц к соблюдению законодательства. В основе этого - моральное воздействие на субъект правоотношения, предотвращающее противоправную акцию.
Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется прежде всего в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых карательных методов, не сопряженных с применением к гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.
Не менее важна, чем вышеперечисленные, ограничительная функция административно-правовой ответственности. Во многих случаях цель введения административных санкций заключена в создании предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения. К таковым относятся некоторые из административных взысканий, например, все три вида лишения специального права, административный арест, административное выдворение.
Правозащитная функция заключена в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов» Агапов А. Б. Административная ответственность: Учебник. М.,2000.С. 12-13.
Таким образом, к функциям административной ответственности относятся следующие: а) предупредительная (превентивная); б) карательная; в) ограничительная (по А. Б. Агапову).
Превентивная функция призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону.
Карательная функция проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния.
Таким образом, можно делать вывод о том, что административная ответственность, являясь видом юридической ответственности, обладает всеми признаками последней, при этом ей присущи и специфические черты, о которых говорилось в параграфе первом настоящей главы. Также административная ответственность имеет свою систему принципов и выполняет определенные функции для достижения собственных целей.
Глава II
Основания и меры административной ответственности
- Введение
- §1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
- §2. Принципы, цели и функции административной ответственности
- §1. Нормативное и процессуальное основания административной ответственности
- §2. Административное правонарушение как основание административной ответственности
- §3. Применение административного наказания - завершающий элемент в структуре административной ответственности
- Заключение
- 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности
- 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности
- 58. Административная ответственность как вид юридической ответственности и вид административного принуждения.
- 1.1 Административная ответственность как вид юридической ответственности
- Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
- 58. Административная ответственность как вид юридической ответственности и вид административного принуждения.