logo
Найди свою команду

1.3. Города федерального значения

В связи с направленностью настоящего курса, отдельно в нем будет рассмотрен особый вид субъекта федерации - города федерального значения. На сегодняшний день в России имеется два таких города – Москва и Санкт-Петербург.

Особый статус таких городов объясняется их исключительным административно-политическим, экономическим, военно-стратегическим значением. Город федерального значения равноправен с другими субъектами Федерации. Так же как области и края он не имеет своей конституции, а его статус определяется уставом города, принимаемым его представительным органом.

Устав г. Москвы принят 28 июня 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ, он определяет предметы ведения города как субъекта Федерации, его территориальное устройство, статус всех органов власти, порядок их формирования и взаимодействия, их полномочия и ответственность, бюджет и финансы, формы прямого волеизъявления жителей Москвы и их участия в деятельности органов власти. Кроме того, отдельные главы посвящены отношениям собственности и осуществлению Москвой функций столицы РФ. Представительным (законодательным) органом является Московская городская Дума, избираемая жителями путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. В ее составе 35 депутатов.

Во многом сходную структуру имеет организация власти в г. Санкт-Петербурге. Глава его исполнительной власти, также избираемый населением, именуется губернатором. Губернатор возглавляет Администрацию Санкт-Петербурга, в которую входит также Правительство города. Законодательная власть принадлежит Законодательному Собранию, состоящему из 50 депутатов, избираемых на 5 лет.

Руководители обоих городов назначаются Президентом Российской Федерации в том же порядке, что и главы субъектов РФ. При этом Москва имеет более сложный юридический статус, поскольку она является столицей государства. Есть свои сложности и с административно-территориальным устройством столицы.

В соответствии со ст. 15 Устава города Москвы территориальными единицами столицы признаются районы и административные округа. При этом, согласно ст. 17 Устава города Москвы, административные округа образуются Мэром Москвы для административного управления соответствующими территориями и включают в себя несколько районов города Москвы.

Города федерального значения имеют свой бюджет, свое имущество. Выполнение решений органов государственной власти городов федерального значения по своим предметам ведения, реализация положений законов и подзаконных актов должны осуществляться за счет собственных средств этих субъектов Российской Федерации.

Существенным для городов федерального значения является возможность через свои законодательные (представительные) органы участвовать в федеральном законотворческом процессе посредством законодательной инициативы, а также при согласовании законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.