logo
билеты по ТГП

Понятие и виды государственных органов.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 

1) юридически организационный и экономически определенный характер;

2) наличие собственной структуры;

3) имеет государственно-властные полномочия;

4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;

5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;

6) выполнение строго определенных государственных функций и задач;

7) обладание правом на издание юридических актов;

8) наличие нужных материальных средств;

9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;

10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования

1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

  1. Место теории государства и права в системе юридических наук.

  2. Объективное и субъективное право: понятие и соотношение.

  3. Форма государственного устройства: понятие и виды.

  4. Патриархальная теория происхождения государства.

  5. Структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

  6. Внешние функции государства.

Внешние функции государства– функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.       В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:       1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;       2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.       Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.       1.  Военную —в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.       Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.       2.  Функцию сотрудничества с другими государствами —она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.        Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:       1) в экономике;       2) поддержании мира и мирового правопорядка;       3) природоохранительной деятельности;       4) борьбе с международной преступностью;       5) сфере науки, культуры, образования;       6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4