Понятие и виды государственных органов.
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.
В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:
1) юридически организационный и экономически определенный характер;
2) наличие собственной структуры;
3) имеет государственно-властные полномочия;
4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;
5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме;
6) выполнение строго определенных государственных функций и задач;
7) обладание правом на издание юридических актов;
8) наличие нужных материальных средств;
9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов;
10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.
Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:
1) от порядка их формирования;
2) объема выполняемых полномочий;
3) широты компетенции;
4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);
5) числа государственных гражданских служащих;
6) времени функционирования.
В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:
1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;
2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).
В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:
1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;
2) центральные, в частности министерства;
3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.
В зависимости от широты компетенции различают:
1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;
2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.
В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:
1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;
2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.
В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:
1) законодательные;
2) исполнительные;
3) судебные;
4) контрольно-надзорные органы.
В зависимости от времени функционирования:
1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;
2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
-
Место теории государства и права в системе юридических наук.
-
Объективное и субъективное право: понятие и соотношение.
-
Форма государственного устройства: понятие и виды.
-
Патриархальная теория происхождения государства.
-
Структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
-
Внешние функции государства.
Внешние функции государства– функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач. В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно: 1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях; 2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ. Можно выделить две основные внешние функции Российского государства. 1. Военную —в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия. Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов. 2. Функцию сотрудничества с другими государствами —она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений. Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество: 1) в экономике; 2) поддержании мира и мирового правопорядка; 3) природоохранительной деятельности; 4) борьбе с международной преступностью; 5) сфере науки, культуры, образования; 6) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Предмет теории государства и права.
- Понятие, структура и виды правового сознания.
- Взаимная ответственность личности и государства как признак правового государства.
- Методология науки о государстве и праве.
- Правовая норма: понятие, признаки и виды.
- Принцип разделения властей как демократический способ функционирования государственной власти.
- Психологическая теория права.
- Понятие и виды источников права.
- Теологическая концепция происхождения права.
- Правовая культура личности.
- Понятие и виды государственных органов.
- Договорная теория происхождения государства.
- Гипотеза правовой нормы: понятие и виды
- Политический режим: понятие и виды.
- Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
- Правовое государство: понятие и признаки.
- Теория различения права и закона.
- Понятие и виды социальных норм.
- Внутренние функции государства.
- Социальная природа и признаки права.
- Санкция правовой нормы: понятие и виды.
- Функции государства: понятие и классификация.
- Функции права: понятие и классификация.
- Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений
- Понятие системы права и характеристика ее элементов.
- Объект правоотношения: понятие и виды.
- Правовое государство. Понятие и признаки.
- Понятие и виды систематизации законодательства.
- Внешние функции государства.
- Понятие и виды субъектов правоотношений.
- Понятие правосубъектности: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
- Понятие, основания возникновения и виды юридической ответственности.
- Понятие и виды государственных органов.
- Понятие и классификация юридических фактов.
- Понятие принципы и гарантии законности.
- Форма государства: понятие и характеристика структурных элементов.
- Основания, цели и принципы юридической ответственности.
- Стадии правоприменительного процесса.
- Понятие государственного механизма.
- Социальная природа и признаки права.
- Понятие правомерного поведения, его социальная и юридическая характеристика.
- Форма правления: понятие и виды.
- Теория естественного права и ее значение для разработки концепции прав и свобод человека и гражданина.
- Понятие, структура и виды правового сознания.
- Политический режим: понятие и виды.
- Соотношение государства и права.
- Понятие состава правонарушения.
- Республика как форма правления: понятие и виды.